Денежно- кредитная политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы денежно-кредитной политики ,во второй главе управление спросом и предложением денег, в третьей главе рассмотрены резервные требования и мультипликативные эффекты в денежной системе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..….3
1. 1Теоретические основы денежно- кредитной политики и ее инструменты ..……...6
1.1 Социально экономические проблемы, требующие государственного вмешательства ……………….………………………………………………………..…10
1.3 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами………………………………………………………………11
1.3.1 Неоклассическая школа…………………………………………………………...11
1.3.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования…………………….12
1.3.3 Монетаристская количественная теория денег………………………………….13
2Управление спросом и предложением денег…………………………………………14
2.1 Денежная масса: спрос и предложение………………………………………….…14
2.2 Объем ВВП, цены и денежная масса……………………………………………….16
2.3 Скорость обращения денег и денежная масса…………………………………..…17 2.4 Процентные ставки финансовых активов и их влияние на денежную массу...…18 2.5 Предложение денег…………………………………………………………………..19
3 Резервные требования и мультипликативные эффекты в денежной системе……..20 3.1 Резервные требования…………………………………………………………..….20
3.2 Роль изменения нормы резервных требований……………………………………21
3.3 Мультипликатор автономных налогов……………………………………………..22
3.4Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………………23
3.5Мультипликатор трансфертов……………………………………………………….24
3.6 Мультипликатор внешней торговли………………………………………………..24
3.7 Денежный мультипликатор………………………………………………………....25
Заключение…………………………………………………………………………….....26
Глоссарий………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………………...30
Список сокращений……………………………………………………………………...31
Приложения…………………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

                 спрос на деньги зависит от интенсивности процессов сбережения денег как на счетах фирм, банков, так на личных счетах граждан, на депозитах, особенно срочных и страховых вкладов. Интенсивность образования сбережений измеряется остатками денежных средств на счетах. Рост сбережений расширяет возможности использования денег в безналичном обороте, поскольку прирост денег обеспечен тем, что часть ранее выпущенных денег находится в банковском обороте.

Таким образом можно  определить спрос на деньги. Это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых операций по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, к тому же цены. Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки средства на счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике Центрального банка.

 

2.2 Объем ВВП, цены и денежная масса

При анализе мировой статистики видно, что во многих странах с развитой рыночной экономикой денежная масса растет быстрее не только по отношению к реальному ВВП, но и к потребительским ценам, а также к ВВП в текущих ценах. Значит на  протяжении длительных периодов денежная масса устойчиво увеличивается быстрее физического объема производства. Если сопоставить  индексы денежной массы и потребительских цен ,тогда можно  увидеть, что как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой рост денежной массы опережает увеличение потребительских цен.

На протяжении длительных периодов (5 и 10 лет) денежная масса устойчиво увеличивается быстрее физического объема производства и быстрее потребительских цен.

В странах с развитой рыночной экономикой в 1992-1996 гг., по исходным данным Мирового банка, денежная масса (М2) в среднем за год увеличивалась на 3,5%, а прирост реального ВВП составлял 1,9%, т.е. денежная масса росла в 1,8 раза быстрее. Очень высокий коэффициент опережения в Китае, как нам представляется, вызван либерализацией .

 

2.3 Скорость обращения денег и денежная масса

Из количественной теории денег. Денежная масса зависит от скорости обращения денег: чем выше при прочих равных условиях (уровень цен и объем реального ВВП) скорость обращения денег, тем меньше денежной массы нужно для обслуживания годового производства ВВП. Скорость обращения денег представляет собой число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов. Таким образом, скорость обращения денег, как считает П. Самуэльсон, показывает скорость обращения дохода. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус, Экономика Скорость обращения денег изменяется во времени в зависимости от изменения финансовой системы, привычек, мнений, видов на будущее и распределения денежной массы между различными видами организаций и группами людей с различными доходами. Можно спорить о полноте и соподчиненности факторов скорости обращения денег, но безусловно, что на динамику этого показателя влияет значительное число не только объективных, но субъективных факторов. В международных сопоставлениях скорость обращения денег определяется и как "количество трансакций (точнее, количество единиц ВВП), обслуживаемых единицей денег в течение определенного периода времени, например года". Кратковременные циклические колебания имеют противоположный характер - когда растут производство и реальные доходы, V, как правило, тоже повышается за короткое время; когда производство падает, V тоже снижается.

