Денежно-кредитная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является то, чтобы на основании законодательных и нормативных актов, учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить понятие и содержание монетарной политики государства; выявить положительные тенденции в формировании денежно-кредитной политики Республики Беларусь; дать оценку произошедшим изменениям в банковской системе Беларуси в последние годы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная система.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Главным фактором повышения  эффективности экономики, в том  числе и банковской, является конкурентная среда. Ее создает частный сектор, а также равные либеральные условия  деятельности субъектов. В нашей стране, наоборот, практикуется принудительное закрепление за уполномоченными банками определенной клиентуры. Государственным банкам предоставляется ряд преференций, льготных  пруденциальных  нормативов, разрешений на создание не в полном объеме резервов на потери по активам, подверженным риску, и т.д.

В стране более 85% совокупного  уставного капитала и валовых  активов принадлежит шести так  называемым уполномоченным, в основном государственным банкам. Крупным  монополистом, которому к тому же созданы льготные условия по ряду направлений депозитной и кредитной деятельности, является Беларусбанк.

Все это свидетельствует  о необходимости реформирования банковской системы страны, разгосударствления, выхода Национального банка из состава  акционеров коммерческих банков, проведения реальной приватизации с привлечением иностранного капитала, прекращения практики административного вмешательства в банковскую сферу. Целесообразно выделить службу банковского надзора в независимое как от эмиссионного банка, так и исполнительной власти ведомство. Без этого трудно ожидать повышения межбанковской конкуренции, роста эффективности банковского дела, ликвидности и устойчивости системы и национальной валюты.

На протяжении прошлого года национальная валюта была не только стабильной и предсказуемой, но и впервые в истории нашей страны белорусский рубль укрепился по отношению к иностранным валютам стран - основных торговых партнеров. Так, официальный обменный курс белорусского рубля к российскому укрепился на 3,9%, к доллару США - на 0,8% и к евро - на 13,8%. Это оказало существенное воздействие на темпы инфляции, которые снизились почти в два раза.

Вместе с тем реальный курс белорусского рубля к российскому  и реальный эффективный курс находились в пределах, не ухудшающих ценовую конкурентоспособность экономики. Так, индекс реального курса белорусского рубля к российскому, рассчитанный по индексу потребительских цен, в январе-ноябре 2005 г. находился ниже уровня января-ноября 2004 г. на 3,8%. Реальный эффективный курс, то есть курс по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров Беларуси, в январе-ноябре 2005 г. находился ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 1,6%.

Процентная политика Нацбанка была направлена на поддержание  процентных ставок на положительном в реальном выражении уровне. При этом стоимость кредитных ресурсов и для предприятий, и для населения была значительно снижена. Кредитный портфель белорусских банков за 2005 г. увеличился более чем на 35% и составил свыше 12 трлн. белорусских рублей.

Темпы роста депозитов населения говорят о доверии к банковской системе. За 2005 г. их вклады в национальной валюте увеличились более чем в 1,5 раза. Кроме того, население стало больше пользоваться другими банковскими услугами (например, потребительскими кредитами).

В течение года платежная  система Беларуси работала без сбоев. Платежи в основном проходили  в режиме реального времени. Их объем  в автоматизированной системе межбанковских  расчетов составил более 300 трлн. белорусских  рублей.

За прошлый год значительно выросли золотовалютные резервы, повысилась степень финансовой стабильности. Это хороший результат, хорошая основа для работы и в нынешнем году. Да и в целом банковская система укрепилась. Это вселяет уверенность в том, что и в 2006 г., который открывает новую пятилетку социально-экономического развития, мы сделаем все необходимое, чтобы обеспечить высокий экономический рост в нашей стране, и на этой основе добиться повышения жизненного уровня населения.

Основные направления  денежно-кредитной политики на 2006 год, как и в предыдущие годы, ориентированы на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

На протяжении последних  пяти лет денежно-кредитная политика Нацбанка была направлена на обеспечение  стабильного курса белорусского рубля и на этой основе - на обеспечение  снижения уровня инфляции. Такая политика была достаточно действенной и способствовала достижению ценовой стабильности в стране. Таким образом, для Нацбанка снижение инфляции всегда являлось важнейшей задачей.

Вместе с тем для  более четкого выделения иерархии целей и с учетом мировой практики на 2006 г. определено, что конечной целью денежно-кредитной политики наряду с мерами общей экономической политики является снижение инфляции до уровня 7-9%.

Для ее достижения в условиях реализации прогноза социально-экономического развития и отсутствия прямого механизма воздействия на инфляцию денежно-кредитными инструментами Нацбанк будет использовать систему монетарных промежуточных целевых ориентиров.

