Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 00:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является то, чтобы на основании законодательных и нормативных актов, учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить понятие и содержание монетарной политики государства; выявить положительные тенденции в формировании денежно-кредитной политики Республики Беларусь; дать оценку произошедшим изменениям в банковской системе Беларуси в последние годы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Главным фактором повышения эффективности экономики, в том числе и банковской, является конкурентная среда. Ее создает частный сектор, а также равные либеральные условия деятельности субъектов. В нашей стране, наоборот, практикуется принудительное закрепление за уполномоченными банками определенной клиентуры. Государственным банкам предоставляется ряд преференций, льготных пруденциальных нормативов, разрешений на создание не в полном объеме резервов на потери по активам, подверженным риску, и т.д.
В стране более 85% совокупного уставного капитала и валовых активов принадлежит шести так называемым уполномоченным, в основном государственным банкам. Крупным монополистом, которому к тому же созданы льготные условия по ряду направлений депозитной и кредитной деятельности, является Беларусбанк.
Все это свидетельствует о необходимости реформирования банковской системы страны, разгосударствления, выхода Национального банка из состава акционеров коммерческих банков, проведения реальной приватизации с привлечением иностранного капитала, прекращения практики административного вмешательства в банковскую сферу. Целесообразно выделить службу банковского надзора в независимое как от эмиссионного банка, так и исполнительной власти ведомство. Без этого трудно ожидать повышения межбанковской конкуренции, роста эффективности банковского дела, ликвидности и устойчивости системы и национальной валюты.
На протяжении прошлого года национальная валюта была не только стабильной и предсказуемой, но и впервые в истории нашей страны белорусский рубль укрепился по отношению к иностранным валютам стран - основных торговых партнеров. Так, официальный обменный курс белорусского рубля к российскому укрепился на 3,9%, к доллару США - на 0,8% и к евро - на 13,8%. Это оказало существенное воздействие на темпы инфляции, которые снизились почти в два раза.
Вместе с тем реальный курс белорусского рубля к российскому и реальный эффективный курс находились в пределах, не ухудшающих ценовую конкурентоспособность экономики. Так, индекс реального курса белорусского рубля к российскому, рассчитанный по индексу потребительских цен, в январе-ноябре 2005 г. находился ниже уровня января-ноября 2004 г. на 3,8%. Реальный эффективный курс, то есть курс по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров Беларуси, в январе-ноябре 2005 г. находился ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 1,6%.
Процентная политика Нацбанка была направлена на поддержание процентных ставок на положительном в реальном выражении уровне. При этом стоимость кредитных ресурсов и для предприятий, и для населения была значительно снижена. Кредитный портфель белорусских банков за 2005 г. увеличился более чем на 35% и составил свыше 12 трлн. белорусских рублей.
Темпы роста депозитов населения говорят о доверии к банковской системе. За 2005 г. их вклады в национальной валюте увеличились более чем в 1,5 раза. Кроме того, население стало больше пользоваться другими банковскими услугами (например, потребительскими кредитами).
В течение года платежная система Беларуси работала без сбоев. Платежи в основном проходили в режиме реального времени. Их объем в автоматизированной системе межбанковских расчетов составил более 300 трлн. белорусских рублей.
За прошлый год значительно выросли золотовалютные резервы, повысилась степень финансовой стабильности. Это хороший результат, хорошая основа для работы и в нынешнем году. Да и в целом банковская система укрепилась. Это вселяет уверенность в том, что и в 2006 г., который открывает новую пятилетку социально-экономического развития, мы сделаем все необходимое, чтобы обеспечить высокий экономический рост в нашей стране, и на этой основе добиться повышения жизненного уровня населения.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 год, как и в предыдущие годы, ориентированы на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
На протяжении последних пяти лет денежно-кредитная политика Нацбанка была направлена на обеспечение стабильного курса белорусского рубля и на этой основе - на обеспечение снижения уровня инфляции. Такая политика была достаточно действенной и способствовала достижению ценовой стабильности в стране. Таким образом, для Нацбанка снижение инфляции всегда являлось важнейшей задачей.
Вместе с тем для
более четкого выделения
Для ее достижения в условиях реализации прогноза социально-экономического развития и отсутствия прямого механизма воздействия на инфляцию денежно-кредитными инструментами Нацбанк будет использовать систему монетарных промежуточных целевых ориентиров.
Этот шаг повысит прозрачность и информативность монетарной политики, поскольку более четкая иерархия целей предполагает ясность действий Нацбанка. Она предоставляет для всех субъектов экономических отношений конкретные ориентиры, что соответственно повышает степень доверия к проводимой денежно-кредитной политике.
Прозрачность политики и доверие к ней способствуют формированию позитивных ожиданий предприятий и населения страны и ограничению на этой основе инфляционных процессов.
Кроме того, достигнутое и намечаемое развитие денежно-кредитных инструментов, укрепление банковской и платежной систем позволяют говорить о возможности их более широкого воздействия на все секторы экономики и соответственно на снижение темпов инфляции.
Одновременно денежно-
Обменный курс будет использоваться в качестве номинального "якоря", сдерживающего в существенной мере инфляцию и повышающего на этой основе финансовую стабильность, сбережения населения и предприятий, ресурсную базу и кредиты банков. Это будет являться существенным вкладом денежно-кредитной политики в достижение социально-экономического роста в Беларуси.
Обеспечению целевого параметра
по обменному курсу белорусского
рубля в 2006 году будут подчинены
все инструменты денежно-
Процентная политика будет ориентирована на большую доступность кредитов. Так, ставка рефинансирования к концу 2006 года, при условии достижения прогнозируемого уровня инфляции, может быть снижена до 8-10% годовых. При этом ставки по выдаваемым банками кредитам также будут снижаться, а процентные ставки по срочным депозитам будут незначительно отклоняться от ставки рефинансирования.
Одним из важнейших условий
повышения функциональной роли банковской
системы в социально-
Показатели денежно-кредитной политики, предусмотренные в утвержденном президентом документе, обеспечивают выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития и бюджета на 2006 год.
Денежно-кредитная политика
является одним из наиболее важных
направлений государственного регулирования
рыночной экономики. Для функционирования
кредитно-банковской системы она
имеет первостепенное значение. Государственное
кредитно-денежное регулирование осуществляет Центральный
банк с помощью специфических инструментов
регулирования.
Денежно-кредитная политика направлена
либо на стимулирование кредита и денежной
эмиссии (кредитная экспансия), либо на
их сдерживание и ограничение (кредитная
рестрикция). Методы денежно-кредитной
политики делятся на две группы: общие
(влияют на рынок ссудного капитала в целом)
и селективные (предназначены для регулирования
конкретных видов кредита или кредитования
отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).
К общим методам относятся учетная (дисконтная)
политика, операции на открытом рынке
и изменение норм обязательных резервов.
Среди селективных методов выделяются
прямое ограничение резервов банковских
кредитов и контроль по отдельным видам
кредитов.
Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Основных направлениях денежно-кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РБ и Национального банка РБ об экономической политике.
Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно-кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации.