Доходы и их источники в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование доходов и их источников в Российской Федерации.
Исходя из этого, основные задачи курсовой работы:
-выявить сущность и представить классификацию доходов населения;
-рассмотреть структуру формирования доходов населения;
-определить особенности распределения доходов в России;
-выявить дифференциацию доходов через кривую Лоренца и коэффициент Джини;
-выяснить причины неравенства доходов;
-исследовать государственную политику доходов в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Характеристика доходов
1.1. Сущность и классификация доходов………………………................4
1.2. Формирование доходов населения…………………………………..9
1.3. Особенности распределения доходов в России……………………..12
Глава II. Проблемы неравенства в распределении доходов
2.1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини………………………….....20
2.2. Неравенство доходов населения и его причины…………………....24
2.3. Государственная политика доходов………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

      По  данным Росстата величина прожиточного минимума на душу населения в I квартале 2008 г. оценивается на уровне 4402 рубля с ростом к I кварталу 2007 г. на 19,1 процентов. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения в I квартале 2008 г. оценивается на уровне 4755 рублей, пенсионеров - 3508 рублей и детей – 4218 рублей.

      Значительное  влияние на уровень реальных доходов  населения оказывает инфляция. Поэтому  одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

      Особое  значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

      Индексация  осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

      В России индексация денежных доходов  установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

      Индексация  доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

      Важным  направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно  рассматривать как экономическое  состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

      Для отнесения определенных категорий  населения к числу имеющих  право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

      Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

      Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

      Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

      Бедность  также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве  стран с переходной экономикой в  середине 90-х гг. она затрагивала  существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%). Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии - 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

      Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.

      Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный  минимум, показатели минимального и  рационального потребительского бюджета.

      Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание - 45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

      Рациональный  потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги-23.

      Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

      1) "бедные" семьи, душевой доход  в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;

      2) "малообеспеченные" семьи, душевой  доход в которых находится  в интервале между прожиточным  минимумом и минимальным потребительским  бюджетом;

      3) "обеспеченные" семьи, душевой  доход в которых находится  в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;

      4) "богатые" семьи, уровень  душевого дохода в которых  выше рационального потребительского  бюджета.

      Социальная  ориентация экономики предполагает подчинение хозяйства задачам развития личности. Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:

      • задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности;

      • научно-технической революцией, главным  двигателем которой является творческий труд, немыслимый без удовлетворения разумных потребностей работника;

      • необходимостью создания нормальных условий  жизнедеятельности людей, когда  уровень экономического развития многих стран позволяет удовлетворить их основные потребности.

      Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Она направлена в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В заключение работы хотелось бы сделать некоторые выводы по проделанной работе.

      1) Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека. Доходы определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Мы выяснили, что доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Они подразделяются на факторные, трансфертные, теневые и криминальные.

    2) Доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности и т. д. Основными источниками доходов населения является трудовая деятельность населения, вследствие которой выплачивается заработная плата.

    3) Оплата труда на данное время практически равна прожиточному минимуму, что является положительным фактом распределения доходов в России. Основной проблемой считается неравенство в распределении доходов. На данное время в России существует дифференциация распределения доходов от земельных ресурсов. Например, доходы от продажи нефти, по закону, должны распределяться по всему населению страны, а в России они идут только лишь владельцу скважин.

    4) Задача современной государственной политики доходов заключается в том, чтобы уровнять поступление доходов среди всех слоев населения. Сейчас, по данным статистики, достаточно мала доля социальных пособий, выплачиваемых государством. Увеличение размера государственных трансфертов так же является основной задачей политики доходов в России.  

      
 

    Библиографический список 

1. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории. -  М.: 1997. – 360 с.

2. Булатов А.С. Экономика. – М.: изд-во «Юристъ». 2005 – 536 с.

3. А. С. Булатов Экономика. – М.: 2000 – 540 с.

4. Булатов А. С.  Экономика: учебник. Государственная политика доходов. – 2002. – 500 с.

5. Воробьева Е. В. Заработная плата в 2008 году. – 13 издание – М.: Эксмо. – 2008. – 174 с.

6. Елисеева И. Социальная статистика М.: Финансы и статистика. - 2001. – 127 с.

7. Курс экономической теории // Учебник: Под общ. ред. проф. Чепурина М.  Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров: изд-во «АСА». 1998. – 700 с.

8. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11 изд. Т. 2. – М.: изд-во «Республика». 1993. – 970 с.

9. Николаева И.П. Экономическая теория – М.: «Финстинформ», 1997. – 520 с.

10. Официальный сайт Госкомстата РФ - www.gks.ru

11. Роик В. Пенсионная реформа // Российский экономический журнал – 2000. - № 9 – 74 с.

12. Роик В. Механизмы регулирования доходов в России // Российский экономический журнал – 2002. - №

8 -  74 с.

13. Российский статистический ежегодник. – М.: 2000. – 167 с.

14. Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики.// Экономист. - 1998. - № 6. – 236 с.

15.  Скражинский М.И., Чекмарев В.В., Пигалова Н.А. Семейные доходы: Метод. Пособие. – Кострома: Изд-во КГУ имени Н.А. Некрасова, 2000. – Вып. 5.  – 87 c.

16. Справка о доходах физических лиц. «Российская газета». – 2004- №3 – 81 с.

17. Столяров И.И. Государственное регулирование рыночной экономики – М.: изд-во «Дело». 2002. – 280 с.

18. Тарануха Ю. В Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – под общ. ред. проф. Сидоровича А. В.. – М.: Изд-во «Дело и Сервис». – 2006. – 640 с.

19. Тарасова Н. А. Потребление и доходы населения в условиях реформирования социальной сферы// Сборник статей. – М.: ЦЕМИ РАН. – 2006 – 179 с.

Информация о работе Доходы и их источники в современной России