 

2.4  Процентные ставки финансовых активов и их влияние на денежную массу

В системе процентных ставок финансовых активов принадлежит ставке рефинансирования, которая выполняет функцию учетной единицы. Банк России, опираясь на некий анализ денежного рынка, в том числе изменение функции ставок межбанковского рынка, регулирует ставку рефинансирования.

В 1996 г. он изменял ее 5 раз, снизив со 160 до 48%, а в 1997 г. - также 5 раз . Если по динамике ставки рефинансирования 1991-1997 гг. в известной мере можно судить об удешевлении денег, то это должно было повысить спрос на деньги и расширить их предложение. С 17 февраля 2003 г.  по настоящее время  она составляет 18%. Согласно экономической теории, спрос на финансовые активы находится в обратной зависимости от изменения процентных ставок.

На денежную массу влияет фактор изменения процентных ставок в системе других факторов, действие которых в определенной экономической и финансовой ситуации гораздо сильнее и противостоит фактору процентных ставок. Чтобы определить  чистое влияние этого фактора, нужен более широкий массив экономической информации. Обращает на себя внимание обратная зависимость между изменением ставки рефинансирования в течение года и изменением эмиссии. В январе 1996 г. изъятие денег составило 4,7 трлн. руб., а в декабре 1996 г.  Эмиссия равнялась 10,2 трлн. руб., причем учетная ставка снизилась со 160 до 48%. Доходность государственных ценных бумаг сократилась с 78,87% в январе 1996 г. до 32,59% в декабре 1996 г., увеличился объем эмиссии ГКО со 157,0 трлн. до 432,5 трлн. руб., В этом сегменте рынка в краткосрочном плане четко прослеживается обратная зависимость между уровнем доходности и объемом квазиденег.

По своему объему превосходят денежную массу и  спрос на финансовые активы и их предложения. И такой перекос спроса возможно связан с многократным превышением нормы доходности части финансовых активов по сравнению с рентабельностью реального сектора экономики.

 

2.5 Предложение денег

Предложением денег можно назвать  денежную  массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Денежная система состоит из неких элементов:

                 Национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг (к примеру: рубль, доллар, франк);

                 Регламентация безналичного оборота;

                 Системы кредитных и бумажных денег, которые являются законными платёжными средствами в наличном обороте;

                 Масштаб цен;

                 Система эмиссии денег - это законодательно закреплённый порядок обеспечения выпуска денег в обращение и их изъятие;

                 Государственные органы (регулируют денежное обращение).

Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).

Предложение денег включает в себя наличность и депозиты. Величина предложения денег задается государством и зависит от количества наличных и безналичных денег в экономике, а на величину спроса на деньги влияет главным образом уровень цен.Центральный  банк  создает наличные деньги. Они поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, валюты,  ценных бумаг, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность поступающая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, а вторая  поступает в КБ в виде депозитов.

Чтобы поддержать  ликвидность  КБ из уже  имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, которые  представляют  собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. А оставшаяся у КБ часть денежных средств, которая называется  избыточными резервами. Может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам. ЦБ может контролировать предложение денег, путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.

Второй составляющей денежного предложения – это чековые вклады. Чековые расчёты очень удобны и безопасны. Если необходимо заплатить долг, выписывается чек на данную сумму или выслать по почте. Чек должен быть индексирован, т.е. подписан на обратной стороне лицом, получившим по нему наличными. Так же  удобно всё же выписать чек, чем транспортировать, пересылать и подсчитывать большие суммы наличных денег. В силу этих причин деньги безналичного расчёта стали основной формой денег в зарубежных странах.

Из вышесказанного  можно сделать вывод о том, что в общей совокупности предлагаемых рынку денежных средств наличные денежные знаки занимают около 5 % от всего денежного оборота, в то время как чековые вклады - около 15 %, а мелкие срочные вклады - примерно 45 % от всего оборота денежных средств. Делая итого можно сказать, что в современном рынке деньги в нашем понимании играют относительно малую роль.

