Деньги, денежное обращение финансовые посредники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание

В условиях перехода к исторически новому типу денежного обращения, основанного на кредите, закономерности функционирования старых форм денег не всегда проецируются на новую модель денежного обращения.
Целью данной работы является определение сущности денег и анализ денежного обращения в России.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие денег, денежного обращения, финансовых посредников
1.1. История возникновения и сущность денег
1.2. Виды и функции денег
1.3. Денежная система и денежное обращение
1.4. Финансовые посредники
Глава II. Анализ денежного обращения
2.1. Анализ денежного обращения в мире
2.2. Денежная система России
2.3. Особенности денежного обращения в РФ
2.4. Финансовые посредники в РФ и их взаимодействие с ЦБ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 935.50 Кб (Скачать документ)

По итогам 2009 г. импорт товаров сокра­тился на треть, в основном за счет уменьшения физических объемов ввоза товаров в стра­ну. Ввоз товаров инвестиционного назначе­ния сократился значительнее, чем потреби­тельский импорт. Однако во второй половине года импорт товаров начал постепенно восста­навливаться, сокращение физических объ­емов импорта в IV квартале 2009 г. относительно того же квартала предыдущего года за­медлилось и составило 18.1%. в то время как по итогам девяти месяцев они уменьшились на 42.4%.

В 2009 г. реальные располагаемые де­нежные доходы населения выросли по срав­нению с предыдущим годом на 2.3%. В усло­виях экономической неопределенности склон­ность населения к потреблению снижалась. В структуре использования денежных дохо­дов населения в 2009 г доля расходов населе­ния на покупку товаров и оплату услуг сократилась на 4.9 процентного пункта (до 69.2%). а на покупку валюты - на 2,4 процентного пун­кта (до 5.5%). Склонность населения к орга­низованным сбережениям составила 14.2% (за 2008 г - 5.3%). в том числе во вкладах и ценных бумагах - 4.1 %.

В 2009 г расходы на конечное потребле­ние домашних хозяйств снизились на 8,1% (в 2008 г увеличились на 10,7%). В IV квар­тале по сравнению с предыдущим кварталом темпы снижения потребительских расходов замедлились. В 2009 г. по сравнению с 2008 г оборот розничной торговли снизился на 5,5%, а объем платных услуг населению- на 4.3%.

Расходы на конечное потребление госу­дарственного управления в 2009 г. увеличи­лись на 1.9% (в 2008г.-на2.9%). Поданным Казначейства России, расходы федерального бюджета по итогам исполнения федерально­го бюджета в 2009 г. возросли до 24.7% ВВП (в 2008 г. - 18.4%). Непроцентные расходы составили 24.2% ВВП (в 2008 г. - 18.0%). что является наибольшим показателем за последнее  десятилетие и обусловлено главным об­разом осуществлением антикризисных мер по поддержке реального сектора экономи­ки и финансовой системы страны в условиях финансово-экономического кризиса. Испол­нение непроцентных расходов федерально­го бюджета по итогам 2009 г. по отношению к уточненной бюджетной росписи на 2009 г. составило 97.2%. что несколько ниже анало­гичного показателя 2008 г (97.8%).

Федеральный бюджет по итогам 2009 г. был исполнен с дефицитом 5.9% ВВП. в то время как за 2008 г. был получен про­фицит 4,1% ВВП. Снижение баланса феде­рального бюджета в конце 2008 г. образова­ние бюджетного дефицита и его рост в 2009 г. вследствие реализации Правительством Рос­сийской Федерации стимулирующих мер сви­детельствуют о смягчении фискальной поли­тики. В то же время это согласуется с необхо­димостью проведения бюджетной политики, имеющей контрциклический характер.

 

 

 

 

Рис.5. Непроцентные расходы федерального бюджета. (ВВП, %)

 

Внешний спрос.

Внешний спрос на товары российско­го производства во втором полугодии 2009 г начал    постепенно   восстанавливался.    Так,

в    V  квартале   физические  объемы   вывоза были на 11.9% больше, чем в IV квартале 2008 г. (в предыдущем квартале - на 0.2%). На динамику российского экспорта в 2009 г. значительное влияние оказало падение цен на мировых товарных рынках. По сравнению с предыдущим годом экспорт товаров сокра­тился на 35.7% -до 303.3 млрд. долл. CJJA7. В IV квартале 2009 г в условиях роста физи­ческих объемов вывоза российских товаров за рубеж и роста цен экспорт товаров отно­сительно предыдущего квартала увеличил­ся на 15,4%. Экспорт в страны Европейско­го Союза и страны СНГ в IV квартале 2009 г. рос медленнее, чем в государства Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудниче­ства. Наиболее заметно увеличился экспорт в такие страны - основные торговые партне­ры России, как Германия, Финляндия, Поль­ша, Япония, Республика Корея и Украина, экс­порт в Соединенное королевство сократился. В IV квартале 2009 г. по сравнению с преды­дущим кварталом возросли физические объе­мы поставок на внешние рынки нефти, нефте­продуктов, природного газа и ряда других то­варов.

 

Предложение.

