Денежные реформы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

Денежные реформы бывают разные. Внезапные и заранее продекларированные. Простые и сложные. Революционные и эволюционные. Быстротечные и длительные, включающие в себя целый ряд отдельных этапов. Полностью конфискационные, частично или же вовсе не конфискационные. Меняющие всё и вся и привносящие лишь частичные изменения. Национальные и межнациональные. Привязывающие курс национальной валюты к какому-либо из «грандов» мирового валютного рынка и отпускающие «новичка» в свободное плавание. Удачные, не очень и ну очень неудачные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА ЕЁ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ2
1.1 Понятие и сущность денежной реформы2
1.2 Необходимость денежных реформ6
1.3 Роль денежной реформы в денежно-кредитной политики государства7
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В ИСТОРИИ РОССИИ9
2.1 Денежная реформа от 1535 по 1947г г9
2.2 Денежная реформа 1961 и Павловская реформа14
2.3 Денежная реформа 1993 г. И 1998г15
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ФИНАНСОВОМ КРИЗИСЕ 19
3.1. Влияние финансового кризиса на экономику России.19
3.2 Антикризисная программа в России21
3.3 Прогноз экономики России на 2010-2013 гг. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

гОТОВАЯ КУРСОВАЯ ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ рОССИИ.docx

— 76.44 Кб (Скачать документ)

     Вслед за объявлением о денежной реформе  и отмене карточной системы выходит  Постановление Совета Министров  СССР № 3867 от 14 декабря 1947 г. «О нормах продажи продовольственных и  промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались  предельные нормы отпуска товаров  в одни руки: хлеб печёный — 2 кг; крупа, макароны — 1 кг; мясо и мясопродукты — 1 кг; колбасные изделия и копчености — 0,5 кг; сметана — 0,5 кг; молоко — 1 л; сахар — 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани  — 6 м; нитки на катушках — 1 катушка; чулки-носки — 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая — по 1 паре каждой; мыло хозяйственное — 1 кусок; мыло туалетное — 1 кусок; спички — 2 коробки; керосин — 2 л. Установленные  нормы также распространялись и  на кооперативную торговлю в сельской местности на всей территории Советского Союза.[18,C.21-26]

2.2. Денежная реформа 1961 г. и Павловская реформа.

     Денежная  реформа была проведена 1 января 1961 г. в форме «чистой» деноминации. ЦК КПСС назвал эту денежную реформу «самой гуманной в истории» По всем вкладам в Сбербанке граждане получили на 10 старых рублей один новый рубль. Наличные деньги обменивались без ограничений по такому же коэффициенту. К началу февраля 1961 года около 90 % наличных денег было обменяно на новые купюры. В государственных магазинах цены снизили в 10 раз, хотя на колхозных рынках аналогичного снижения не произошло.

     Интересным  моментом денежной реформы 1961 года было то, что вся мелкая металлическая  монета номиналом 1, 2, 3 копеек не уменьшилась  в стоимости в 10 раз, а продолжила ходить в том же исполнении и по тому же номиналу. Таким образом, те жители, которые собирали мелкие медные металлические деньги, оказались  в выигрыше — стоимость их монет увеличилась в 10 раз. Наглядно это показано в фильме «Менялы». Однако сразу после объявления в печати о будущей реформе по всем торговым и финансовым организациям был разослан циркуляр, запрещавший менять бумажные деньги на медные монеты, так что количество реально обогатившихся было весьма незначительным.[19,C.193]

     Павловская реформа— 1991 г. Конфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь министра финансов СССР Павлова Валентина Сергеевича. В течение трёх суток января граждане могли обменять 50— и 100—рублевые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 руб. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 руб. новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 1 апреля произошло повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году.

     В то же время в результате Шоковая терапия привела к гиперинфляции, которая только по итогам 1992 года составила 2600 % и обесценила сбережения граждан в Сбербанке.[20]

     2.3 Денежная реформа 1993 г. и 1998 г.

     Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную  денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведён 26 июля — 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чём в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в июле в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате, многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.

     Но  отсутствие при реформе деноминации указывает на превалирование других причин денежного реформирования. Во-первых, не удавалось контролировать денежную эмиссию рубля как единой валюты на территории СНГ при наличии в каждой из стран своих печатных станков по выпуску денег, что сводило на нет все усилия России по обузданию инфляции. Во-вторых, многие бывшие союзные республики приступили к выпуску своих национальных валют, который угрожал российской денежной единице тем, что старая рублевая денежная масса могла оказаться вся в Российской Федерации. Таким образом её основной замысел состоял в том, чтобы на основе обмена старых купюр на новые прекратить поток не обеспеченных товарами денег из стран ближнего зарубежья.

