Денежные реформы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

Денежные реформы бывают разные. Внезапные и заранее продекларированные. Простые и сложные. Революционные и эволюционные. Быстротечные и длительные, включающие в себя целый ряд отдельных этапов. Полностью конфискационные, частично или же вовсе не конфискационные. Меняющие всё и вся и привносящие лишь частичные изменения. Национальные и межнациональные. Привязывающие курс национальной валюты к какому-либо из «грандов» мирового валютного рынка и отпускающие «новичка» в свободное плавание. Удачные, не очень и ну очень неудачные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА ЕЁ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ2
1.1 Понятие и сущность денежной реформы2
1.2 Необходимость денежных реформ6
1.3 Роль денежной реформы в денежно-кредитной политики государства7
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В ИСТОРИИ РОССИИ9
2.1 Денежная реформа от 1535 по 1947г г9
2.2 Денежная реформа 1961 и Павловская реформа14
2.3 Денежная реформа 1993 г. И 1998г15
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ФИНАНСОВОМ КРИЗИСЕ 19
3.1. Влияние финансового кризиса на экономику России.19
3.2 Антикризисная программа в России21
3.3 Прогноз экономики России на 2010-2013 гг. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

гОТОВАЯ КУРСОВАЯ ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ рОССИИ.docx

— 76.44 Кб (Скачать документ)

     Важнейшей причиной уязвимости нашей экономики  от колебаний мировой финансовой конъюнктуры стали: в корне ошибочная, но реализуемая уже многие годы денежно-кредитная  политика, исходящая из ложного представления  о количественной теории денег и  связывающая эмиссию рублей с  приростом валютных резервов; спекулятивный  характер фондового рынка;  чрезмерная ориентация на экспорт сырья; ослабление и разрушение внутренних кооперационных связей; сжатие внутреннего рынка; разрушение общего экономического пространства СНГ.

     Для обеспечения устойчивого развития необходимо восстановление емкого внутреннего  рынка, изменение  политики денежного предложения, исходя из спроса на деньги со стороны производственной сферы и необходимости организации долгосрочного кредита на цели глубокой модернизации и повышения конкурентоспособности экономки на новой технологической основе.

     Как справедливо утверждает М.В.Ершов, в  сложившихся условиях важно, чтобы  внутренние денежно-кредитные механизмы  были в состоянии эффективно нейтрализовать риски, связанные с возможностью быстрого прекращения притока средств, а также их оттока, и создавать  необходимые финансовые ресурсы  в первую очередь на внутренней основе, менее зависящей от внешней конъюнктуры. Для этого должны быть изменены механизмы  формирования  денежной  массы, которая  в России эмитируется за счет внешних источников  путем приобретения иностранной валюты в национальные валютные резервы.  Подобная политика делает денежную систему очень неустойчивой, поскольку в условиях кризиса доступ к внешнему финансированию затруднен, а финансовые ресурсы аккумулируются иностранными инвесторами в своих головных банках и выводятся из других стран.

     Привязка  эмиссии рублей к приобретению валютных резервов ставит экономику России в  зависимость от внешнего спроса на товары и внешнего предложения капитала,  делает невозможным  проведение самостоятельной финансовой политики.

     В целях создания ориентированной  на экономический рост финансовой системы  целесообразно использовать опыт послевоенного  восстановления Западной Европы (эмиссия  под векселя производственных предприятий  посредством рефинансирования коммерческих банков) или современного Китая (эмиссия  под планы модернизации производственных предприятий через государственные  банки). Можно также задействовать  опыт финансового планирования в  Индии (выделение кредитных ресурсов под приоритетные направления развития) или управления кредитными потоками в Японии (централизация сбережений населения в качестве пассивов институтов развития).

     Наш собственный и мировой опыт позволяет  сконструировать оптимальные механизмы  денежного предложения, замкнутые  на кредитование реального сектора  экономики и приоритетные направления  его развития. При этом, однако, необходимо ввести правовые  нормы, регулирующие поведение банков должным образом (нормативы предоставления кредитов по направлениям, включая максимальный уровень ставки процента, условия доступа к кредитному окну Центрального банка, перечень принимаемых им в залог векселей производственных предприятий, условия получения государственных гарантий и др.). Важным условием эффективности любой системы целевого управления кредитной эмиссией является наличие четкой стратегии и индикативного плана развития экономики, с явно выделенными приоритетами и программами их реализации.