 

3 Резервные требования и мультипликативные эффекты в денежной системе

  3.1   Резервные требования

Под понятием резервные требования можно представить собой инструмент монетарной политики, который используется во многих странах мира. Суть заключается в следующем: при наличии в пассиве баланса банков определенного вида обязательств центральный банк требует от банков осуществить вложения в конкретные виды активов  в определенном объеме. Эти вложения носят название обязательных резервов, а соотношение их объемов с объемами резервируемых обязательств задается путем установления набора коэффициентов – норм (нормативов) резервирования.

Этот механизм позволяет центральному банку оказывать воздействие на активную часть баланса банков, вынуждая банковский сектор осуществлять определенные виды вложений.

Повышение резервных требований центрального банка может производиться путем расширения состава резервируемых обязательств,

сокращения состава резервных активов, повышения нормативов резервирования. Снижение резервных требований может достигаться за счет

                  сокращения состава резервируемых обязательств;

                  расширения состава резервных активов;

                  снижения нормативов резервирования.

 

     3.2 Роль изменения нормы резервных требований

Резервные требования Банка России являются инструментом проводимой им денежно-кредитной политики. Банком России выделяются следующие категории резервируемых обязательств кредитных организаций: обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации, обязательства перед физическими лицами в валюте Российской Федерации, обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами в иностранной валюте, обязательства перед физическими лицами в иностранной валюте, иные обязательства кредитных организаций в валюте Российской Федерации,иные обязательства кредитных организаций в иностранной валюте.

Изменение нормы резервирования является достаточно «грубым» и применяется очень редко, когда ранее рассмотренных регуляторов недостаточно. Фактически изменение норматива резервов воздействует на всю банковскую систему в целом. Если все банки системы в точности соблюдают требования величины резервов, то изменение норматива резервов делает их одновременно или резервно-избыточными или  либо резервно-дефицитными . Все банки в этих условиях ведут себя довольно одинаково, может показаться, что в силу применяемой практики проводки чеков через резервные вклады, банковская система в целом не будет мультиплицировать деньги. В действительности эффект мультипликации сохраняется.

Если  банки увеличили размеры кредитов на 100 тыс. дол., что находит отражение в соответствующих изменениях активов и пассивов как банков, так и домашних хозяйств. Тогда при новом нормативе 20 тыс. дол. избыточных резервов позволяют банкам увеличить размер пассивов на 250 тыс. дол. Из-за этого банки начинают скупать через дилеров казначейские обязательства у домашних хозяйств. Повышение спроса на обязательства повышает их цены и снижает доходность до уровня процента по кредитам. Практически оба процесса идут одновременно - расширение кредитных операций и покупка обязательств. Дилеры направляют спрос на обязательства к домашним хозяйствам. Тогда дилеры фактически перепродают обязательства на 150 тыс. дол., резервные счета коммерческих банков одновременно уменьшаются  и увеличиваются на 150 тыс. дол. В результате сумма резервов остается неизменной, а сумма текущих счетов достигает величины 1250 тыс. дол., при которой 100 тыс. дол. резервов соответствуют новому нормативу. Можно заметить ,что капитальные счета ни банков, ни домашних хозяйств не изменяются. Механизмы воздействия повышения норматива резервов на уменьшение предложения денег действуют аналогичным образом.

3.3 Мультипликатор автономных налогов

Мультипликатор налогов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид:

С = С + mрc (Y - Т).

Следует обратить внимание на 2 момента: 1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода.

Эффект мультипликатора - эффект изменения в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах. Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства. 2)по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов.

3.4Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает  равные приросты правительственных расходов и налогов, которые вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных налогов и расходов. При предельной склонности к потреблению (MPC), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд. долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов млрд. долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд. долл., т.к. мультипликатор сократится на 60 млрд. долл. прирост государственных расходов на 20 млрд. долл., Вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд. долл. Из этого следует, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд. долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов. Мультипликатор трансфертов показывает, во сколько раз увеличивается или (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов - предельная склонность к потреблению. Чем она будет больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой  совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

       

  3.5Мультипликатор трансфертов

Информация о работе Денежно- кредитная политика в России и инструменты ее реализации