     «Хотели как лучше, а получилось как всегда» 
 — фраза, которую произнёс
Виктор Черномырдин, премьер-министр Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс-конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года.[21]

     4 августа 1997 года Президент России  Борис Ельцин подписал Указ  № 822, в соответствии с которым 1 января 1998 года правительство и ЦБ провели деноминацию рубля. Теперь 1 новый рубль равнялся 1000 старых рублей. Изменился и международный код рубля с RUR на RUB. Вскоре после деноминации, 17 августа 1998 года правительство объявило дефолт по внутренним обязательствам, а курс рубля сильно упал по отношению к другим валютам. Несмотря на то, что эти два события отстоят друг от друга более, чем на полгода, люди их необоснованно связывают между собой.

     В течение 1998 года параллельно обращались старые и новые деньги, а цены указывались как в старых, так  и в новых деньгах. В общей  сложности в этот период законным платёжным средством являлись:

     Старые  деньги

  1. Банкноты Банка России образца 1993 года (в том числе выпуска 1994 года)
  2. Банкноты Банка России образца 1995 года
  3. Монеты Банка России выпусков 1992—1996 годов
  4. Монеты Госбанка СССР выпусков 1961—1991 годов
  5. Монеты Госбанка СССР 1, 2 и 3 копейки выпусков до 1961 года

     Новые деньги

  1. Банкноты Банка России образца 1997 года
  2. Монеты Банка России образца 1997 года

     С 1 января 1999 года старые деньги утратили платёжность, однако в соответствии с упомянутым указом Президента и  положением Банка России от 15 декабря 1998 года № 63-П обменивались во всех отделениях Банка на новые в количествах, кратных 1 новой копейке до 2002 года (позднее этот период был продлён до 2003 года), то есть теоретически существовала возможность обменять тысячу советских копеек на одну российскую. 

     Плюсы и минусы девальвации 1998г. В России:

Плюсы Минусы
1. существенно  улучшилось сальдо внешнеторговых  операций России на 1999г. В итоге  резкого сокращения импорта. Повысилась  ценовая эффективность экспортных  операций (от -10% до 160-180% к концу года) по основной номенклатуре сырьевых  и экспортных продуктов.  1. Резко обострилась  неувязка наружной задолженности  государственного и частного  секторов экономики. Федеральное  правительство де-факто объявило  дефолт по половине собственных  обязательств, ряд регионов не  сумел справиться с финансовыми  обязательствами, номинированными  в иностранной валюте.
2. Экспортеры  значительно укрепили финансовое  положение, смогли понизить относительное  бремя задолженности бюджету  и др. Кредиторам. Так, если в  первой половине 1998г. Долги нефтяной  отрасли перед бюджетом превосходили  трехмесячный размер экспортной  выручки, то в декабре они  составили всего месяц 2.Курсовые утраты  русского банковского сектора  (внешние займы и форвардные  контракты) оказались более существенными  в итоге кризиса. 
3. За  счет роста денежных ресурсов, находящихся в распоряжении экспортеров,  произошел определенный рост  денежных скоплений в настоящем  секторе 3. Сокращение  импорта, в первую очередь потребительских  продуктов, привело к понижению  совокупных размеров потребления  населения и, следовательно, к  понижению уровня его жизни.
4. Сокращение  импорта расширило спрос на  отечественные продукты. Улучшение  денежного положения компаний  и повышение спроса способствовало  оживлению производства в машиностроении, отчасти в легкой индустрии,  в отраслях темной металлургии,  лесной, целлюлозно-картонной и деревообрабатывающей.. 4. Удорожание  импорта резко уменьшило инвестиционные  способности настоящего сектора  русской экономики, в котором  годовые денежные скопления (прибыль  плюс амортизация) в валютном  эквиваленте снизились более  чем вдвое. Т.О., Снизилась возможность  брать импортное оборудование  для замены русских изношенных  главных фондов и модернизации  производства.[22,C4-26] 

ГЛАВА 3. ПОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ФИНАНСОВОМ КРИЗИСЕ

    1. Влияние кризиса  на экономику России.

     Американские  эксперты из центра Stratfor, делая прогноз  на 2009 год, пришли к выводу, что Западу надеяться на ослабление России в  связи с финансовым кризисом, не стоит. Естественно, России придется пережить девальвацию рубля, что, скорее всего, разрушит большую часть российской финансовой системы. Помимо девальвации финансовый кризис вызовет отток иностранного капитала, снижение доходов от экспорта нефти и газа, что может привести Россию на грань краха.

