Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 00:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является то, чтобы на основании законодательных и нормативных актов, учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить понятие и содержание монетарной политики государства; выявить положительные тенденции в формировании денежно-кредитной политики Республики Беларусь; дать оценку произошедшим изменениям в банковской системе Беларуси в последние годы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в форме кредита, а также для осуществления иных операций в соответствии с законом.
Банковская деятельность — особая отрасль предпринимательской деятельности. Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала, управляют им, размещают его в ссуды и получают плату в виде процента. Банки должны создавать услуги, отличные от других услуг предпринимательства (7,с. 317)
Банки являются юридическими лицами и функционируют на принципах хозяйственно-коммерческого расчета в условиях деловой конкуренции.
Банковская деятельность, как и другая предпринимательская деятельность, сопровождается рисками (7,с.318). Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими, связанными с деятельностью самого банка, так и внешними. Банки должны иметь комплекс мер по их предотвращению.
К основным функциям коммерческих банков относятся (10,с.266):
1. Мобилизация
и концентрация свободных
2. Предоставление кредита. Это наиболее значимая банковская функция. Она относится к традиционным видам банковских услуг. Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату на условиях обеспеченности, возвратности, срочности. Он выражает экономические отношения между кредиторами (банками и субъектами кредитования (заемщиками)). Банковский кредит связан с аккумулированием временно свободных денежных средств и их перераспределением на условиях возвратности, а также с эмиссией денежных знаков в обращение через систему кредитования. Возвратная форма денежных ресурсов создает возможность перераспределить их неоднократно. Необходимость использования банковского кредита обусловливается кругооборотом фондов предприятий в воспроизводственном процессе, особенностями организации оборотных средств и основных фондов, хозрасчетными интересами кредитора и заемщика. С другой стороны, кредит является основным источником получения банками прибыли.
3. Денежные расчеты и платежи по хозяйственным сделкам. Они занимают значительную часть операционного времени банковского персонала и являются одной из наиболее значимых функций банковской системы.
Проведение расчетов между субъектами хозяйствования имеет огромное значение для функционирования экономики. Своевременное проведение расчетных операций позволяет без остановок осуществлять процесс расширенного воспроизводства. Это возлагает на коммерческие банки огромную ответственность за своевременное проведение платежей.
4. Выпуск кредитных средств обращения. Эта функция присуща банкам развитых капиталистических стран, но вполне возможно, что в недалеком будущем она займет достойное место в кредитных институтах Республики Беларусь.
Банки кредитуют клиентуру не только за счет аккумулированных временно свободных капиталов, но и путем депозитно-чековой эмиссии. Они сами создают вклады в процессе выдачи ссуды. Открывая кредит, банк зачисляет деньги на вклад с правом выписки чеков в пределах остатка на счете. В этом случае выдача кредита предшествует открытию вклада. На основе вклада возникают чеки. Кроме того, клиенту по его требованию могут быть выплачены наличные деньги. Кредитовая запись банка на текущий счет клиента, не сопровождающаяся предварительными взносами денег, называется мнимым вкладом, в отличие от реального вклада, образуемого за счет действительного взноса денег. В современных условиях различие между реальными и мнимыми вкладами постепенно стирается. Взнос в банк наличных денег может основываться на создании мнимого вклада в другом банке. Отделить мнимые вклады от реальных практически невозможно (10,с.267).
5. Консультации
и предоставление
В экономике государств развиваются различные типы банков, однако они могут быть объединены в группы, подвержены классификации с целью более глубокого анализа их деятельности, роли в экономике, перспектив развития.
Операции коммерческих банков — одна из самых старых областей предпринимательства. Коммерческие банки выполняют разнообразные операции. В настоящее время их круг существенно расширился, все больше стирается грань между традиционно банковскими и новыми.
В практике работы коммерческих банков выполняемые ими операции можно объединить в следующие группы: а) активные операции; б) пассивные операции; в) банковские услуги; г) собственные операции банков.
Первые две группы образуют наибольший удельный вес среди операций коммерческих банков и приносят наибольшую прибыль.
Активные операции, выполняемые коммерческими банками, в основном связаны с выдачей кредитов (10,с.267).
В кредитной системе любого государства банковская система является ключевым звеном, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций.
Национальный банк Республики Беларусь совместно с правительством ежегодно разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.
Основные функции Национального банка составляют:
1) денежно-кредитное и
валютное регулирование, а
2) выполнение функций центрального депозитария;
3) консультирование, кредитование
и осуществление функций финанс
4) регистрация банков,
учет филиалов и
5) обеспечение единого порядка
бухгалтерского учета и
Национальный банк пользуется монопольным правом эмиссии на территории Беларуси национальной денежной единицы (10,с.263).
Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров во главе с председателем правления Национального банка, который избирается сроком на 6 лет.
Национальный банк имеет право издавать нормативные акты, предписания, обязательные для исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками после их регистрации в Минюсте.
Перед Национальным банком стоят следующие ответственные задачи: регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, координация денежно-кредитной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии.
Национальный банк и его учреждения освобождены от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин. Тем не менее, он участвует в формировании доходов бюджета, так как часть прибыли, в установленном размере, перечисляется в республиканский бюджет.
Свои доходы Национальный банк и его учреждения получают исключительно от банковской деятельности. Они не могут быть акционерами в других банках, за исключением Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.
Монетарная политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу. Монетарная политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП. Различают три основных составляющих монетарной политики:
- эмиссия новых денег;
- прямой контроль над массой денег в денежном секторе;
- операции на открытом рынке.
Денежная (монетарная) политика - важнейший элемент современной макроэкономической политики. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов и т.п. с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей - укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста и т.д. В рамках денежно-кредитной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на процесс воспроизводства, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы. В этой связи процесс регулирования распадается на два этапа. Первый заключается в попытках Центрального банка изменять отдельные монетарные факторы, а второй этап связан с передачей воздействия этих изменений на процесс инвестирования капиталов, потребительский спрос, ценообразование и т.п. Это воздействие должно отразиться на величине совокупного общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических показателей. Схематично это можно представить следующей цепочкой: денежная масса - норма процента - капиталовложения - национальный доход.
Разработка и реализация денежной политики - важнейшая функция Центрального банка. Он обладает реальной возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, а через него - на уровень производства и занятости, регулируя размеры избыточных резервов коммерческих банков.
Наиболее мощным средством воздействия на предложение денег является изменение Центральным банком нормы резервных требований. Величина резервов, т.е. часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности: банк может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.
Операции на открытом рынке - продажа и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг - основной рабочий инструмент регулирования денежного предложения. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг Центральным банком приводит к обратным последствиям.
Третий инструмент денежной политики - это дисконтная политика, или изменение учетного процента. Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению и предприятиям. В зависимости от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.
В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, Центральный банк проводит также политику дешевых или дорогих денег.
Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).
Денежная политика, так же, как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. Проблемы в реализации денежной политики создаются в основном циклической асимметрией. Ее эффективность может снижаться также в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.