Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы денежно-кредитной политики ,во второй главе управление спросом и предложением денег, в третьей главе рассмотрены резервные требования и мультипликативные эффекты в денежной системе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
Введение………………………………………………………………………………..….3
1. 1Теоретические основы денежно- кредитной политики и ее инструменты ..……...6
1.1 Социально экономические проблемы, требующие государственного вмешательства ……………….………………………………………………………..…10
1.3 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами………………………………………………………………11
1.3.1 Неоклассическая школа…………………………………………………………...11
1.3.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования…………………….12
1.3.3 Монетаристская количественная теория денег………………………………….13
2Управление спросом и предложением денег…………………………………………14
2.1 Денежная масса: спрос и предложение………………………………………….…14
2.2 Объем ВВП, цены и денежная масса……………………………………………….16
2.3 Скорость обращения денег и денежная масса…………………………………..…17 2.4 Процентные ставки финансовых активов и их влияние на денежную массу...…18 2.5 Предложение денег…………………………………………………………………..19
3 Резервные требования и мультипликативные эффекты в денежной системе……..20 3.1 Резервные требования…………………………………………………………..….20
3.2 Роль изменения нормы резервных требований……………………………………21
3.3 Мультипликатор автономных налогов……………………………………………..22
3.4Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………………23
3.5Мультипликатор трансфертов……………………………………………………….24
3.6 Мультипликатор внешней торговли………………………………………………..24
3.7 Денежный мультипликатор………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………………………………………….....26
Глоссарий………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………………...30
Список сокращений……………………………………………………………………...31
Приложения…………………………………………………………………………...
Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
1.1 Социально экономические проблемы, требующие государственного вмешательства
Государственное вмешательство в экономику может быть двух видов: косвенное, или административное, и прямое, или экономическое. Косвенное (административное ) вмешательство понимается регулирование экономической деятельности без денег. Оно базируется на основе использования механизма законодательной и исполнительной власти.
Функции косвенного регулирования в смешанной экономике развитых стран:
1. Обеспечение правовой базы, или правовой инфраструктуры, с целью которой создаются законодательные и нормативные условия для эффективной хозяйственной деятельности. Аналогичное законодательство относится и к отношениям между рабочими и менеджерами, между самими фирмами. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, которые включают поддержание общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг и пр.
2. Защита конкуренции. Из характеристики основ рыночной экономики, известно, что конкуренция служит основным регулирующим механизмом в ее становлении и дальнейшем функционировании. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителя. Появление монополий резко изменяет эту ситуацию. Поэтому правительство проводит ряд антимонополистических, или антитрестовых, законов и целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Прямое (экономическое) вмешательство предполагает использование средств государственного бюджета в виде инвестиций, дотаций и субсидий (безвозмездной помощи) с целью создания благоприятных условий для эффективного развития частного сектора в рыночной экономике. Прямое государственное вмешательство, или регулирование, охватывает две сферы: производство общественных благ, или инфраструктуры, и социальное обеспечение.
1.2 Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики
Под понятием финансово-кредитной системы представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментарий регуляторов государственного регулирования.
Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды. Использование финансовых регуляторов имеет две стороны:
дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
автоматическая финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
Налоговое регулирование осуществляется в процессе мобилизации доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги (налог на прибыль, на имущество и др.),которые служат целям стимулирования эффективности вложений в хозяйственную деятельность, особенно если речь идет о прямых налогах с предприятий, фискальное значение которых в последнее десятилетие в развитых странах падает, а регулирующее - все более возраст
Подоходный налог с граждан, который относиться в прямым налогам, исчисляется в большинстве стран по прогрессивной шкале, что само по себе содержит регулирующий элемент (действие встроенного стабилизатора).
Денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.
В данной статье речь пойдет об использовании рынков финансовых услуг (в широком понимании) в целях государственного регулирования социально-экономических процессов. При этом под финансовыми услугами здесь и далее понимаются любые услуги, оказываемые действующими в сфере перераспределения средств физических и юридических лиц финансово-кредитными организациями. Правильнее было бы, конечно, использовать термин "услуга" только по отношению к коммерческой части перераспределительных отношений (то есть финансовых услуг, реализуемых на открытом рынке и оказываемых потребителям на принципах возмездности, платности, срочности, возвратности и т.п.). Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23.06.99 г. №117-ФЗ (ст.3) относит к ним банковские операции и сделки, предоставление страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
1.3 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами
1.3.1 Неоклассическая школа
Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.
Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться, прежде всего, о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.
Мировой экономический кризис 1929--1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Англии и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.
1.3.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования
Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала книга Дж. Кейнса "Общая теория занятости населения, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в .Макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.
Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.
В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости населения. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет % ставку, поскольку последняя представляет собой затраты получения ссуды для финансирования инвестиционных проектов. Рост % ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а ,следовательно, будут падать объем производства и трудоустроенность.
Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать ставку процента на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту ставки % и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных издержек.
1.3.3 Монетаристская количественная теория денег
Послевоенный период вплоть до конца 60-х — начала 70-х гг.Отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60—70-х гг.обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования. Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.
Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.
прибылей и трудоустроенности.
2Управление спросом и предложением денег
2.1 Денежная масса: спрос и предложение
Спрос на деньги и их предложение- это самые сложные категории современной рыночной экономики. Все связано.Во-первых , со сложностью экономической природы денег. Было замечено еще в прошлом веке, что "деньги для экономической науки - это то же, что квадратура круга для геометрии". А во-вторых, движение денег в современной экономике происходит не автономно, а в экономической системе с многоцелевой направленностью. Где действуют как объективные, так и субъективные факторы. При этом роль денег неоднозначна. В одних экономических процессах они являются зависимой переменной ( к примеру, при стагнации экономики или гиперинфляции деньги теряют активную роль), а в других - при экономическом росте с использованием широкого спектра факторов - их роль весьма существенна. В-третьих. Роль спроса на деньги, его позитивное воздействие на экономику в российских условиях намного меньше, чем в развитых рыночных экономиках. Это связано с широкомасштабной трансформацией нашей экономической системы, в условиях которой многие экономические процессы неустойчивы.
К числу основных факторов спроса на деньги можно отнести следующие:
спрос на денежные средства, которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности, выплаты заработной платы, авансирования оборотных средств, также для покупки товаров в розничной торговле и т.д.
уровень и динамика всех видов цен (потребительских, производительных, закупочных в сельском хозяйстве, транспортных тарифов, тарифов на коммунальные услуги и т.д.). Эти цены привязаны к отдельному конкретному товару, из- за этого спрос на деньги опосредуется спросом на товар, но это зависит от уровня и динамики цен. Если цены будут расти при том же количестве товаров, спрос на деньги будет увеличиваться в соответствии с ростом цен. Для нашей
экономики характерен двукратный спад производства при одновременном росте цен и денежной массы.
спрос на финансовые активы. В современной экономике широко распространены операции с экономическими и финансовыми активами.
Например, покупка недвижимости - это покупка экономического актива. Покупка валюты, депозиты в банках, банковские сертификаты и т.д. и
даже акции компаний, котирующиеся на бирже, - все это финансовые активы. Чтобы приобрести требуются деньги "высокой эффективности".Это значит наличные деньги (рубли или валюта) или наличные деньги в резерве Центрального банка;
процентные ставки на финансовые активы, которые выполняют функции цены активов. В российских условиях эти ставки намного превышают уровень рентабельности реального сектора. сектора экономики - от 24 до 5%.
Высокий уровень процентных ставок на финансовые активы поддерживает высокую конъюнктуру спроса на финансовые активы, так же снижает спрос на деньги "высокой эффективности" и для реального сектора экономики.
скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги;
совокупность валютных факторов из-за их неустойчивости и подверженности инфляции рубля, а также из-за принятого порядка формирования курса рубля.
В современных российских условиях спрос на доллары превышает спрос на рубли. Это делает актуальной задачу стимулирования спроса на рубли, с тем чтобы национальная денежная единица была главным ориентиром в деятельности субъектов рынка;
потребности в финансовом обеспечении предполагаемых затрат на инновации и инвестиции. Это значит потребности, выходящие за рамки текущего финансового оборота. Российские экономисты обычно считают спросом на деньги, которые необходимы для расширенного воспроизводства.
спрос на деньги зависит от применения современных финансовых и банковских технологий, отлаженности всей системы платежно-расчетного оборота.
Информация о работе Денежно- кредитная политика в России и инструменты ее реализации