Деньги: сущность и функции. Банковские карты и их роль в денежном обороте страны

Автор работы: Надежда Рычкова, 05 Августа 2010 в 02:19, курсовая работа

Описание

Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов — это возможность иметь при себе только карточку, а не наличные, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льготы при получении услуг на предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина). Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карточек предприятиями торговли и сервиса. Это и уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, и возможность уменьшения цен при продаже «валютных» товаров, и упрощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром), а также реклама предприятия и т. д. Безусловный интерес представляет пластиковая карточка и для крупных предприятий при выдаче заработной платы сотрудникам.

Содержание

1 Сущность и назначение банковских карт 5
1.1 Банковские карты как платежный инструмент 5
1.2 История пластиковых карточек в России и современное состояние 8
2 История возникновения банковских карт операции коммерческих банков с пластиковыми картами и их роль в денежном обороте страны 12
2.1 Теоретические основы функционирования платежной системы с использованием банковских карт 12
2.2 Платежные системы с использованием банковских карт 20
2.3 Экономическая эффективность платежной системы с использованием банковских карт 26

Работа состоит из  1 файл

Банковские карты и их роль.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

   4. Штрафные санкции.  Неотъемлемой частью всякой платежной схемы являются штрафы и всевозможные санкции, которые необходимо знать. Ведь если овердрафта можно избежать, держа под контролем остаток по своему карточному счету, то от потери или кражи карточки не застрахован никто. В этих случаях обычно взимается штраф в размере ежегодной сервисной ставки.

   2.2 Платежные системы с использованием банковских карт

   Под платежной системой понимается совокупность действующих договорных отношений, программно-технических решений, внутренней организационной и методологической инфраструктуры, созданной дин осуществления платежей и расчетов в электронном виде и полу-цгпия выгоды.

   Основные  субъекты платежной системы:

  • держатель пластиковой карточки, имеющий счет в банке;
  • банк-эмитент, осуществляющий ведение счета клиента и выдавший карточку;
  • банк-эквайер предоставляющий клиенту инфраструктуру для получения товаров и услуг с использованием карточки;
  • торговая или сервисная организация, принимающая карточку в качестве платежного средства;
  • процессинговая компания, обеспечивающая программно-техническое взаимодействие между субъектами платежной системы;
  • расчетные банки.

   Говоря  об организации платежной системы, основанной на банковских карточках, необходимо постоянно помнить, что в любой операции платежа, осуществленной с помощью карточки, приводится в действие цепочка, приведенная на рис. 2.

   Держатель карточки (1) получает от магазина покупку как бы в кредит. Магазин (2), представив слип, получает от своего банка денежное возмещение покупки. Банк магазина (3) непосредственно или через расчетный банк (4) платежной системы получает эту же сумму от банка-эмитента (5) данной карточки Наконец, банк-эмитент рассчитывается с клиентом через его счет (6). Как можно заметить, эта цепочка начинается и заканчивается на клиенте, превращаясь в кольцо. Иногда (а у нас в России довольно часто) цепочка может иметь вид схемы, представленной на рис. 3, так как и магазин, и клиент имеют счет в одном и том же банке.

   

   Рис. 2.2. Цепочка платежа

   

   Рис. 2.3. Вариант цепочки платежа

   Это происходит из-за того, что в данном регионе в этой платежной системе  работает только один банк. В таких  случаях банк может вообще обходиться без каких-либо услуг компании при условии, что сам проводит авторизацию. Если же в данном регионе работают несколько банков, то им разумнее иметь единый авторизационный центр.

   По  приведенной выше цепочке движутся в разных направлениях финансовые средства и документы. Так, магазин, отпуская клиенту товар, получает от него взамен слип с распиской на соответствующую сумму. Банк магазина возмещает клиенту сумму товаров, проданных держателям карточек, строго в соответствии с представленными слипами. Банк-эмитент на основании электронных журналов проводит дебетование или кредитование карточных счетов клиентов.

   

   Рис. 2.4.  Схема движения информационных и денежных потоков

     На рис. 2.4 представлена схема  движения информационных и денежных потоков в платежной системе при выдаче наличных денег.

   Для магазинных операций в системах вводится так называемая «плата за обмен» (interchange fee). Ее цель — компенсировать банку-эмитенту период между списанием суммы в пользу магазина и ее оплатой держателем карточки. На рис. 2.4 представлена схема движения информационных и денежных потоков в платежной системе при покупке товаров с помощью карты. В данном примере эта плата равна 3%.

Держатель пластиковой карты

   Держатель пластиковой карты — это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом. Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае корпоративных или семейных карт). Держателями банковских карт в России могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты, согласно положению Банка России «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» от 9 апреля 1998 г. № 23-П, в ред. Указания ЦБ РФ от 29 ноября 2000 г. № 857-У (далее — Положение). Владелец карты может использовать ее для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных.

