Однако если
подсчитать скорость оборота
денег в нашей стране с учётом
денежных суррогатов, то этот
показатель выходит на прединфляционную
цифру 1,5 (1991 год). Иными словами,
экономика стихийно требует именно
столько денег, сколько ей нужно
для функционирования. Рост задолженности
и массовое распространение денежных
суррогатов в деловом обороте
свидетельств о наличии факторов,
препятствующих выполнению настоящими
деньгами функции средства обмена.
С достаточной
степенью определенности можно
сказать, что постепенное восстановление
спроса на деньги, резко сократившегося
в результате финансового кризиса,
станет тем фактором, который
определит среднесрочную динамику
скорости обращения в 2000 году,
в результате чего можно ожидать
ее дальнейшего снижения и
увеличения степени монетизации
ВВП.
В развитых
странах с сильной национальной
валютой скорость обращения денег
достаточно мала. Например, в США
она составляет 2,2, в Японии 3,5. Это
связано с тем, что валюты
таких стран имеют широкое
распространение за пределами
государственных границ, становятся
почти «общими». Скорость обращения
той части денег, которая используется
внутри страны, достаточно велика.
3. Особенности денежного
обращения в России.
Использование
различных показателей денежной
массы позволяет дифференцированно
подойти к анализу состояния
денежного обращения, которое
в России имеет свои особенности.
В первую очередь речь идёт
о невиданным по своим масштабам
в истории XX века феномене обращения
на внутреннем рынке наличной иностранной
валюты и широком распространении системы
неплатежей («антиденег»). Иностранная
валюта и «мёртвые» деньги превратились
в законные (не по законодательству, а
по факту) расчётно-платежные инструменты.
Ещё 5 лет назад наличная иностранная валюта
лишь в незначительной мере присутствовала
в денежных агрегатах М0 и М2, а уже в 1998
году она увеличила эти показатели в почти
в 3,5 и в 2 раза. На каждый наличный рубль
в обращении приходится два рубля в долларовом
эквиваленте. По расчётам экономистов
прирост наличной денежной массы с 1992
по 1998год, обусловленный покупкой валюты
населением, составил почти 7 тысяч раз.
Ежегодно 15-20 процентов доходов населения
направляется на покупку иностранной
валюты
Долларизация
экономики, особенно усилившаяся
в 1998 году, делает особо важным
использование в качестве индикатора
и показателя широких денег
– М2Х. Это означает, что решения
в области денежно-кредитной политики
должны приниматься с учётом
не только динамики рублёвых
активов экономических объектов,
но и с учётом движения их
валютных счетов. В течение 1999
года его увеличение происходило
более медленными темпами, чем
агрегата М2 и составило за
9 месяцев 30,8 процента. Это определялось
динамикой банковских депозитов
в иностранной валюте, рост объема
которых в рублевом эквиваленте
в основном происходил за счет
снижения курса национальной
валюты. . При этом в долларовом
эквиваленте общий объем вкладов
населения и средств предприятий
и организации на счетах в
иностранной валюте за указанный
период увеличился незначительно.
Не менее впечатляющим
представляется и динамика неплатежей,
основная часть которых покрывается
бартером и суррогатными расчётно-платежными
инструментами (взаимозачёты, краткосрочные
векселя и другие разновидности
письменных обязательств). Став неотъемлемой
частью современного рынка, они
выполняют функции средств обращения
и платежа. Причём именно единство
этих функций и делает расчетные
документы деньгами, независимо
от того, где они напечатаны
или написаны и кем выпущены
в оборот. По расчётам экономистов
реальные деньги в структуре
денежной массы составляют не
более 30%, ещё 40 % - бартер. Всё остальное
– квази-деньги (векселя, облигации).
Если подобные суррогаты приплюсовать
к рассчитываемым показателям
денежной массы, то последние,
по самым осторожным подсчётам,
вырастут ещё в 2-3 раза. В этом
же ряду стоят многочисленные
банковские векселя. Если коммерческие
векселя, которые выдаются производителями
друг другу под конкретную
товарную сделку, не выводят денежную
массу за пределы потребностей
хозяйственного оборота, то выпуск
банковских векселей смело можно
приравнять к денежной эмиссии,
причём в бумажно-денежной и
неконтролируемой форме.
