Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики, задачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России.

Содержание

Введение 3
1. Денежно-кредитная политика и роль денег в экономике: концептуальные подходы
4
2. Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики 11
3. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики 14
3.1. Политика обязательных резервов 14
3.2. Рефинансирование коммерческих банков 16
3.3. Операции на открытом рынке 19
3.4. Иные методы осуществления денежно-кредитной политики
21
4. Особенности современной денежно-кредитной политики России и ее эффективность
24
Заключение 29
Список использованных материалов 33

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

    Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

    Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

    Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

     Центральный банк  проводит  политику учетной  ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Центральный банк иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть  ссуды мелким  банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении  и  нуждающимся  в помощи для приведения в порядок своего баланса.

       Когда банк берет ссуду, он  переводит центральному банку  выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды центральный банк взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

     Давая ссуду, центральный банк увеличивает  резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.

     Если  центральный банк уменьшает учетную  ставку,  то это поощряет банки  к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у  центрального банка. В  этом случае можно  ожидать  увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

     Изменив учетную ставку, можно лишь  ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.  В своей дисконтной политике центральный банк  может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя ее,  центральный банк имеет большую силу для того,  чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке. 

     3.3. Операции на открытом  рынке 

     Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

     Операции  с ценными бумагами на открытом рынке – операции центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, включая краткосрочные операции с совершением позднее обратной сделки. 8

    Этот  метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

    Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

    По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

    Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. 

3.4. Иные методы осуществления  денежно-кредитной  политики 

    Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

    К ним относится, например,  использование  количественных кредитных ограничений.

    Этот  метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

    Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

    Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

    При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

    Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

    Допуск  к рынкам – регулирование открытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных.9

    Валютные  интервенции – купля-продажа  значительных объемов валюты для  воздействия на величину спроса и  предложения (курса) денежной единицы.

    Нормы инвестирования в государственные  ценные бумаги – устанавливаются  для банков, кредитных учреждений в целях устойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивных операций.

    Кроме того, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

    Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо,  ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

     Если  государство  хочет  не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

     Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов ведь банкиры столь же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.

 

     4. Особенности современной  денежно-кредитной  политики России  и ее эффективность 

    Особенностью современной денежно-кредитной политики России является то, что эта политика осуществляется в переходный период от плановой экономики к рыночной.

    Денежно-кредитная  политика 1992-1993 г.г. характеризуется  отсутствием постоянных целевых  ориентиров.10 Активно проводилась денежная экспансия. Правительство и Банк России действовали несогласованно. В 1994 г. основными инструментами денежно-кредитной политики стали: рефинансирование коммерческих банков, процентная политика, нормативы обязательных резервов, операции с государственными ценными бумагами. Приобрела острый характер проблема стабилизации курса рубля, являющегося национальной валютой РФ.11

    Главным итогом 1995 г. стал перелом негативных инфляционных процессов. Банк России установил  предел прироста денежной массы и границы курса рубля по отношению к доллару. В то же время, интенсивные внутренние заимствования правительства тормозили процесс снижения процентных ставок. Это препятствовало формированию условий для экономического роста. В 1996 г. работа по сдерживанию инфляции продолжилась. Оценивая эффективность денежно-кредитной политики в 1997 г., следует отметить, что впервые за 6 лет реформ российская экономика преодолела нулевой барьер в основных макроэкономических показателях. ВВП впервые вырос на 0,4%. Банк России был вынужден проводить валютные интервенции. В 1998 г. ЦБ РФ проводил денежно-кредитную политику, направленную на поддержание стабильности внутренней и внешней покупательной способности рубля. Поддержание заявленного курса рубля сопровождалось сокращением золото-валютных резервов. В августе 1998 г. государство отказалось от политики валютного коридора. В 1999 г. промежуточной целью денежно-кредитной политики стало поддержание темпов роста денежной массы. ВВП вырос на 5,4%. Рост индекса потребительских цен составил 36,59%. В 2000 г. в связи с отсутствием реальной инфляционной угрозы не предпринималось мер, направленных на ограничение прироста денежной массы. В этом году денежно-кредитная политика приблизилась к принципу целевой инфляции. Ее темп составил 20,1% в год. Рост ВВП 9%. В 2001 г. политика ценовой инфляции продолжилась. ЦБ РФ начал накапливать золото-валютные резервы. Инфляция составила 18,6%, рост ВВП 5%.12 Денежно-кредитная политика в 2002-2003 г.г. характеризуется продолжением применения принципа целевой инфляции и использование прироста денежной массы в качестве ориентира развития экономики. В 2004 г. продолжается рост экономической активности. Объем ВВП увеличился на 7,4%. На 30,4 млрд. долларов США увеличились золотовалютные резервы. В 2005 г. рост мировых цен на сырье, поставляемой РФ за рубеж, продолжился. Темп роста промышленного производства составил 4%, инфляция составила 7,1%.13

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России