   Причины, по которым клиент обращается в банк, как правило, связаны со следующим:

  • операции, оспариваемые клиентом;
  • неполучение в срок выписки по счету;
  • неполучение банком перевода в оплату выписки по счету;
  • запрос об остатке непогашенной задолженности.

   Запрос  первого рода возникает тогда, когда  клиент, получив выписку по счету, обнаруживает в ней операцию, которую он не совершал. Ошибочная запись может возникнуть по разным причинам, в том числе и в результате того, что кто-то воспользовался счетом клиента в мошеннических целях.

Банк-эмитент

   Банк, который выпускает пластиковые  карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация — на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег.

   Основные  функции банка-эмитента сводятся к  следующему:

  • выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, эмбоссинг, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);
  • анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита);
  • авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки в автоматическом режиме или по телефону, обновление мастер-файла, взаимодействие с системами информационного обмена);
  • получение комиссии за обмен информацией;
  • подготовка и высылка владельцу карточки выписки по счету с указанием сумм и сроков погашения задолженности;
  • бухгалтерский учет операций по карточному счету;
  • взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита;
  • работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб);
  • обеспечение безопасности и контроль над мошенничеством (подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокирование счетов);
  • маркетинг (поиск новых клиентов, реклама, программы активизации операций по карточным счетам).

   Положительное решение по заявке клиента на получение  кредитной карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета при 100%-ной авторизации в режиме реального времени.

   Банк-эквайер  осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию; процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с карточками; перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам; распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены); рассмотрение заявок торговых организаций на присоединение к системе расчетов, анализ кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверку торговцев, подозреваемых в мошенничестве.

   Расчетный банк

   Выполнение  эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки — члены системы от- , крывают корреспондентские счета.

     Магазины и другие  точки обслуживания

   Юридические отношения между банками-эквайерами и предприятиями розничной коммерческой сети строятся на основе договора. Каждая платежная система разрабатывает свои требования к такому договору. Но практика работы по эквайерингу выделила некоторые общие принципы и положения, которые обязательно должны быть учтены в договоре. Суть договора заключается в том, что банк или другой уполномоченный член платежной системы предоставляет право предприятию принимать к оплате карточки данной платежной системы с соблюдением определенных требований. В свою очередь он обязуется в установленные сроки возмещать предприятию суммы проведенных операций по карточкам данной системы, удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещаемых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.

   Работа  с предприятиями по приему карточек к оплате является сложным делом с точки зрения организации. Сложность заключается главным образом в том, что кассиры магазинов и других коммерческих предприятий не только не подчиняются банку, но и, как правило, не имеют соответствующей подготовки для работы с банковскими карточками. Эту проблему пытаются решить несколькими способами. Необходимо подготовить простую и доходчивую инструкцию для кассиров. Необходимо провести основательное обучение кассиров. Но, как правило, одного обучения бывает недостаточно: кассиры меняются, что-то могут забыть, время от времени желательно проводить переподготовку. Еще одной формой работы, которая рекомендуется некоторыми платежными системами, является регулярное инспектирование торговых точек с целью выявления недостатков в обслуживании или нарушений инструкций. К сожалению, у нас в стране инспектированию пока не уделяется должного внимания, хотя оно, по признанию многих экспертов, является очень эффективным средством не только повышения дисциплины кассиров, но и определения тех точек обслуживания, Где потенциально высок риск мошенничества.

   2.3 Экономическая  эффективность платежной системы с использованием банковских карт

   Для того чтобы оценить экономическую  эффективность платежной системы, необходимо определить и учесть основные прямые и косвенные финансовые результаты функционирования платежной системы. Расчеты экономической эффективности должны быть приведены к единым цифровым параметрам, т е. к конкретным денежным выражениям, позволяющим в единой системе мер оценивать действующую и развивающуюся платежную систему во всем многообразии денежных потоков внутри самого банка и вне его.

   Платежная система неразрывно связана с  проводимой банком политикой управления ресурсами (активно-пассивных операций) и маркетинга, которые, в свою очередь, полностью зависят от состояния и перспектив развития существующих денежных рынков, учитывая при этом место самого банка на этих рынках. «Пластиковые деньги» придуманы для того, чтобы реальные деньги оставались в распоряжении банков и приносили им максимальную прибыль через инвестиционные и кредитные программы. Держатель пластиковой карточки даже не догадывается о том, какие прибыли имеют банки, используя его средства в своей ресурсной базе. По оценкам специалистов, на руках у населения нашей страны находятся десятки миллиардов долларов и наличных рублей, которые просто изъяты из обращения. Для любого коммерческого банка представляет большой интерес привлечение некоторой части этих средств в свои инвестиционные и кредитные потоки. Таким образом, расчет экономической эффективности участия банка в платежной системе следует отнести к категории комплексных экономических задач и рассматривать в общей структуре прибыльности, доходности и рентабельности банковской деятельности.

Информация о работе Деньги: сущность и функции. Банковские карты и их роль в денежном обороте страны