     Поэтому предпринимаемые, сегодня меры по спасению банковской системы  должны быть дополнены не только  нормативами регулирования деятельности коммерческих банков по распоряжению государственными кредитными ресурсами, но и принятием Стратегии и индикативного плана экономического развития России. Меры по преодолению финансового кризиса должны быть направлены на формирование емкого внутреннего рынка, структурную перестройку экономики на основе нового технологического уклада и создание самодостаточной, опирающейся на внутренние источники денежного предложения, инвестиционной системы.

    1. Прогноз экономики России на 2010-2013 гг.

     Базовый вариант прогноза строится на основе предположения о продолжающемся восстановлении и дальнейшем росте мировой экономики. Такой вариант развития событий подразумевает локализацию проблем суверенного долга в странах юга Европы и отсутствие серьезных дефолтов в еврозоне и в других странах. Он также предполагает, что финансовая система Европы находится в относительно устойчивом состоянии. Тем не менее, даже в базовом сценарии, нельзя исключить обострения ситуации с греческими государственными обязательствами в первой половине 2011 г., способного вызвать некоторую временную дестабилизацию глобальных рынков.

     При этом темпы роста глобальной экономики  в ближайшие годы, будут, тем не менее, ниже предкризисных. Все еще неустойчивый характер роста, сворачивание антикризисных мер, необходимость перехода к более жесткой фискальной политике в развитых странах, а также и существенная неопределенность относительно темпов роста развивающихся стран заставляет рассматривать такой вариант развития событий, как наиболее вероятный. По последним (июльским) оценкам МВФ темп роста мирового ВВП в 2010 и 2011 годах составит соответственно 4,6% и 4,3%.

     Исходя  из данного предположения, прогнозируется, что физический объем мировой  торговли будет расти с темпами 7,4% в 2010 г., 6,1% в 2011 г и 6,5% в 2012-13 гг.Рост мировой экономики будет сопровождаться увеличением спроса на энергоресурсы. Мы ожидаем, что средние цены на российскую нефть марки «Юралс» во второй половине текущего года составят 73-75 долларов за баррель. В первой половине 2011 г. возможно некоторое снижение мировых цен на нефть, но во второй половине будущего года рост цен возобновится. Таким образом, по нашим предположениям среднегодовая цена на нефть марки «Юралс» в 2011 г. составит 75 долл. за

баррель. В базовом  сценарии в 2012-2013 гг. среднегодовые  цены на нефть повысятся до 83 и 86 долл. За баррель соответственно.

     В отношении потоков капиталов  в 3-4 квартале 2010 г. мы ожидаем сохранения притока частного капитала в российскую экономику приблизительно на уровне 2 квартала (4,5 млрд. долл. по оценке ЦБ РФ). С учетом результатов января-марта (-14,7 млрд. долл.) в целом в 2010 г. будет  зафиксирован практически нулевой  приток капитала. Россия, наряду с другими более динамично растущими по сравнению с развитыми странами экономиками новых рынков, по итогам 2011 г. может рассчитывать на положительный приток капитала (порядка10 млрд. долл.), который в последующие годы будет увеличиваться (см. Приложение 1).

     Пессимистический  сценарий предполагает возобновление  рецессии в развитых странах, прежде всего в США и Европе, в частности, в связи с углублением финансового кризиса в еврозоне, а, возможно, и в связи с ростом опасений инвесторов относительно высоких показателей госдолга в США и Японии. Более глубоким в этом сценарии может быть замедление роста и в азиатских странах. Падение внутреннего спроса в развитых странах

повлечет за собой снижение темпов роста мировой  торговли: до 3% в 2010-2011 гг. и 4-4,5% в 2012-2013 гг., а также усиление дефляционных тенденций. В пессимистическом сценарии мы предполагаем, что цены не нефть во втором полугодии 2010 г. снизятся до 60 долл. за баррель и останутся на этом уровне в 2011-2013 гг. Кризисные явления в глобальной экономике найдут свое отражение в курсах ведущих мировых валют и направлении потоков капиталов. Евро в 2010 продолжит обесцениваться по отношению к доллару США, а в 2011г. будет достигнут паритет двух валют. В 2012-2013 гг. будет наблюдаться некоторое укрепление евро (до среднегодовых значений 1,1-1,2 долл. за евро). Относительно низкая цена на нефть и глобальное бегство от

рисков приведут к оттоку капитала из российской экономики: 10-15 млрд. долл. в 2010-2011 гг.

