Денежное обращение РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание

Предметом работы выступает денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, объектом исследования являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства, предприятий различных форм собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………....3-4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Денежное обращение. Налично-денежное и безналичное обращение.……………………………………………………….........5-8
1.2. Денежная система. Типы и элементы денежной системы……………………………………………………….……....8-10
1.3. Денежная масса. Законы денежного обращения. Скорость
обращения денег.................................................................................10-13
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ РФ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
2.1 Денежная система РФ…………………………………..……….13-17
2.2. Денежное обращение в СССР……………………………….…17-19
2.3. Сравнение денежных систем СССР и РФ……………………..20-22
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
3.1. Проблемы денежного обращения в России …………………...22-24
3.2. Методы регулирования денежного обращения РФ ………..….24-27
3.3. Направления совершенствования денежного обращения РФ..28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....30-32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

курсовая настя п.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

       В условиях необходимости «живых»  денег и невозможности получить их внутри страны регионы, предприятия и банки были вынуждены выходить на внешние рынки, где ресурсы были дешевле и доступнее. Привлекаемые таким образом средства частично восполняли недостающую внутреннюю денежную массу в масштабах экономики в целом (при этом, однако, рос внешний долг на федеральном, региональном и корпоративном уровнях). В связи с этим увеличение ресурсов в экономике должно идти в жесткой привязке к золотовалютному обеспечению и лишь на величину поступающей валюты можно увеличивать денежную массу. Данный подход основывается на давно переставшем выполняться многими странами принципе, когда эмиссия осуществлялась под соответствующее золотое или золотовалютное обеспечение.

       В современных условиях центр тяжести  при проведении денежно-кредитной политики и привлечении дополнительных ресурсов переместился в развитых странах с объема имеющихся золотовалютных резервов на денежный спрос, формирующийся реальными операциями в экономике, для осуществления которых требуются деньги, а также на создание условий для удержания ресурсов на соответствующих сегментах рынка.

       В этой связи реальные операции, которые  обслуживаются суррогатами или  валютой в России, - это неиспользованный потенциал для расширения капитальной  базы и одна из форм опосредованного обеспечения национальной валюты.

       При этом пополнение ликвидности в экономике  должно осуществляться в первую очередь  на внутренней основе, с использованием возможностей ЦБ, как это происходит во многих ведущих странах.И вопрос состоит в том, какие механизмы следовало бы использовать, для того чтобы обеспечить поступление этих ресурсов в реальную экономику и их удержание там, минимизировав при этом негативные последствия для наиболее чувствительных сегментов, таких, в частности, как валютный рынок.

       При этом также есть большой международный  опыт и уже накапливающийся российский опыт подходов к данному вопросу. В тех же Соединенных Штатах и  Японии до сих пор действуют законы, которые стимулируют финансовые компании и банки к участию  в различных целевых программах, поощряют инвестиции в регионы с отстающими темпами роста. Применяются рычаги, способствующие удешевлению инвестиционных ресурсов.

       Необходимо  создать комплексный подход, создающий  благоприятные предпосылки на всех этапах движения финансовых средств - от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования. Так, начинать следует с набора мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки. Эти меры могут сочетаться с более низкой нормой резервирования по «длинным» ресурсам, что даст возможность устанавливать по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. То же самое касается и последующих этапов движения ресурсов.

       В целом монетизацию российской экономики  и предшествующие ей мероприятия  целесообразно осуществлять в увязке с нормализацией денежного оборота, структуры денежной массы и с  политикой валютного контроля. В более долгосрочном плане необходимо рассматривать монетизацию, как системную проблему во взаимосвязи с приоритетами промышленной политики.

       Таким образом, с учетом тех подходов, которые  используются в других странах и, принимая во внимание специфику нынешней ситуации в российской экономике, можно говорить о возможности увеличения ее ресурсной базы на основе внутренних рычагов при минимизации негативных последствий. Это будет способствовать устранению препятствий для экономического роста, которые создаются перекосами в денежно-кредитной сфере, а также в целом уменьшит зависимость от конъюнктуры мировых финансовых рынков.  

3.2.Методы  регулирования денежного  обращения РФ 

      Регулирование денежного обращения в РФ возложено  на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации» основные инструменты денежной политики Банка России:

    • процентные ставки по операциям Банка России;
    • нормативы обязательных резервов;
    • операции на открытом рынке;
    • рефинансирование банков;
    • депозитные операции;
    • валютное регулирование;
    • установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.

      Процентные  ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке - от 0,6 до 28 % годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на дне недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

      Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные  обязательные вклады кредитных организаций  в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом  директоров Банка России в процентах  к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов. В 1999 г. Банк России дважды принимал решение о повышении норматива обязательных резервов: в марте 1999 г. с 5 до 7% по привлеченным средствам юридических лиц; в июне 1999 г. с 7 до 8,5% по привлеченным средствам юридических лиц, с 5 до 5,5% - по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ. С 11 января 2000 г. нормативы обязательных резервов снова были повышены: по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады в валюте РФ, - в размере 7,0%. Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения.