4. Инструменты регулирования
денежной массы.
В мировой экономической
практике используются следующие
инструменты регулирования денежной
массы в обращении:
операции на открытом
рынке, являющиеся самым основным инструментом
в мировой практике, и влияющие
на деятельность коммерческих банков
через объем имеющихся у них
ресурсов (купля-продажа казначейских
векселей, государственных облигаций
и прочих государственных ценных
бумаг, краткосрочные операции с
ценными бумагами с совершением
позднее обратной сделки(РЕПО). Если
ЦБ продает ценные бумаги на открытом
рынке, а комбанки их покупают, то ресурсы
последних и соответственно их возможности
предоставлять ссуды клиентам уменьшаются.
Это приводит к сокращению денежной
массы в обращении и повышению
ссудного процента. Покупая ценные
бумаги на рынке у коммерческих банков,
центральный банк представляет им дополнительные
ресурсы.
Несмотря на
снижение этого фактора после
августа 1998 года, Банк России в
истекшем году продолжал рассматривать
такие операции в качестве
важного инструмента денежно-кредитной
политики. Учитывая накопленный
в предкризисный период положительный
опыт применения данного инструмента,
предполагалось использовать его
для таких операций, как правительственные
ценные бумаги, так и облигации
Банка России.
Полномасштабному
использованию операций с ценными
бумагами в 1999 году препятствовали
определенные факторы. Во-первых,
была продлена до 2 квартал процедура
новации по государственным ценным
бумагам, что создавало неопределенность
у участников рынка. Во-вторых,
сложившийся уровень доходности
после новации не соответствовал
в полной мере ожиданиям участников
рынка, в результате чего объемы
операций сохранялись на невысоком
уровне. В-третьих, в связи с
юридической незавершенностью процедуры
выпуска Банком России собственных
ценных бумаг, их эмиссия была
приостановлена.
Все это не
дало возможность Банку России
в полной мере реализовать
имеющийся у него потенциал
в области операций на открытом
рынке. Тем не менее в 1999
году Банк России продолжил
работу по развитию операций
на открытом рынке, в частности
по введению междилерского РЕПО.
Целью таких операций является
предоставление участникам рынка
возможности более оперативного
регулирования своей ликвидности
без использования кредитов ЦБР.
девизные операции,
то есть покупка и продажа
Центральным банком иностранной
валюты для поддержания курса
национальной валюты и предотвращения
его резких колебаний, противодействия
спекулятивным настроениям участников
рынка. В 1999 году проводилась
политика плавающего обменного
курса. Банк России не устанавливал
количественных ориентиров динамики
курса рубля. В результате реализации
всего комплекса предпринятых
Банком России мер, а также
действий по связыванию части
избыточной рублевой массы, курс
рубля испытывал на себе все
меньшее воздействие со стороны
роста рублевого денежного предложения.
В конце 1 полугодия 1999 года
среднедневные остатки на корсчетах
банков превышали 40-50 млрд. руб., а
в декабре достигли 60-70 млрд. рублей.
Закон о Банке
России предусматривает также
рефинансирование, под которым понимается
кредитование БР банков, в том
числе и переучет векселей. В
настоящее время рефинансирование
осуществляется путем предоставления
Банком России коммерческим банкам
внутридневных кредитов, кредитов
«овернайт» (ночные), а также ломбардных
кредитов, позволяющие «связать»
свободные средства на корсчетах
коммерческих банков, и следовательно
приводит к сокращению денежной
массы в обращении. В 1999 году
в целях совершенствования действующего
порядка в ломбардный список
БР были включены государственные
ценные бумаги, полученные в ходе
новации, а также установлены
новые поправочные коэффициенты
по государственным ценным бумагам
, входящих в ломбардный список.
депозитные операции
Банка России, которые также используются
для изъятия излишней ликвидности
комбанка. Эти операции позволяют
Банку России оперативно привлекать
в депозиты временно свободные
средства банков и тем самым
практически мгновенно нейтрализовать
их возможное давление на валютный
рынок, не допуская обесценения
национальной валюты и росту
инфляции в связи с этим. В
истекшем году Банк России
расширил перечень депозитных
операций, приступив к привлечению
денежных средств банков-резидентов
на более длительные фиксированные
сроки- 1-3 месяца. В конце года
были проведены первые аукционы
с банками, расположенными не
только в Москве, но и в других
регионах.
