Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:34, курсовая работа
Цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Содержание
Введение……………………………………………………………………....2
I. Необходимость и цели денежно-кредитной политики…………….…..4
II.Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики…………………………………………………………………….8
III. Характерные черты денежно-кредитной системы России…………15
Заключение………………………………………………………………….21
КТЗ-I, КТЗII………………………………………………………………....22
Список литературы………………………………………………………..
В России ввиду сложного положения в банковской системе нормы обязательных резервов составляют около 5%, колеблясь в зависимости от вида банковских активов, тогда как в США и во Франции — 3%, в Великобритании — 0,51%.
Так, для
недопущения наметившегося «
В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается.
Указанный механизм работает и в обратном направлении. В условиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через центральный банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от условий сделки (купля-продажа за наличные деньги или купля на срок с обязательной обратной продажей), объектов сделок (операции с государственными или с частными бумагами), срочности сделок (краткосрочные — до 3 месяцев и долгосрочные — от 1 года и более операции с ценными бумагами), сферы проведения операций (охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг), способа установления ставок (определяемые или центральным банком, или рынком).
В России данный инструмент (за исключением валютных интервенций) вряд ли можно считать эффективным, что обусловлено и низкой степенью развития финансовых рынков и недостаточной заинтересованностью банков в государственных бумагах.[1, 13]
Среди селективных инструментов денежно-кредитной политики различают:
Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка (в США — не более 10%, во Франции — 75%).
С помощью названных инструментов центральный банк на определенном уровне может поддерживать денежную массу (жесткая монетарная политика) или ставку процента (гибкая монетарная политика).
Для достижения своих стратегических целей центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.
Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрикции — косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.
Рестрикционная денежно-кредитная политика является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики. Однако данный вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, — к понижению реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого национального продукта, а также снижение спроса на деньги, что ограничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики.
Данный факт подтверждает история денежно-кредитного регулирования в России. Ряд экономистов признают одной из главных причин спада производства в российской экономике денежно-кредитную рестрикцию, проводимую Центральным банком в начале 90-х гг. Дело в том, что при выборе механизма воздействия на денежно-кредитную сферу не была учтена неразвитость финансовой системы и финансовых институтов, отсутствие нормально функционирующих рынков. Проводимая политика увеличивала издержки заимствования, которые росли также вследствие адаптации к системным шокам. В итоге даже жизнеспособные в долгосрочной перспективе фирмы становились убыточными в краткосрочном периоде. Таким образом, ввиду целого ряда негативных последствий для экономики денежно-кредитная рестрикция должна использоваться только в исключительных случаях, т.е. в ситуации внезапного и значительного усиления темпов инфляции и выхода ее из-под контроля.
В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, характеризующуюся снижением процентных ставок. [3, 58]
В странах с переходной экономикой проведение денежно-кредитной экспансии может быть обусловлено также необходимостью проведения структурных преобразований в экономике, что требует, в свою очередь, стимулирования инвестиционной активности. Кроме того, денежно-кредитная экспансия помогает предотвратить нарастание социальной напряженности и как следствие политической нестабильности. При проведении денежно-кредитной экспансии правительство может руководствоваться также институциональным мотивом, который подразумевает защиту национальной банковской системы и финансовых рынков от различного рода кризисов. Ну и, наконец, может иметь место социально-институциональный мотив, направленный на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банков.[2, 65]
Необходимо отметить, что следствием проведения денежно-кредитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов.
Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне негативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали. В связи с этим основной задачей монетарных властей является выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.
В современной России задачи в области денежно-кредитной политики ежегодно определяются двумя документами. Во-первых, это подготавливаемый Центральным банком РФ документ под названием «Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год». Во-вторых, это совместное заявление Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике на предстоящий год.
Характерной
чертой современной системы
Основными инструментами оперативного регулирования денежной массы принято считать:
1) обязательные резервы коммерческих банков в центральном банке;
2) уровень ставки рефинансирования;
3) объемы рефинансирования коммерческих банков;
4) операции с ценными бумагами.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на период 2012 и 2013 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством РФ экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. В предстоящие два года основной задачей денежно-кредитной политики является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.
В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.
Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.
Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на плановый период 2012 и 2013 годов».
С целью повышения эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.
Зависимость российской экономики от внешнеэкономической коньюктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно – кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.
Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых ЦБ РФ основных направлениях денежно – кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и ЦБ РФ об экономической политике. [10, 132]
В целях
повышения эффективности
Для предоставления кредитным организациям возможности эффективно управлять собственной ликвидностью ЦБ проводит политику рефинансирования путём:
1. Операции
предоставления ломбардных
2. Предоставление
кредитным организациям
3. Включения
в Ломбардный список