Деньги: сущность и функции. Банковские карты и их роль в денежном обороте страны

Автор работы: Надежда Рычкова, 05 Августа 2010 в 02:19, курсовая работа

Описание

Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов — это возможность иметь при себе только карточку, а не наличные, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льготы при получении услуг на предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина). Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карточек предприятиями торговли и сервиса. Это и уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, и возможность уменьшения цен при продаже «валютных» товаров, и упрощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром), а также реклама предприятия и т. д. Безусловный интерес представляет пластиковая карточка и для крупных предприятий при выдаче заработной платы сотрудникам.

Содержание

1 Сущность и назначение банковских карт 5
1.1 Банковские карты как платежный инструмент 5
1.2 История пластиковых карточек в России и современное состояние 8
2 История возникновения банковских карт операции коммерческих банков с пластиковыми картами и их роль в денежном обороте страны 12
2.1 Теоретические основы функционирования платежной системы с использованием банковских карт 12
2.2 Платежные системы с использованием банковских карт 20
2.3 Экономическая эффективность платежной системы с использованием банковских карт 26

Работа состоит из  1 файл

Банковские карты и их роль.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

   Задачу можно сформулировать следующим образом во-первых, обобщение, систематизация, отслеживание и оценка основных параметров, характеризующих функционирование платежной системы с точки зрения экономической выгоды для банка (получение прямых и косвенных доходов); во-вторых, оказание методической помощи сотрудникам отделов пластиковых карт в организации ежедневной эффективной работы с клиентами

   Расчетные экономические показатели должны представляться в удобной форме (как правило, в табличной), позволяющей производить дальнейший анализ для оценки состояния дел в целом и по отдельно взятым направлениям Для примера можно привести расчет эффективности банкоматов.

   Одним из главных является вопрос о правильном расчете рентабельности участия банка в платежной системе. По сути, если не принимать во внимание политических аспектов работы, уровень рентабельности — это и есть экономическая эффективность. Под рентабельностью понимается отношение всех доходов ко всем расходам некапитального характера, которые получены и произведены за единицу времени. Для того чтобы рассчитать рентабельность участия в платежной системе, необходимо выделить и рассчитывать все расходы, имеющие некапитальный характер; рассчитать все (прямые и косвенные) доходы, возникающие при работе системы.

   К расходам некапитального характера  относятся расходы, которые включаются в себестоимость платежной системы, т. е. прямые и косвенные расходы, возникающие при ее ежедневной эксплуатации. Эти расходы определяют уровень затрат на содержание организации и определяют конкретную сумму расходов за определенный период. На практике для расчета себестоимости и рентабельности выбирается период, равный 1, 3, 6 и 12 месяцам.

   Существуют  различные методы расчета себестоимости, например через произведенные затраты на: выплату заработной платы сотрудникам;  амортизационные отчисления; обеспечение процессинга и технической поддержки; проведение инкассации; аренду канала связи; пересчет купюр работниками кассы; арендные платежи за место установки банкомата и др.

   Применяется также методика расчета величины накладных расходов организации на одного среднестатистического сотрудника и приведения показателя к числу сотрудников банка, обслуживающих платежную систему.

   Правильнее  всего, однако, рассчитывать базовые  экономические показатели всеми доступными методами для получения всесторонней оценки. Если во всех случаях получены одинаковые результаты, то их можно более обоснованно применять в дальнейших расчетах. Очевидно, что снижение показателя себестоимости происходит в связи с вводом в эксплуатацию большего числа «рабочих точек» без существенного увеличения штатной численности обслуживающего персонала, так как основные накладные расходы состоят главным образом из фонда заработной платы.

   Косвенными  доходами считаются те, которые получены в результате опосредованных операций банка, в которых принимает участие (делает свой вклад) платежная система. Денежная наличность держателя пластиковой карточки используется банками в ресурсной базе для получения прибыли при проведении активных операций. Расчет косвенных доходов, полученных банком от использования остатков средств на карт-счетах клиентов, осуществляется методами расчета доходности рубля и иностранной валюты в ходе экономического анализа эффективности работы всего банка за определенный период. Данные расчеты, как правило, проводятся специалистами аналитических служб по собственным внутренним методикам. Определяется, какой доход имел банк на 1 руб. (на $1) вложенных средств за период расчета экономической эффективности системы. Одновременно за средства на карт-счетах банк несет расходы в виде начисленных процентов на остатки этих средств, которые также должны учитываться в расчетах.

Заключение

   Из  всего вышесказанного может сложиться  представление о победном шествии  электронных кошельков по миру. Тем не менее ситуация далеко не столь радужна. Доля электронных кошельков ничтожно мала как в общем объеме обращающихся платежных карточек, так и в объеме производства карточек с микросхемой. В первом случае доминируют кредитные карточки, во втором — телефонные. Ни одна из международных платежных систем не рассматривает электронный кошелек как самостоятельный финансовый продукт.

   Все считают его лишь первым шагом  на пути к многофункциональной процессорной карточке, способной совместить множество платежных и нефинансовых приложений, необходимых клиентам. Можно утверждать, что будущее — за многофункциональностью. Успехи же во внедрении электронных кошельков доказывают лишь работоспособность микропроцессорной технологии в финансовом секторе и необходимость серьезно развивать это направление.

    Пластиковая банковская карточка — это персонифицированный  платежный инструмент, предоставляющий  пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются на предприятиях торговли/ сервиса и в банках, входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки.

