Денежно-кредитная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является то, чтобы на основании законодательных и нормативных актов, учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить понятие и содержание монетарной политики государства; выявить положительные тенденции в формировании денежно-кредитной политики Республики Беларусь; дать оценку произошедшим изменениям в банковской системе Беларуси в последние годы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная система.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Денежно-кредитная политика центробанков как развитых государств, так и государств с переходной экономикой определяется множественностью факторов, следующие три из которых являются главными:

    • общее состояние экономики;
    • исторические традиции банковской системы;
    • особенности национального банковского законодательства.

Стандартная практика центробанков – объявление целей и инструментов на долгосрочную перспективу, а также  текущих ориентиров. В стабильных экономиках это естественно и  только придает им еще большую стабильность, дает возможность субъектам хозяйствования и банкам заблаговременно подготовиться к смене ориентиров денежной политики.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными  целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег” (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег” (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Главная цель денежно-кредитной  политики для переходных государств – финансовая стабилизация, то есть обеспечение внутренней и внешней  стабильности национальной валюты (в Республике Беларусь это прямо записано в законе о Национальном банке). Обеспечивать стабильность национальной валюты в переходный период необходимо в нестабильных условиях выравнивания структуры внутренних и внешних цен (этот процесс из-за колебаний реального курса и несинхронного изменения цен и курса еще незавершен), проблем дефицита торгового баланса и проблем структурной перестройки, вызванных изменившейся конкурентоспособностью предприятий при новых ценах на энергоносители. При всем различии этих процессов в разных переходных государствах рекомендуемый рецепт один – жесткая монетарная политика.

Жесткая монетарная политика, хотя и ведет, как правило, к демонетизации  экономики, и как следствие к  бартеру, но, тем не менее, быстро останавливает  инфляцию, стабилизирует курс и стимулирует структурную перестройку, то есть ускоряет банкротство нерентабельных предприятий и закладывает основы новой экономики, конкурентной в глобальном мире. Считается, что по такому пути пошли страны Центральной Европы, Балтия.

В то же время некоторые  ученые считают, что жесткое регулирование  денежного предложения губит  не только действительно бесперспективные предприятия, но и многие другие, которые  в других условиях могли бы выстоять и адаптироваться к конкуренции  на международных рынках. Сторонники умеренно мягкой денежно-кредитной политики используют в качестве примера и Республику Беларусь, которая, по их мнению, в переходный период сохранила большую часть экономики и высокий уровень производства благодаря именно мягкой монетарной политике.

Денежно-кредитная  политика  является   лишь   одним   из   элементов экономической  политики.  Следовательно,  её  стратегические  цели  являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими  органами  страны.

Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует  достижению установленной общей цели. Сама  по  себе  она  не  в  состоянии  привести  к желаемым результатам.

Разработка  стратегии  денежно-кредитной  политики  предполагает  два этапа: определение её  основной  конечной  цели;  определение  промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям.  Цели денежно-кредитной  политики,  воспринимаемые  как  её  стратегия,  поддаются классификации: по  границам  действия  -внутренние  и  внешние,  по  времени действия - промежуточные и конечные.  Разграничение  внутренних  и  внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься  как  абсолютное  их противопоставление. На самом деле существует  лишь  общая  денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между  ними,  в  значительной степени взаимообуславливаемых и взаимозависимых.

2.2. Особенности денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь

 

 

Термин «социально-ориентированная  экономика» является в последнее время достаточно употребляемым, хотя в обыденном токовании представление о нем достаточно расплывчато. Не совсем понято, является ли ориентация на высокие социальные параметры характеристикой всех экономик, или она присуща только некоторым разновидностям. Как известно, любая экономическая система имеет своей целью достижение высокого уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, а потому обладает социальными моментами. Действительно, не может же экономика развиваться ради себя самой: конечным результатом и целью жизнедеятельности является человек.

Тем не менее, под социально-ориентированной  понимается такой тип экономической  системы, который отвечает определенным критериям.

Можно толковать социально-ориентированную  экономику как систему, в которой наиболее значимой является перераспределительная функция государства, позволяющая устранить существенную дифференциацию доходов в обществе и ликвидировать полюса бедности и богатства. Данное определение будет не совсем точным и правильным, поскольку любое государство занимается перераспределением доходов посредством функционирования бюджетной системы.

Под социально-ориентированной  рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической  системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности. Таким образом, можно констатировать следующие признаки данной модели социально-экономического устройства. Во-первых, подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов, которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан. Во-вторых, этой модели имманентна прогрессивная направленность. Действительно, характер развития рыночной экономики цикличен, но положительная тенденция развития больше свойственна той системе, которая в состоянии аккумулировать весь творческий потенциал населения. В-третьих, социально-ориентированная экономика не ставит своей целью только поддержку малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму.

В соответствии с выбранным курсом экономических преобразований Республика Беларусь последовательно создает социально-ориентированную рыночную экономику. В такой экономике присутствует сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты самых широких слоев населения, каждого гражданина страны. Именно в таком подходе учитываются и требование времени, и менталитет белорусского народа, его традиции. Этот подход закреплен в государственных документах: Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы и в других актах.