      Операции  на открытом рынке - это купля - продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г. Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России и начал операции с ними. В 1999 г. Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом рынке. Целью этих операций было использование временно свободных денежных средств на межбанковском кредитном рынке для выдачи межбанковских кредитов без использования кредитов со стороны Банка России.

      Рефинансирование  банков -это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. В 1996 г. ставка рефинансирования была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997 г. - с 48 до 21%. В связи с финансовым кризисом ставка рефинансирования была увеличена в ноябре 1997 г. до 28% и в феврале 1998 г. до 42%. В мае 1998г. она достигла максимума - 150%, с июня 1998 г. действовала ставка в размере 60%, с 10 июня 1999 г. - 55%. Причины таких резких скачков ставки рефинансирования кроются в финансовом кризисе, начавшемся в ноябре 1997 г. Финансовый кризис сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами, их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов, Банк России увеличивал доходность государственных ценных бумаг, повышая ставки рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по обслуживанию государственного долга и в конечном счете к краху пирамиды государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле 1998 г. и возобновлен в декабре 1999 г.

      Валютное  регулирование осуществлялось с  помощью валютной интервенции, под  которой понимается купля-продажа  Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия  на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов. Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможными благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

      Установление  ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и  максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок. Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

      Прямые  количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. 
 
 
 

      3.3. Направления совершенствования денежного обращения РФ 

     В основных направлениях денежной политики, ежегодно составляемых Банком России, достаточно широко представлены ее денежная и валютная составляющие, но мало говорится о кредитной политике. Одним из ее элементов является выполнение Банком России функции кредитора в последней инстанции. К сожалению, в последнее время эта функция им почти не выполняется. Остатки средств банков в Банке России составляют весьма значительную сумму (62 млрд. руб.), но для рефинансирования используется лишь незначительная часть — меньше 4%. Сократились и размеры кредитов, выдаваемых банкам, с 15,3 млрд руб. на 1 октября 2000 г. до 11,6 млрд руб. на 1 октября 2001 г. Если из суммы этих кредитов исключить стабилизационные кредиты, выданные в 1998 г. отдельным банкам, а затем пролонгированные, то из кредитных вложений банков в реальный сектор экономики в 1 трлн руб. на долю центрального банка придется немногим более 1 млрд руб. Но если учесть, что кредиты выдаются главным образом в форме овериайт или внутридневных, то, как из этого следует, с их помощью решаются в основном вопросы поддержания текущей ликвидности банков, а не рефинансирования их операций.

     Одним из направлений денежной политики является так называемая стерилизация излишней ликвидности банков. К настоящему времени, что признает и Банк России, многие банки уже не имеют проблем  с избытком ликвидности. Вместе с  тем он не отказывается от мер по стерилизации на кратко - и даже среднесрочную перспективу.

     Аналогичную позицию занимают и другие представители  власти, считая, что в стране существует избыточная рублевая денежная масса, которую она не может переварить. С такой позицией и подходами к денежной политике вряд ли можно согласиться.

     Правильнее, как представляется, говорить не об избытке денег, а о неумении целенаправленно  канализировать их выпуск. Решить эту  проблему могло бы развитие операций по переучету или залогу в Банке России векселей производственных предприятий, что также сократит каналы перетока денег на валютный рынок (по сравнению, например, с ломбардным кредитованием).

     В связи со слабым развитием рефинансирования банков ограничено использование и такого метода, как процентная политика. Ставка рефинансирования не меняется уже больше года, в том числе и по той причине, что она все равно ни на что существенно не влияет.

     В отличие от российской практики изменение  учетной ставки в странах с  развитой рыночной экономикой на половину и даже четверть процентных пункта оказывает существенное влияние на ее состояние. Это означает, что очень тонкий механизм настройки рыночной экономики, который широко используется во многих странах, пока России недоступен.

     На  сегодня наиболее действенным методом  денежно-кредитной политики являются отчисления в фонд обязательного резервирования. Нормативы отчислений в этот фонд остаются неизменными вот уже два года, хотя ситуация в экономике за это время существенно изменилась. Так как по ним банки не получают процентов, очевидно влияние этих отчислений на повышение ставок по кредитам. Но главное, такие отчисления ограничивают кредитную активность банков, что совершенно необоснованно.

     Во  многих странах существуют нулевые  или минимальные нормы отчислений в фонд обязательных резервов. Эти отчисления повышаются, когда нужно остудить перегрев экономики, что в настоящее время для России неактуально. Напротив, экономика остро нуждается в банковских кредитах для своего развития, но политика Банка России не способствует активизации кредитования из-за отсутствия действенной системы рефинансирования банков и высокого уровня отчислений в фонд обязательных резервов. Думается, что прямое влияние на углубление этих негативных процессов оказывает односторонняя трактовка целей денежно-кредитной политики, разрабатываемой Банком России, среди которых нет цели роста экономики, и, следовательно, и стимулов к расширению ее кредитования. 
 

Информация о работе Денежное обращение РФ