политика учетной
ставки (дисконтная политика), т.е.
регулирование процента по займам
коммерческих банков у Центрального
банка. Предоставление кредитов
происходит по ставке рефинансирования,
устанавливаемых Банком России.
Повышение ставку по учетно-ссудным
операциям призвано ограничить
темпы роста инфляции путем
«сжатия» денежной массы, находящейся
в обращении. Эта ставка не
вечна. В истекшем году она
изменялась дважды. В настоящее
время она составляет ….. процентов
и является временной мерой,
характеризующей денежное обращение
при переходе к рыночной экономике. В западных
странах ставка рефинансирования составляет
всего 6-8 процентов.
изменение нормы
обязательных резервов, устанавливаемой
также Банком России. Повышение
ее означает, что большая часть
банковских средств «заморожена
«на счетах Центрального банка
и не может быть использована
коммерческими банками для выдачи
кредитов. В результате сокращается
денежная масса в обращении.
В связи с увеличением избыточной
ликвидности на корсчетах комбанков
Банк России в 1999 году дважды
принимал решение о повышении
норматива обязательных резервов
по привлеченным кредитными организациями
средствам.
5. Ориентиры денежной
политики на 2000 год.
При разработке
денежно-кредитной политики на 2000
год, в основных направлениях
Банка России было отмечено, что
в условиях сокращения реальных
потребительских расходов населения,
отмечавшегося в 1999 году, инфляционность
роста денежной массы значительно
снижается.
Конечной целью
на 2000 год для Банка России
является снижение инфляции до
18 % в целом за год при росте
ВВП по сравнению с достигнутыми
темпами в 1999 году на 1,5процента..
Проведение денежной политики
в условиях плавающего обменного
курса определяет важность контроля
за денежным предложением. Поэтому
в качестве промежуточной цели
Банк России определяет темпы
прироста денежной массы М2, прирост
которой в 2000 году может составить
21-25 процентов, что означает продолжение
увеличения 'денежной массы в
реальном выражении.
Рис 3.
Основные ориентиры
денежно-кредитной политики на 2000
год (%)
1996г.
1997г. 1998г. 1999г.* 2000г.**
—— Прирост
М2
—— Прирост
денежной базы
—— Инфляция
* Оценка.
** Прогноз.
Социально-экономическое
развитие России в 2000 году во
многом будет определяться условиями
и тенденциями, сформированными
в период послекризисного восстановления
экономики. С одной стороны,
наблюдается преобладание факторов,
способствующих росту производства
товаров и услуг, замедлению
инфляционных процессов, улучшению
платежного баланса, стабилизации
ситуации на валютном рынке,
укреплению финансового положения
предприятий. С другой стороны,
продолжают действовать факторы,
ограничивающие восстановительные
процессы. Основными из них являются
низкий уровень доходов населения
и сохраняющиеся достаточно высокие
инвестиционные и кредитные риски.
Ключевой предпосылкой
дальнейшего улучшения макроэкономической
ситуации в 2000 году является
закрепление тенденции экономического
роста в условиях снижения
инфляции. Замедление темпов инфляции
снизит макроэкономические риски
финансирования экономики, позволит
обеспечить рост реальных доходов
населения. Рост производства
повысит спрос на трудовые
ресурсы и будет способствовать
созданию дополнительных рабочих
мест. Поэтому уже в следующем
году можно будет достичь повышения
благосостояния и заложить экономическую
основу для снижения социального
напряжения в обществе и борьбы
с бедностью.
Постановка цели
по замедлению темпов роста
цен на основе контроля за
темпами роста денежной массы
поддерживается предполагаемыми
параметрами снижения бюджетного
дефицита и благоприятным состоянием
платежного баланса. Проведение
разумной политики осуществления
государственных расходов, формирования
неинфляционных источников покрытия
дефицита будет объективно снижать потребность
в необеспеченной денежной эмиссии. Ожидаемое
сохранение высокого положительного сальдо
торгового баланса, в сочетании с мерами
по контролю за оттоком капитала из страны
позволит сохранить умеренную динамику
обменного курса рубля. Это снизит влияние
курса на инфляционные ожидания