     По  мнению тех же экспертов, финансовая самоуверенность России держится на деньгах, заработанных во время роста  цен на нефть и газ, и не является следствием перестройки, реструктуризации политической и финансовой системы. Россия, по их мнению, находится в  финансовой неразберихе, и влияние  финансового кризиса на ее экономику  гораздо меньшее, чем на экономику  других стран.

     Экспертами  подчеркиваются несколько основных факторов, которые дают возможность  России пережить финансовый кризис с  минимальными потерями для себя, стать  более могущественной державой, не смотря на пониженную финансовую мощь. В первую очередь это географическое положение России. В отличие от США, все потенциальные объекты  влияния, такие как Белоруссия, Прибалтика и Украина находятся рядом. 

     Вторым  по значимости фактором, могущим помочь преодолеть последствия финансового  кризиса, такие как инфляция, ослабление банковской системы и безработица, американские исследователи называют российскую политику. Внутри России чрезвычайно  мало сил, которые власть не сможет держать под контролем. Европейские  государства на такую мощь собственных  политических систем рассчитывать не могут. Стабильность власти в России и нестабильность властей в большинстве стран Центральной Европы и в бывших республиках, позволила ей влиять на своих соседей. [23,C.66] 

     Так же стабилизирующим финансовый кризис в России фактором является социальная система. Русские граждане продолжают работать, несмотря на растущий уровень  безработицы, снижение финансовой независимости, без видимых всплесков социальных протестов, возмущений ухудшающимися  условиями жизни. 

     Природные ресурсы Российской федерации в  этом списке идут только на четвертом  месте, по мнению экспертов. Россия обладает ресурсами буквально во всем. Продукты и металлы, золото и древесина, энергоресурсы, которые играют главную роль в укреплении России, не смотря на финансовый кризис. Европа более чем на четверть зависит от российского газа, что гарантирует пусть и сократившийся, но достаточно стабильный доход. Энергетика - это политическое оружие России, которое в период кризиса становится сильнейшим рычагом. 

     Вывод, сделанный экспертами, говорит о  том, что при крахе финансовом, у России есть множество других инструментов, с помощью которых она сможет продолжать утверждение в качестве мощной державы, и выйти победителем  из мирового финансового кризиса.[24]

    1. Антикризисная программа России.

     Меры, предпринимаемые денежными властями США и других мировых эмиссионных  центров не затрагивают основных источников кризиса.  Остановить его разрастание могло бы одновременное списание обязательств по деривативам как забалансовых и не подлежащих судебному преследованию долгов типа пари и устранение дефицита   бюджета и платежного баланса США. Поскольку ни  то, ни другое не планируется, кризис будет углубляться.  Меры по спасению банковских и финансовых институтов за счет эмиссии денег означает ни что иное как монетизацию обязательств по деривативам, объем которых многократно превышает существующую денежную массу. При дальнейшем расширении такой «антикризисной» практики на мировую экономику обрушится лавина ничем не обеспеченной денежной эмиссии, что повлечет за собой глобальную гиперинфляцию и разрушение глобальной валютно-финансовой системы.

     При правильной политике в результате кризиса  Россия могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись:

     1)    признания рубля в качестве одной из мировых валют,

     2)     многократного повышения мощности отечественной  банковско-инвестиционной системы,

     3)     опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста. [25,C.728]

     Для этого меры по преодолению финансового  кризиса должны быть

направлены на формирование отечественной инвестиционной системы и согласованы с политикой  долгосрочного развития, установленной  Концепцией социально-экономического развития России до 2020 года.

     Меры, предпринимаемые в настоящее  время, ориентированы на решение  краткосрочных задач стабилизации финансового рынка, недостаточно эффективны и коррупциогенны. Если их не скорректировать  должным образом, то значительная часть  выделяемых государством дешевых кредитов будет пропущена через коррупционные  схемы и  лишь ускорит инфляцию, не дав желаемого результата.

     Чтобы достичь  указанного выше тройного эффекта, необходимо предусмотреть механизмы целевого направления выделяемых государством кредитных ресурсов на финансирование модернизации экономики на основе нового технологического уклада. Для этого меры по преодолению кризиса должны быть нацелены не на воспроизводство сложившейся спекулятивной модели финансового рынка, а на формирование отечественной инвестиционной системы.

Информация о работе Денежные реформы России