В основных видах экономической дея­тельности в IV квартале 2009 г отмечалось за­медление темпов сокращения производства, выпуск продукции базовых видов экономической деятельности сократился по сравне­нию с соответствующим периодом предыду­щего года на 2.6%. однако в целом за 2009 г. его снижение составило 9.4% (в 2008 г. -рост на 4.3%).

В IV квартале 2009 г. в промышленности, строительстве, розничной и оптовой торгов­ле темпы снижения производства замедли­лись, на транспорте и в сельском хозяйстве от­мечался рост. В целом за 2009 г. по сравнению с 2008 г объем работ в строительстве снизил­ся на 16%. на транспорте - на 10.2%. в роз­ничной и оптовой торговле - на 5.5 и 3.5% со­ответственно.

объем промышленного производства в 2009 г. сократился на 10,8% {в 2008 г. -рост на 2,1%). Добыча полезных ископаемых снизилась на 1,2% (в 2008 г. - рост на 0,2%), наиболее значительный спад отмечен в до­быче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических. Выпуск продукции обрабаты­вающих видов экономической деятельности снизился на 16% (в 2008 г - рост на 3,2%). Вместе с тем в IV квартале отмечался рост вы­пуска продукции в химическом производ­стве (17,6%), производстве изделий из кожи (9,6%), металлургическом производстве (8,7%), производстве пищевых продуктов (4,3%), кокса и нефтепродуктов (1,7%).

В 2009 г. увеличилось производство основных видов продукции животноводства, в том числе скота и птицы на убой (на 6,6%). Производство мяса и мясопродуктов возросло на 4,2%, в том числе мяса, включая субпродуктность труда сократилась, по оценке, на 5,8% (в 2008 г выросла на 5,1%). В январе-сентябре 2009 г темпы снижения производи­тельности труда в экономических видах дея­тельности, производящих услуги, были мень­ше, чем в видах деятельности, производящих товары. Темпы сокращения производства то­варов опережали темпы снижения производ­ства услуг. Численность занятых в видах дея­тельности, производящих услуги, по сравне­нию с аналогичным показателем в 2008 г. со­кратилась в меньшей степени, чем в видах деятельности, производящих товары.

Реальная заработная плата в 2009 г уменьшилась на 2,8% (в 2008 г. отмечался ее рост на 11,5%), в IV квартале темпы ее сниже­ния замедлились. При этом реальная заработ­ная плата сокращалась меньшими темпами, чем производительность труда.

В структуре ВВП по доходам в 2009 г по сравнению с 2008 г доля оплаты труда вы­росла с 47,3 до 51,9%. [17, стр. ]

 

Рис. 6. Численность занятых и безработных.

 

2.4. Финансовые посредники в РФ и их взаимодействие с Центральным Банком.

Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. _№86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10. 01. 03)[СЗ РФ. 2002.№ 2 28. Ст. 2790: 2003. _№ 2. Ст. 157.], в соответствии с которым уставный капитал (в размере 3 млн. руб.) и иное его имущество являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая его золотовалютные резервы.

Органы управления. Коллегиальным органом Центрального банка РФ является Национальный банковский совет численностью в 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации, Государственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ, а также Председателя  Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в последнем на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. В компетенцию Совета входит рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России, утверждение общего объема расходов на содержание его служащих, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, назначение его главного аудитора и др. Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России.

Структура управления. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Политическая независимость Банка России проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а также в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Политическая независимость Банка России выражается и в том, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Как орган монетарной власти Банк России осуществляет следующие функции:

-  во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

-  устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к

рублю;

- организует и осуществляет валютное регулирование и контроль в соответствии с законодательством РФ;

-  принимает участие в разработке прогноза платежного баланса и организует составление платежного баланса РФ;

-осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организации Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:

-  принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

-  регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

-  является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

-  устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

Кроме того, Банк России как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности но организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений им на проведение данных операций.

Как расчетный центр Банковской системы Банк России играет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования последней он выполняет следующие функции:

-  устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

-  монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение:

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Как  банкир Правительства РФ  Банк  России  осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.[1, стр. 292-315];
              Роль ЦБ РФ в банковской системе многогранна, поскольку он одновременно выступает и как главный государственный орган этой системы, и как кредитная организация, и как субъект банковского надзора.

Как ядро банковской системы ЦБ РФ взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, также:

      Представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности; 

      В месячный срок отвечает в письменной форме кредитным организациям по вопросам, отнесенным к его компетенции (при необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен ЦБ РФ, но не более чем на один месяц);

      Создает с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

В процессе взаимодействия с другими кредитными организациями, например, с коммерческими банками, для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ проводит проверки кредитных организаций (их филиалов),  направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.                                                                                                                                [14];

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              В ходе этой работы теоретический и практический интерес приобретает проблема скорости обращения денежной массы, представляющей собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот.

К примеру: количество банкнот в обращении в отдельных странах в национальной валюте. В 2006 году  в России в обращении было 2186 млрд руб. Тогда как в США 459 млрд дол. В 2007 году в России было около 3050 млрд руб. в 2008 4104 млрд руб. Наблюдается положительная динамика в обращении денежной массы.

Информация о работе Деньги, денежное обращение финансовые посредники