Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование доходов и их источников в Российской Федерации.
Исходя из этого, основные задачи курсовой работы:
-выявить сущность и представить классификацию доходов населения;
-рассмотреть структуру формирования доходов населения;
-определить особенности распределения доходов в России;
-выявить дифференциацию доходов через кривую Лоренца и коэффициент Джини;
-выяснить причины неравенства доходов;
-исследовать государственную политику доходов в России.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Характеристика доходов
1.1. Сущность и классификация доходов………………………................4
1.2. Формирование доходов населения…………………………………..9
1.3. Особенности распределения доходов в России……………………..12
Глава II. Проблемы неравенства в распределении доходов
2.1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини………………………….....20
2.2. Неравенство доходов населения и его причины…………………....24
2.3. Государственная политика доходов………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..37
Рис.
2. Динамика номинальной начисленной
заработной платы в 2006-2007 гг.
В феврале 2008 г. по большинству видов экономической деятельности наблюдались высокие темпы роста заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
В
целях поддержания
Основными
составляющими доходов
Рис. 3. Состав денежных доходов населения России, 1970-2007 годы, %15
Данные, приведенные на рисунке 3. показывают некоторую долю дохода от предпринимательской деятельности и сравнительно высокий удельный вес заработной платы в структуре доходов. Достаточно также отметить, что важную роль в трудовой мотивации играют пропорции, в которых соотносятся доли оплаты труда и социальных трансфертов. Следствие роста доли оплаты труда состоит в расширении инициативности и предприимчивости. Обратная ситуация (высокий удельный вес социальных выплат) предопределяет развитие тенденции к снижению стимулов к трудовой деятельности и свидетельствует о государственном патернализме в сфере распределения и формирования доходов. В Российской Федерации, по данным рисунка 3, доля социальных трансфертов на 2007 год (11 %) мала даже по сравнению с небольшой долей оплаты труда (70 %).Поэтому нет оснований для доказательства дестимулирующего эффекта социальных трансфертных платежей в России.
В Российской Федерации имеет смысл создание условий, способствующих дальнейшему повышению доходов от предпринимательской деятельности, адекватных рыночной экономической системе. По причине несущественного удельного веса социальных выплат, требуется активизация системы трансфертных платежей. Немаловажно государственное воздействие на возросшие доходы от собственности, которые составляют основу социальной дифференциации по уровню доходов. В целом, государственное руководство в области распределения доходов осуществляется при помощи правовых, административных и экономических методов.
К
автоматически встроенным стабилизаторам
политики доходов логично отнести
предусмотренные законом
1) долговременная стратегия - приближение уровня и качества
жизни
населения к «стандартам
2) краткосрочные - обеспечение условий для социального и
физического выживания людей, предотвращение социального взрыва.
В Российской Федерации следствием экономических реформ стала либерализация всех факторов производства, кроме заработной платы. При установившихся частных и смешанных формах собственности в экономике степень прямого государственного вмешательства в формирование трудовых доходов заметно снизилась. В результате заработная плата перестала выполнять все свои вышеуказанные функции. А ведь именно уровень заработной платы выступает стимулом к высокопроизводительной трудовой деятельности. Таким образом, в России наблюдается одна из главных диспропорций: слишком низкий уровень оплаты труда наемных работников по отношению к приросту производительности труда. Доля заработной платы в ВВП экономики России в 2 - 2,5 раза меньше, чем в странах с развитой рыночной системой.
Другой проблемой в системе оплаты труда, являющейся объектом государственного воздействия, можно назвать высокую степень дифференциации по уровню зарплаты отраслей, регионов и предприятий в России.
В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2000 года №89 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» был установлен минимальный размер оплаты труда Российской Федерации с 1.07.2000 г. - 132 рубля в месяц, с 1.01.2001 г. – 200 руб. в месяц, с 1.07.2001 г. - 300 рублей в месяц. Таким образом, отношение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму в те годы выросло с 10 до 20%. По мере осуществления экономических реформ в России система подоходного налогообложения значительно изменялась вместе с ее основными правилами и нормами. Тем самым были реализованы основные принципы налогообложения - всеобщность и равномерность. Новым явлением стало изменение объекта данного налога. Вместо предполагаемого усредненного дохода, как было ранее, начал учитываться доход, реально полученный плательщиком.
Применение прогрессивной шкалы налогов считается необходимым условием функционирования национальных систем распределения доходов. Россия же с 1 января 2001 г. отказалась от такого подхода и практикует единую (в виде плоской шкалы) ставку налогов наличные доходы в размере 13%. Принятие такого решения аргументировалось необходимостью «вывести из тени» нерегистрируемые доходы. Данные ожидания не оправдались. К отрицательным же последствиям введения отмеченной единой ставки налога следует отнести предсказывавшиеся серьезными специалистами16 галопирующие темпы роста дифференциации доходов населения.
Как следствие из данного раздела, можно сказать, что на данное время в России сокращается количество бедного населения, что очень радует, но все же риск новой волны бедности остается основной проблемой, требующей обязательного решения. У большинства населения страны рост доходов практически не отстает от роста прожиточного минимума. Проблема грамотного распределения доходов находится в центре внимания политики правительств всех стран, ибо везде существует неравномерность в распределении доходов, только где-то в меньшей, а где-то в большей степени.
В
заключение главы, хотелось бы сказать,
что доход достаточно важная и
нужная составляющая в жизни населения.
Доходы существенно влияют на удовлетворение
потребностей. Виды доходов населения
очень многочисленны и разнообразны, так
же как и способы их получения. Заработная
плата служит основным источником получения
дохода, а социальные выплаты государства,
такие как пенсии, стипендии и т. п., ощутимо
дополняют «фонд» доходов от зарплаты.
Для более широкого рассмотрения проблемы
дифференциации доходов, причин неравенства
и вопросов политики доходов необходимо
обратиться ко 2 главе данной работы, где
более подробно описываются аспекты поставленных
мною задач.
Глава
2. Проблемы неравенства
в распределении доходов
2.1.
Кривая Лоренца и
Коэффициент Джини
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.
Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.
Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации доходов по группам населения. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых, соединяющие точки, соответствующие накопленным частностям и нарастающим процентам дохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эта лини» отличается от диагонали (чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация.
Очевидно, в конкретных случаях нельзя ожидать ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения.
Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот. Характеризуя величину денежных доходов у различных групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию равновесного ЧНП. Для ее построения нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.
Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
Для наглядного понимания рассмотрим пример построения кривой Лоренца (рис.2.)
Рис. 4. Кривая
Лоренца17
Итак,
кривая Лоренца демонстрирует
Реально общество всегда живет в области между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству. Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:
1) становится чрезмерно большим;
2) увеличивается слишком высокими темпами.
Коэффициент Лоренца, как относительная характеристика неравенства в распределении доходов, находится по формуле:
где уi — доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения; хi — доля населения, принадлежащая к i-й социальной группе в общей численности населения; п — число социальных групп.
Экстремальные значения коэффициента Лоренца: L = 0 в случае полного равенства в распределении доходов; L = 1 — при полном неравенстве.
Об относительном неравенстве в распределении дохода может свидетельствовать доля площади отклонения от равномерного распределения (абсолютного равенства, т. е. площади сегмента, образуемого кривой Лоренца и диагональю квадрата, в половине площади этого квадрата).
В статистической практике для измерения различий в материальном положении малообеспеченных и высокодоходных групп населения используют коэффициент Джини:
где cum уi — кумулятивная доля дохода.
Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение G к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства.
Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни – с другой.
Информация о работе Доходы и их источники в современной России