Постепенное движение экономики  Беларуси в сторону рынка признают и международные организации. По оценке ЕББР, Беларусь вошла в группу стран, которые в 2003 году улучшили свои показатели в рыночных реформах. В части приватизации малых и средних предприятий индекс Беларуси поднялся до таких значений, которые по шкале ЕББР констатируют, что «приватизирована существенная доля». Это означает, что приватизировано около двух третей коммунальной собственности.

Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая  политика, направленная на достижение стратегической цели социально-экономического развития республики – создание социально-ориентированной рыночной экономики, позволяет сохранять уже в течение последних девяти лет положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечивать рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества.

В 2005 году действия Правительства Республики Беларусь были нацелены на создание необходимых макроэкономических условий для достижения ориентиров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.

В целях решения задач  и выполнения параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год осуществлялась реализация Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2005 год, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, Комплексной программы развития сферы услуг на 2004-2005 годы.

За годы суверенного  развития в Беларуси сформировалась денежно-кредитная и банковская система, удовлетворяющая основные потребности экономики, развивающейся  по мобилизационной "белорусской  модели". Основная ее суть в сохранении административно-командных методов хозяйствования с ограниченным внедрением рыночных механизмов. При отсутствии сколько-нибудь значимых иностранных инвестиций и кредитных поступлений ситуация генерирует скрытые риски, угрожающие стабильности банковской сферы и денежного обращения.

Правовые рамки и  стратегию развития белорусской  банковской системы в последние  годы определяют Банковский кодекс и  Концепция развития банковской системы  на 2001-2010 гг. (далее - Концепция). Благодаря этим документам эволюция банковских институтов в новом столетии приобрела целенаправленность и динамику.

Банковский сектор за последние пять лет опережал реальный (рост ВВП в целом за 2001-2005 гг. составил 43,1%) по следующим целевым индикаторам:

1) банковский капитал с 4,2% ВВП (эквивалент - 353 млн. EUR) вырос почти до  5,6% ВВП и составил 1,6 млрд. EUR на конец 2005г.;

2) коэффициент монетизации  по национальной валюте (депозиты  в рублях) повысился с 5 до 13% ВВП,  что выше запланированного Концепцией  показателя в 9,6%;

3) ресурсы банковской  системы выросли с 27,8 до 32% ВВП,  что пока ниже запланированного  Концепцией 41,7%;

4) депозиты населения  выросли с 4,5 до 8,7% ВВП, что пока  также ниже предусмотренного  Концепцией уровня в 11,1% ВВП;

5) объем банковских кредитов экономике вырос с 14,7 до 21% ВВП и достиг 5,6 млрд. EUR.

Важно отметить, что за пятилетку доля проблемных кредитов в общей кредитной массе сократилась  с 15 до 1,9%.

Росли банковские показатели и в валютном выражении.

Несмотря на безденежье белорусской банковской системы, которая не восстановила и пятой доли дореформенного количества денег, по объемам кредитования реального сектора она уже практически вышла на уровень 1990г.

Последний год пятилетки  характеризовался динамичным ростом реального сектора: ВВП вырос на 9,2% (рост был бы большим, если бы не низкий урожай - прирост сельхозпродукции составил только 2,1%). Высокие темпы экономического роста при рекордно низкой для Беларуси инфляции (8%) позволили увеличить реальные доходы населения на 16,7%, при этом реальная зарплата повысилась на 21,5% и достигла в народном хозяйстве 261 USD, в бюджетной сфере - 225 USD. В итоге банковские депозиты населения достигли величины 5,5 трлн. BYR. За две пятилетки в среднем на белоруса вклады выросли с 45 USD до 260 USD. Увеличившаяся зарплата позволила банкам за два последних года перейти к активному кредитованию населения. Пусть медленно, но росла и прибыль банков.

Суммарный акционерный  капитал белорусских банков достиг 1155 млн. EUR, т.е. вырос за пятилетку в 3,5 раза в валютном выражении. Доля негосударственной собственности в белорусском банковском секторе также начала медленно увеличиваться (с 4,5 % на начало 2001 г. до 9,3 % на конец 2005 г.).Банковская система страны, несмотря на свою частную, акционерную форму, на 82% находится в государственной собственности. Удельный вес иностранного капитала в уставных фондах банков составляет лишь 12%, в том числе российского - 3,5%. Доля частного отечественного капитала - менее 6%. Совокупный уставный фонд банков на начало 2005 г. достиг 2,2трлн. BYR, собственный капитал - 2,9 трлн. BYR. По отношению к ВВП совокупный собственный капитал белорусских банков составляет менее 6%. В значительной степени данный показатель является формальной величиной, не отражающей реальности, так как по трем ведущим банкам страны (в меньшей мере - по ряду проблемных банков) наращивание уставных капиталов осуществлялось в значительных размерах путем преобразования их проблемной задолженности перед органами госуправления в акции. Только за 2004 г. таким образом на 216,3 млрд. BYR пополнен капитал Беларусбанка, на 285,1млрд. BYR- Белагропромбанка и на 15,3млрд. BYR - Белпромстройбанка. Первичным источником этих инвестиций являются эмиссионные средства. В силу такого наращивания капитала потенциальные риски возникновения неликвидности у банков возрастают.

Информация о работе Денежно-кредитная система