Этот шаг повысит  прозрачность и информативность  монетарной политики, поскольку более  четкая иерархия целей предполагает ясность действий Нацбанка. Она предоставляет для всех субъектов экономических отношений конкретные ориентиры, что соответственно повышает степень доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

Прозрачность политики и доверие к ней способствуют формированию позитивных ожиданий предприятий и населения страны и ограничению на этой основе инфляционных процессов.

Кроме того, достигнутое  и намечаемое развитие денежно-кредитных  инструментов, укрепление банковской и платежной систем позволяют  говорить о возможности их более широкого воздействия на все секторы экономики и соответственно на снижение темпов инфляции.

Одновременно денежно-кредитная  политика будет направлена на повышение  эффективности выполнения банками  функции финансового посредника по трансформации сбережений в инвестиции и на совершенствование тем самым воспроизводственных условий для устойчивого экономического роста. Это предполагает сохранение стимулов к сбережениям в национальной валюте, расширение реального кредитования банками предприятий и населения при последовательном снижении стоимости кредитных ресурсов.Достигнутые в последние годы позитивные результаты в экономическом развитии страны и повышение доверия к национальной валюте позволяют сохранить преемственность целевых ориентиров денежно-кредитной политики. Поэтому определяющую роль в 2006 году в достижении поставленных целей, как и в 2004-2005 годах, будет играть динамика обменного курса белорусского рубля.

Обменный курс будет  использоваться в качестве номинального "якоря", сдерживающего в существенной мере инфляцию и повышающего на этой основе финансовую стабильность, сбережения населения и предприятий, ресурсную базу и кредиты банков. Это будет являться существенным вкладом денежно-кредитной политики в достижение социально-экономического роста в Беларуси.

Обеспечению целевого параметра  по обменному курсу белорусского рубля в 2006 году будут подчинены  все инструменты денежно-кредитной  политики. Основным источником роста  денежного предложения будет  увеличение золотовалютных резервов за счет покупки Национальным банком иностранной валюты. Это будет способствовать обеспечению сбалансированности на валютном рынке и необходимой динамики обменного курса белорусского рубля.

Процентная политика будет ориентирована на большую  доступность кредитов. Так, ставка рефинансирования к концу 2006 года, при условии достижения прогнозируемого уровня инфляции, может быть снижена до 8-10% годовых. При этом ставки по выдаваемым банками кредитам также будут снижаться, а процентные ставки по срочным депозитам будут незначительно отклоняться от ставки рефинансирования.

Одним из важнейших условий  повышения функциональной роли банковской системы в социально-экономическом  развитии страны станет дальнейшее наращивание  ресурсной базы банков. Расширение ресурсов банков позволит им обеспечить финансовую поддержку экономики.

Показатели денежно-кредитной  политики, предусмотренные в утвержденном президентом документе, обеспечивают выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития и  бюджета на 2006 год.

 

Заключение

 

 

Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования  рыночной экономики. Для функционирования кредитно-банковской системы она  имеет первостепенное значение. Государственное  кредитно-денежное регулирование осуществляет Центральный банк с помощью специфических инструментов регулирования.  
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке и изменение норм обязательных резервов. Среди селективных методов выделяются прямое ограничение резервов банковских кредитов и контроль по отдельным видам кредитов.

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Основных направлениях денежно-кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РБ и Национального банка РБ об экономической политике.

Переход к  экономическим  методам  управления  немыслим  без  денежно-кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика  не  является единственным  инструментом  экономической  политики,   применение   которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем  в сбое рыночной экономики отсутствие  действенной  денежно-кредитной  политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как  и  налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью  экономической  политики любого развитого общества, независимо от  социально-экономической  формации.

Список использованных источников

 

  1. Банковский кодекс Республики Беларусь
  2. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год
  3. Программа социально - экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг.
  4. Голубев С.Г., Галочкин В.В. Коммерческие банки. Учеб. пособие. – Мн.: Алгоритм, 1997. – 262с.
  5. Кредитная политика Беларуси: проблемы и рекомендации. – Мн.: Право и экономика, 1998. – 134с.
  6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  7. Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под общ.ред. Г.И. Кравцова – Мн.: Мисанта, 1997. – 434с.
  8. Основы банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. – Мн.: Тесей, 1999. – 446с.
  9. Сорокина Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. – Мн.: Маладзiчок, 2000. – 234с.
  10. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: (Курс лекций). – Мн.: Мисанта, 1997. – 342с.
  11. Банковская система Беларуси: стабильное развитие или балансирование на грани кризиса?  - Национальная экономическая газета №31, 2005
  12. Юрий Алымов: "Стабильность рубля - важнейшая задача" - Национальная экономическая газета №3, 2006
  13. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь  -  www.main.gov.by/ministry
  14. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь – www.ncpi.gov.by/minfin
  15. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь – www.nalog.by

 




Информация о работе Денежно-кредитная система