    Кредитная карточка представляет собой такое средство расчетов, при котором эмитент берет на себя не только обязанность перечисления средств клиента на счета его контрагентов, но и риск немедленной оплаты товаров, работ и услуг ее владельца в пределах установленного им лимита кредитования. Таким образом, кредитная карточка позволяет ее владельцу при совершении любой покупки отсрочить ее оплату путем получения у банка кредита (кредитной линии).

   Пластиковая карточка, как средство безналичных  расчетов впервые появилась в США на рубеже 50-х  годов. Мало кто в это время представлял себе, что она произведет настоящую революцию в банковском деле. Однако в настоящее время это совершенно очевидно. Сегодня уже более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте. Именно они в большинстве случаев выступают ключевым элементом электронных банковских систем. Пластиковые карты уверенно занимают передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.

   Карточный бизнес состоит из двух тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей: клиенты-держатели карточек и коммерческая сеть, в которой данные карточки принимаются в качестве платежного средства. В связи с этим в более выгодной ситуации среди прочих коммерческих компаний находятся именно банки, поскольку у них есть и то, и другое.

   Одного  банка, даже очень большого, для создания конкурентоспособной системы недостаточно, предпочтительно объединение нескольких банков. Кроме всего прочего, это также дешевле и эффективней для самих банков. Так появляется необходимость в карточке с единым названием, эмблемой и изготовленная в едином стандарте, которая тем не менее имеет своеобразный дизайн и логотип выпустившего ее банка. Именно этим путем развивались Виза, Мастер Кард и Европей, которым принадлежит сейчас около 70% мирового карточного рынка. Но в такой межбанковской ассоциации необходимо связующее звено – организация, которая проводила бы расчеты между эмитентами.

Библиографический список

  1. Ауриемма  М. Д., Коли Р. С. Индустрия банковских пластиковых карточек. М.: ИНФРА-М. 2001.
  2. Бабинова Н. В., Гризов А. И., Сидоренко М. С. Пластиковые карточки. Англо-русский толковый словарь терминов международной практики безналичных расчетов на основе пластиковых карточек / Под общей ред. А. И. Гризова. М.: АОЗТ «Рекон», 2001.
  3. Банковское дело / Под редакцией В. И. Колесникова Л. П. Кроливецкой . М.:, 2002.
  4. Банковское дело в России Под ред. С. И. Кулак. М.: Финансы и статистика 2003.
  5. Банковское дело : Учебник Под редакцией Ю. А. Бабичевой. М., 2003.
  6. Банковское дело: Учебник Лаврушин О. И. М.: Финансы и статистика, 2004.
  7. Банки и банковские операции в России Пукато В. И., Львов Ю. И. и др. / Под ред. М. X. Лапидуса. М.: Финансы и статистика, 2001.
  8. Березина  М.П.   Безналичные  расчеты  в  экономике  России.   Анализ   практики.  М.: Консалтбанкир,  1997.
  9. Маркелов К. М. Умные машины для банков и офисов М.: Финансы и статистика, 2002.
  10. Липис А. Маршалл Т. Линкер Я. Электронная система денежных расчетов М.:, Финансы и Статистика  2004.
  11. Перлин Ю. Д. Сахаров Ю. В. Банкомат. Что это такое? М.: Банки и кредит , 2002.
  12. Сорокин М. Н. Развитие магнитных карт в России, М.: Банковские технологии, 2003.
  13. Специвцева А.В. Новые пластиковые деньги. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банковское Дело, 2001.
  14. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки.  М., 2004
  15. Цуприков Микропроцессорные платежные карточки направления развития // Банковские системы, №31, 2001 г.
  16. UEPS // Универсальные Электронные Платежные Системы, 2003.
  17. Автоматизация банковской деятельности. // “Московское Финансовое Объединение” . 2004, 288с.
  18. Витвицкая Т. Электронные деньги в России // Экономика и Жизнь, №10, 2002. С. 72.
  19. Виноградов В.В. Возможности кредитования и инвестирования в современных условиях // Деньги и кредит, 2001. № 8. С. 78.
  20. Гуева Е. В. Международные платежные системы // Мир карточек, 2004. № 10. С. 32.
  21. Захаров С.П. Платежные карты - куда идти? // Банковские технологии , 2006. №2. С. 21.
  22. Стромский П. Пластиковые карточки: проблемы безопасности и пути их решения // Мир карточек, 2005. №4. С. 32.
  23. Европейский рынок карточек // Мир карточек, 2004. № 15. С. 98.
  24. Сальников Электронные деньги.// Мир карточек. -2005. -№12. С.
  25. Сергей Саркисян Обзор зарубежных АБС.// Банковские системы -1996. -№9. с. 46.
  26. Макаев А. Общие проблемы решать сообща // Мир карточек, №4, 2002. С. 38.
  27. Павлов О. Современное состояние мирового рынка смарт-карт // Пластиковые карточки, №2, 2002.
  28. Рынок электронных кошельков – взгляд компании VISA // Мир карточек, 2002. № 12. С. 12.
  29. Россия: мир кредитных карточек. Кредитные карточки кредитные истории // Мир карточек, 2004. № 8. С. 56.
  30. Электронные кошельки в международных платежных системах // Мир карточек, 2004.№4. С. 78.
  31. Электронные деньги // Мир карточек, 2002. №12. С. 15.

Информация о работе Деньги: сущность и функции. Банковские карты и их роль в денежном обороте страны