Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 00:04, курсовая работа
Целью написания курсовой работы, исходя из выявленной актуальности тематики, является выявление особенностей денежной системы России, ее проблем и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– систематизировать теоретическую информацию о видах денежных систем, их структуре и принципах функционирования;
– изучить и дать характеристику денежной системы России;
– провести анализ динамики показателей денежной системы России в 2010 г.;
– сформировать перечень перспективных направлений денежной системы России.
Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Сущность и характеристика денежной системы..……………………….4
1.1. Денежная система: виды, функции, структура…………………..………..4
1.2. Законодательная основа денежной системы…………………………........9
1.3. Инструменты и методы регулирования денежной системы России..…..11
Глава 2. Денежно-кредитная политика в 2010 году……………………………...14
Глава 3. Цели денежно-кредитной политики в 2011-2013 годах………………..23
1.1. Инструменты ДКП и их использование в 2011-2013 годах.…………….29
Заключение……………………………………………………………………........32
Список литературы…………………………………………………………….......33
Приложение 1………………………………………………………………………34
Приложение 2………………………………………………………………………36
3.1. ИНСТРУМЕНТЫ ДКП И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В 2011 – 2013 ГОДАХ
В
среднесрочной перспективе
Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.
Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности – депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия – депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.
С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других, приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.
При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.
Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований.
Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.
Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.
В
2011-2013 годах Банк России продолжит взаимодействие
с Минфином России как в сферах, непосредственно
относящихся к реализации денежно-кредитной
политики, так и в области дальнейшего
развития национальных финансовых рынков.
В частности, будет продолжено использование
реализованного Минфином России совместно
с Банком России механизма размещения
временно свободных бюджетных средств
на депозиты в кредитных организациях,
позволяющего сглаживать воздействие
неравномерности бюджетных потоков на
состояние банковской ликвидности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретические основы денежной системы, было раскрыто понятие денежной системы, ее функции и структура. Определено, что в настоящее время денежная система представлена многообразием элементов. Подводя итог из вышесказанного, нужно отметить, что денежная система представляет собой подсистему общего образования экономической системы. Она функционирует в рамках общих и специфических денежных законов, подчинена общим юридическим нормам общества.
В
своей работе я попыталась определить
основные проблемы развития денежной
системы России и способы преодоления
проблем. Специфика денежной системы России
проявляется в организации ее посредством
эмиссии денег. Выявлено, что регулирование
денежного обращения, возлагаемое на Банк
России, осуществляется в соответствии
с основными направлениями денежно-кредитной
политики, которая разрабатывается и утверждается
в порядке, установленном банковским законодательством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азрилиян А.Н. Экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2009. -1152с.
2. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006 – 288 с.
3. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. Е. Ф. Жукова. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 431 с.
4. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». www.consultant.ru
5. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки.: учебник, М.:КНОРУС, 2008. - 559 с.
6. Ларионова И.К, Пилипенко Н.Н., Щербакова В.Н. Экономическая теория. М.: Издательско-торговая корпорация. «Данилов и К», 2006г.
7.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов / Центральный банк Российской Федерации, 2010г.
8. Официальный сайт Центрального банка РФ http://www.cbr.ru
9. Российская газета - Федеральный выпуск №5344 (265) от 24 ноября 2010г.
10.Сёмин
А. Ставка рефинансирования // ООО «Центр
экономических проектов» // Режим доступа:
[http://umito.ru/index.php?p=
11. Свободная энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki
12. Федеральный закон "О деньгах и денежной системе Российской Федерации" Статья 2. Денежные системы. http://www.yur.ru/laws/3.htm
13. Федеральный
закон «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля
2002 г. (с изм. и доп. от 15.02.2010 N 11-ФЗ)
// Справочная правовая система «Консультант
Плюс». www.consultant.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Прогноз
платежного баланса РФ на 2011 – 2013 годы
(млрд. долларов США)
2010
г.
