Доходы и их источники в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование доходов и их источников в Российской Федерации.
Исходя из этого, основные задачи курсовой работы:
-выявить сущность и представить классификацию доходов населения;
-рассмотреть структуру формирования доходов населения;
-определить особенности распределения доходов в России;
-выявить дифференциацию доходов через кривую Лоренца и коэффициент Джини;
-выяснить причины неравенства доходов;
-исследовать государственную политику доходов в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Характеристика доходов
1.1. Сущность и классификация доходов………………………................4
1.2. Формирование доходов населения…………………………………..9
1.3. Особенности распределения доходов в России……………………..12
Глава II. Проблемы неравенства в распределении доходов
2.1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини………………………….....20
2.2. Неравенство доходов населения и его причины…………………....24
2.3. Государственная политика доходов………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

      Из  данного раздела мы выяснили, что с  помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини можно определить уровень неравенства в стране. В следующем разделе рассматриваются основные причины дифференциации доходов и последствия данной проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Неравенство доходов населения и его причины 

      Один  из источников социальной напряженности в любой стране – разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

    1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;

      2) величиной текущих доходов граждан.

      Люди  получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

    1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

    2)   разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

    3) разный объем принадлежащих людям  факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает  при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

    Дифференциация  денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов: дифференциация заработной платы и дифференциация семейного  положения работников. Однако дифференциацию заработной платы и дифференциацию доходов нельзя оценивать с одних и тех же позиций. В первом случае экономическое неравенство соответствует понятию социальной справедливости в рамках данного общественного строя и является условием прогресса; во втором случае неравенство складывается в результате перераспределения доходов в семьях, которое в известной мере является «несправедливым», поскольку в определенной части не имеет отношения к труду и трудовым заслугам людей.

      Причинами неравенства и имущественного расслоения по доходам являются неравное распределение доходов и собственности; неодинаковые стартовые условия для развития индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса; относительно низкий размер оплаты труда у некоторых категорий работников; повышение доли иждивенцев в семье; наличие незанятых трудоспособных лиц; низкий уровень социальных выплат; несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий

      Проблема  неравенства граждан по уровню доходов  исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству. Абсолютные размеры доходов населения и покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства18.

      Ни  одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.

      Неравенство доходов и богатства может  достигать огромных масштабов и  тогда оно создает угрозу для  политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически  все развитые страны мира постоянно  реализуют меры по сокращению такого неравенства.

      Но  сначала попробуем разобраться  в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.

      Дело  в том, что такая организация  экономической жизни убивает  у людей стимулы к производительному  труду. Ведь все мы рождаемся разными  и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.

      Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?

      Если  оплачивать одинаково – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами.

      Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей  различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

      В силу этого, определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

      В заключение раздела, можно сделать вывод, что изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.

      Из  следующего раздела мы выясним, какие ставит перед собой задачи государственная политика доходов и как можно сократить неравенство в их распределении.

      2.3. Государственная политика доходов 

      Государственная политика доходов является составной  частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

      Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

      Социальные  трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в  хозяйственной деятельности в настоящее  время или в прошлом. Целью  социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

      Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

      Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы19.

      Механизм  социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

      В I квартале 2008 года продолжалась работа по развитию  законодательства в  сфере социальной защиты населения  и реализации мер по обеспечению  льготных категорий граждан социальными гарантиями.

      Принят  Федеральный закон от 1 марта 2008 г. № 18-ФЗ  «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях  повышения размеров отдельных видов  социальных выплат и стоимости набора социальных услуг», устанавливающий повышение размера ежемесячных денежных выплат для отдельных категорий граждан, исходя из прогнозируемого на 2008 год уровня инфляции, а также механизм индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей.

      Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).

      Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Оукен сравнил с "дырявым ведром", т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы "утечки" определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

      Государство непосредственно вмешивается в  первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

      Методы  осуществления политики доходов  в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам  добровольного согласия работодателей  и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

      Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы  в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Информация о работе Доходы и их источники в современной России