       В случае более динамичного, чем в базовом сценарии, восстановления и дальнейшего развития экономик как развитых, так и развивающихся стран, темпы роста мировой торговли предполагаются равными 10% в 2010 г. и 8% в 2011-2013 гг. Соответственно, больший спрос на энергоресурсы подтолкнет вверх и цены на нефть - до 81 долл. за баррель (марка «Юралс») в 2010 г., 90 долл. за баррель и 95 долл. за баррель - в 2012-2013 гг. Подобное развитие будет сопровождаться большим по сравнению с базовым сценарием притоком капитала в российскую экономику – 10 млрд. долл. в 2010 г.и 25-40 млрд. долл. - в 2011-2013 гг.

     Безусловно, значительная неопределенность, заключающаяся  как в возможности реализации различных шоков, так и в будущих структурных изменениях в российской и мировой экономиках, заставляет рассматривать любые среднесрочные прогнозы с большой осторожностью. Тем не менее, мы полагаем, что с учетом глубины и масштаба мирового кризиса 2008-2009 гг. темпы экономического роста в России в перспективе ближайших трех

лет будут ниже предкризисных показателей: 3,7-4% в 2012-2013 гг. (согласно нашему базовому сценарию). Есть основания полагать, что российские монетарные власти и правительство в целом осознали важность поддержания инфляции на приемлемо низком, с точки зрения мирового опыта, уровне. Наши модельные расчеты показывают, что годовые темпы роста денежной массы и инфляция в 2012-2013 гг. составят около 23% и 7,5% соответственно. В то же время мы полагаем, что большая приверженность денежных властей инфляционному таргетированию и рост доверия к этой политике со стороны экономических агентов, повлечет за собой снижение инфляционных ожиданий, и, фактически, на данном временном отрезке могут быть достигнуты более низкие показатели инфляции.[26,C.2] 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Денежная  реформа - радикальные преобразования в денежной системе страны с целью  укрепления национальной валюты я повышения  стабилизации денежного обращения  и эффективности экономики страны.

      Денежные  реформы в основном сводятся к  следующим процессам: полная или  частичная замена денежных знаков с  выпуском денег нового образца при  сохранении их нарицательной стоимости; деноминация - укрупнение денежной единицы. Видом денежных реформ является также  изменение курса национальной валюты: девальвация - снижение курса национальной валюты по отношению к твердым  валютам с уменьшением реального  золотого содержания денежной единицы, или ревальвация - повышение курса  национальной валюты с увеличением  реального золотого содержания денежной единицы.

      Среди комплекса мероприятий по оздоровлению и благоустройство денежного  оборота особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой  полную или частичную перестройку  денежной системы, которую проводит государство с целью оздоровления денег или улучшения механизма  регулирования денежного оборота  относительно новых социально-экономических  условий, и одно и другое одновременно.

      Денежные  реформы, проводившиеся в разное время во многих странах, значительно  отличались своими целями, глубиной реформирования существующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительный мероприятиями и т.д. Их можно классифицировать по нескольким признакам.

      Успешное  проведение денежной реформы требует  соответствующей подготовки: накопление золотовалютных и материальных резервов, прекращение или значительное уменьшение темпов роста денежной массы, оздоровление государственных финансов, улучшение  структуры общественного производства, сбалансирование рынка и т.д.

      Денежные  реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста  денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных  случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции.

      На  современном этапе острейшей  проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее  значение, в силу того, что эта  задача на протяжении последних лет  ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.

      Введение  в обращение Банком России купюры достоинством в 5000 рублей служит еще  одним доказательством возможной  реформации существующей денежной системы.

      Ориентировка  на экономическую политику США, основанную на непрерывной эмиссии мировой  резервной валюты, процентной экономике, на неадекватном росте финансового  рынка - этот путь чреват крахом доллара  как мировой резервной валюты, как меры стоимости и средства накопления, а следовательно и мировой экономической системы. Построенная на долларе экономика имеет системные, быстро развивающиеся противоречия, конструктивного пути решения которых никто не предложил.

Информация о работе Денежные реформы России