оценка |
2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||||
76 долларов США за баррель |
1 вариант(60 долларов США за баррель) |
2 вариант(75 долларов США за баррель) |
3 вариант(90 долларов США за баррель) |
1 вариант(60 долларов США за баррель) |
2 вариант(78 долларов США за баррель) |
3 вариант(95 долларов США за баррель) |
1 вариант(60 долларов США за баррель) |
2 вариант(79 долларов США за баррель) |
3 вариант(95 долларов США за баррель) | |
Счет текущих операций |
70,5 |
4,7 |
35,7 |
67,3 |
-26,0 |
17,7 |
46,8 |
-53,0 |
-21,3 |
0,8 |
Баланс товаров и услуг | 118,3 | 49,7 | 86,4 | 121 | 19,7 | 69 | 101,2 | -5,7 | 31,9 | 57,2 |
Экспорт | 439 | 388,3 | 448,5 | 495,8 | 389,6 | 471,1 | 535,9 | 395,8 | 489,6 | 561,1 |
Импорт | -320,6 | -338,6 | -362,1 | -374,8 | -369,9 | -402,2 | -434,7 | -401,4 | -457,7 | -503,9 |
Баланс доходов и текущих трансфертов | -47,8 | -45,0 | -50,6 | -53,7 | -45,7 | -51,3 | -54,4 | -47,4 | -53,2 | -56,4 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | -20,5 | -13,0 | 12,0 | 22,0 | 2,0 | 17,0 | 27,0 | 7,0 | 22,0 | 32,0 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -20,6 | -13,0 | 12,0 | 22,0 | 2,0 | 17,0 | 27,0 | 7,0 | 22,0 | 32,0 |
Сектор гос. управления и органы денежно-кредитного регулирования | 1,4 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) | -22,0 | -15,0 | 10,0 | 20,0 | 0,0 | 15,0 | 25,0 | 5,0 | 20,0 | 30,0 |
Изменение
валютных резервов
«+» - снижение, «-» - рост |
-50,0 |
8,3 |
-47,7 |
-89,3 |
24,1 |
-34,6 |
-73,8 |
46,0 |
-0,7 |
-32,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Прогноз
показателей денежной программы
на 2011 – 2013 годы (млрд. рублей)*
2010 г. оценка |
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||||||
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант | |||
Денежная база (узкое определение) | 5922 | 6379 | 6838 | 7068 | 7050 | 7757 | 8224 | 7717 | 8641 | 9320 | |
Наличные деньги в обращении, вне Банка России | 5789 | 6230 | 6679 | 6904 | 6880 | 7569 | 8025 | 7523 | 8424 | 9085 | |
Обязательные резервы | 133 | 149 | 159 | 165 | 171 | 188 | 199 | 194 | 218 | 235 | |
Чистые международные резервы (ЧМР) | 14682 | 14433 | 16121 | 17377 | 13705 | 17165 | 19606 | 12317 | 17144 | 20597 | |
Чистые внутренние активы (ЧМА) | -8760 | -8054 | -9282 | -10309 | -6655 | -9407 | -11382 | -4599 | -8502 | -11277 | |
Чистый кредит расширенному правительству | -4683 | -3761 | -4511 | -5224 | -2869 | -4603 | -6126 | -1686 | -4693 | -6884 | |
Чистый кредит федеральному правительству | 3683 | -2661 | -3411 | -4125 | -1670 | -3403 | -4927 | -386 | -3393 | -5584 | |
Остатки
средств консолидированных |
-1000 |
-1100 |
-1100 |
-1100 |
-1200 |
-1200 |
-1200 |
-1300 |
-1300 |
-1300 | |
Чистый кредит банкам | -1400 | -1616 | -2158 | -2359 | -893 | -2080 | -2277 | 489 | -734 | -983 | |
Валовой кредит банкам | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 1600 | 600 | 600 | |
Корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков и др. | -2000 |
-2216 |
-2758 |
-2959 |
-1493 |
-2680 |
-2877 |
-1111 |
-1334 |
-1583 | |
Прочие чистые активы | -2677 | -2677 | -2614 | -2726 | -2892 | -2724 | -2979 | -3403 | -3074 | -3409 | |
*Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2010 года |