Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики, задачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России.

Содержание

Введение 3
1. Денежно-кредитная политика и роль денег в экономике: концептуальные подходы
4
2. Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики 11
3. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики 14
3.1. Политика обязательных резервов 14
3.2. Рефинансирование коммерческих банков 16
3.3. Операции на открытом рынке 19
3.4. Иные методы осуществления денежно-кредитной политики
21
4. Особенности современной денежно-кредитной политики России и ее эффективность
24
Заключение 29
Список использованных материалов 33

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

    Инфляция  в РФ с 1 января по 16 октября 2006 года составила 7,4%. Об этом сообщил 24.10.06 глава  МЭРТ Герман Греф на совещании президента РФ Владимира Путина с членами кабинета министров.14

    Инфляция  в России к 29 декабря 2008 года составила 13,3 процента. Об этом говорится в  сообщении Росстата. Ранее Минэкономразвития  ожидало роста потребительских  цен по итогам 2008 года на уровне 11,8 процента. Причиной роста цен стали последствия глобального финансового кризиса, вызвавшего увеличение инфляции и во многих других странах мира. 15

    Эволюция  целей денежно-кредитной политики России в 1992-2006 г.г. выглядит следующим образом:

    1992 г. – сохранение управляемости  в народном хозяйстве, поддержание  ликвидности предприятий и противодействие  инфляционному давлению;

    1993 г. – сокращение инфляции и  ограничение темпов спада в  экономике;

    1994 г. – снижение инфляции, создание условий для стабилизации производства и осуществление институциональных и структурных изменений;

    1995 г. – снижение инфляции в  среднем на 4% в месяц в течение  года, соответствие динамики предложения  денег задаче проведения антиинфляционного  экономического курса;

    1996 г. – снижение уровня инфляции  и укрепление курса национальной  валюты, при ограничении дефицита  бюджета на уровне 4% ВВП;

    1997 г. – двукратное снижение инфляции, прекращение экономического спада,  достижение финансовой стабильности  и поддержание стабильности национальной валюты;

    1998 г. – снижение инфляции до 5-8% в целом за год, поддержание  стабильности национальной валюты, ВВП на уровне 100-102% от предыдущего  года;

    1999 г. – ограничение роста цен  до 30% годовых и поддержание их  на уровне, позволяющем предотвратить значительное падение производства и занятости;

    2000 г. – снижение инфляции (18%) при  сохранении и возможном ускорении  темпов роста ВВП (1,5%). При этом  создаются условия снижения безработицы  и роста реальных доходов населения;

    2001 г. – закрепление и развитие тенденции устойчивого роста экономики (рост ВВП на уровне 4%), последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции (12-14% в год), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики;

    2002 г. – плавное снижение инфляции, в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем в предыдущем;

    2003 г. – в ближайшие 3 года снизить  инфляцию до уровня ниже 8%. На 2004 г. уровень инфляции установлен  в интервале 9-12%;

    2004 г. – снижение инфляции и  поддержание ее на низком уровне. К 2007 г. снизить ее до 5,5-7,5%.16

    2005-2006 г. – ограничение инфляции  в пределах 7,5-8,5%.17

    2007 г. - снижение инфляции до 6,5-8%.

    В первом полугодии 2008 года объем ВВП  увеличился на 8,0% по сравнению с 7,8% в аналогичный период 2007 года. Увеличение внутреннего спроса являлось основным фактором роста производства. Повышение заработной платы и социальных гарантий обусловило дальнейшее увеличение денежных доходов населения, что, в свою очередь, сказалось на росте потребительских расходов. Нарастание кризисных явлений в мировой экономике привело во второй половине 2008 года к увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть. В течении года сохранялся высокий рост потребительских цен. И к концу 2008 года инфляция на потребительском рынке составила 13.3%

    2009 г. – инфляция в РФ за 2009 год прогнозируется на уровне 13%.18

    Анализ  деятельности Банка России и используемых им инструментов денежно-кредитной политики и сопоставление данного инструментария с тем, который используется центральными банками в развитых странах с рыночной экономикой, показали, что Банк России за годы его функционирования существенно расширил набор инструментов, разнообразил формы их применения и совершенствовал модель денежно-кредитной политики. Административные методы регулирования денежной массы не исчезли, но отошли на второй план, уступив место методам косвенного воздействия. В ходе проводимой денежно-кредитной политики была достигнута финансовая стабилизация, выраженная в снижении темпов инфляции и укреплении рубля.19 

 

    Заключение 

    Таким образом, в данной курсовой работе рассмотрены  вопросы денежно-кредитной политики вообще и в России в частности.

    Не  секрет, что денежно-кредитная политика оказывает огромное влияние на экономику  страны. На протяжении веков лучшие умы планеты «ломали голову» над тем, как эту денежно-кредитную политику лучше проводить. В ходе этого процесса образовалось несколько концептуальных взглядов на теорию денег. Однако, современные модели денежно-кредитной политики учитывают рациональные моменты и кейнсианства и монетаризма.

