Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики, задачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России.

Содержание

Введение 3
1. Денежно-кредитная политика и роль денег в экономике: концептуальные подходы
4
2. Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики 11
3. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики 14
3.1. Политика обязательных резервов 14
3.2. Рефинансирование коммерческих банков 16
3.3. Операции на открытом рынке 19
3.4. Иные методы осуществления денежно-кредитной политики
21
4. Особенности современной денежно-кредитной политики России и ее эффективность
24
Заключение 29
Список использованных материалов 33

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

    DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции - из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

    Монетарное  правило М. Фридмена предполагает строгое  контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста BНП будет падать.

    Денежное  правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США  и Великобритании (рейганомика и  тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста BНП на уровне 3- 5% в год.

    Таким образом, современные теоретические модели денежно- кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

 

    2. Основные и промежуточные  цели денежно-кредитной  политики 

    Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег».

    С помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

    Кредитная политика осуществляется косвенными и  прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

    В условиях высокоразвитой рыночной экономики  в основе денежно-кредитной политики лежит принцип «компенсационного регулирования». Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

    1) политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;

    2) политики денежно-кредитной экспансии  (стимулирование кредитных операций  через снижение нормы процента  и увеличение денежной массы  в обращении. Политика денежно-кредитной  рестрикции (политика «дорогих денег») применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

    Основные  цели денежно - кредитной политики государства  меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

    Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием  государственных  финансов, стабильностью экономики  государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов  и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

    В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной  политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства. В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

    1) регулирование экономической активности  агентов экономических отношений;

    2) достижение уровня производства, характеризующегося минимальной  безработицей;

    3) создание безинфляционной экономики. 

    Экономический рост при стабильности цен и полной занятости требует соответствия темпов  роста естественного уровня реального объема производства росту совокупного спроса. Выбор конкретной промежуточной цели денежно-кредитной политики должен быть подчинен наилучшему способу корректировки баланса между этими переменными.2

    К промежуточным целям денежно-кредитной  политики государства можно отнести:

    1) контроль темпа роста денежной  массы;3

    2) контроль номинального объема  производства;4

    3) контроль уровня цен.5  
 

 

    3. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики 

     Выше  были изложены цели денежно-кредитной  политики государства. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью  которых государство в лице центрального банка проводит свою денежно-кредитную  политику. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер. 

     3.1. Политика обязательных резервов 

     Обязательные  резервы – часть кредитных  ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем, как правило, беспроцентном счете.6

     В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоко ликвидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

    Минимальные резервы выполняют две основные функции.

    Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

    Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

    Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

    Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

    В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

     Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного мультипликатора, а  следовательно, увеличит объем  той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если  центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков  и к мультипликационному уменьшению   денежного предложения. Этот  процесс происходит очень быстро.  Ибо,  как только подписывается  решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных  бумаг и потребует возвращения ссуд.

     Этот  инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. 

     3.2. Рефинансирование коммерческих банков 

     Официальная учетная ставка – ставка центрального банка, по которой он учитывает векселя  или предоставляет кредиты коммерческим банкам и кредитным учреждениям  в качестве кредитора последней  инстанции.7

     Термин  «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

    Переучет  векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

    Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

    В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

    Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России