    При рассмотрении основных и промежуточных  целей денежно-кредитной политики был сделан вывод о том, что  и основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики государства  постоянно меняются в процессе развития его экономики. Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием  государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

    При рассмотрении инструментов осуществления  денежно-кредитной политики был  сделан вывод о том, что в распоряжении государства имеется широкий  спектр воздействия на экономику. Основными  из них являются: политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке. Кроме того существуют и иные способы осуществления денежно-кредитной политики.

    При изучении особенностей современной  денежно-кредитной политики России, а также ее эффективности было установлено, что первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя денежно-кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это  делается для регулирования денежного предложения в стране.

    Центральным звеном денежной политики России является  центральный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Центральный банк тоже использует эти инструменты. Также  Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

    Банк  России сохраняет преемственность  в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

    При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее  время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов  контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

    В целом в настоящее время денежное регулирование в РФ построено по образцу западных стран. В то же время активное использование крупномасштабных операций на открытом рынке как основного инструмента регулирования ликвидности в РФ осложнено тем, что оно потребовало бы дальнейшего массированного наращивания государственного долга.

    Что же касается учетных ставок (ставок рефинансирования) то их роль пока не достаточно активна, а резервные требования не выполняют функции ограничителя денежного мультипликатора, поскольку из-за вялости кредитной политики коммерческих банков в России он в несколько раз ниже, чем в развитых индустриальных странах.

    Денежная  система России еще не достаточно созрела для применения в полной мере гибкого регулирования денежной массы через воздействие на денежный мультипликатор, рынок ценных бумаг, учетную ставку, норму обязательных резервов.

     В России в настоящее время проводимую правительством кредитно-денежную политику нельзя назвать эффективной. Это  связано, прежде всего, с неверно  избранным курсом проводимых в этой сфере реформ. Принципы данной политики были заимствованы от промышленно развитых западных стран. Проведение в жизнь этих простых и понятных решений в условиях сложной и неординарной Российской экономики создало ещё больше проблем.

     Для успешного и эффективного применения «западной» политики в России необходимо сначала наладить и поднять на должный уровень производственный сектор. Также необходимо принять  во внимание, что финансовая олигархия  в сложившейся ситуации ставит своей  основной задачей получить максимальную прибыль и сохранить личные сбережения в надежных заграничных банках, разоряя тем самым национальную экономику.

    Необходимо  создать условия для развития промышленности, уменьшив размер налогов  и привлекая дополнительные инвестиции. Политика Центрального Банка Российской Федерации должна ориентироваться на эти цели и в соответствии с ними осуществлять регулирование экономики через коммерческие банки. Устанавливать норму обязательных резервов, исходя из сложившейся ситуации, и понижать учетную ставку процента в целях стимулирования инвестиций.

 

     Список использованных материалов
 

    I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 г.
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России).
  3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности».
 

    II. Книги

  1. Долан, Э. Дж. Деньги, банки и денежно-кредитная политика/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. – СПб., 1994. – 496 с.
  2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 1999. – 352 с.
  3. Основы экономической теории: учеб. пособие. 4-е изд., испр./под ред. Р.П. Кудряшовой, Ю.В. Матвеева. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. – 264 с.
  4. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 640 с.: ил.
  5. Экономика. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 784 с.
 

    III. Статьи из периодических изданий

  1. Голикова Ю.С. Особенности денежно-кредитной политики стран с переходной экономикой/Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова, Т.М. Демина//Деньги и кредит. 2004. №6.
  2. Жуков П.Е. Монетаризм и современная денежно-кредитная политика//Финансы. 2004. № 10.
  3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год//Деньги и кредит. 2004. № 11.
  4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год//Деньги и кредит. 2005. № 12.
  5. Рогова О. Где экономика в государственной денежно-кредитной политике?//Экономист. 2004. № 5.
  6. Садков В.Г. Системный анализ денежно-кредитной политики России за период с 1991 по 2003 г. и пути ее модернизации/В.Г. Садков, Е.А. Кирин//Финансы и кредит. 2004. № 21.
  7. Фетисов Г.Г. Коллизии российской монетарной политики //Росийский экономический журнал. 2004. № 5/6.
  8. Фетисов Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики// Вопросы экономики. 2004. № 2.
 

    IV. Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт Банка России//http://www.cbr.ru  
  2. Новости 10.10.06 // http://www.realestate.ru/new.aspx?id=5087 
  3. Финансовые новости// http://www.wn.ru/finance/news/24.10.2006/2.html
  4. Финансовые новости// http://www.lenta.ru/news/2008/12/31/inflation/
  5. Финансовые новости// http://www.rian.ru/crisis_news/

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России