Долговые ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 01:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в развитой рыночной экономике государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства.
Рынок ценных бумаг является сегодня одним из важнейших направлений развития экономики страны. На фоне мощного рынка государственных ценных бумаг рынок акций в Казахстане пока развит недостаточно. Одна из основных проблем рынка ценных бумаг – отсутствие акций в свободном обращении, несмотря на большое количество акционерных обществ. Акции предприятий сосредоточены в основном в контрольных пакетах стратегических инвесторов, которые не заинтересованы в потере контроля над предприятием и раскрытию финансовой информации. Поэтому на рынке обращается ограниченное количество акций.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы долговых ценных бумаг 5
1.1 Виды ценных бумаг в мире 5
2. Долговые ценные бумаги в Казахстане 9
2.1 Виды ценных бумаг в Казахстане 9
2.2 Основные виды ГЦБ в РК 12
3. Рынок ценных бумаг РК и его перспективы 18
3.1 Перспективы государства на рынке ценных бумаг в РК 18
3.2 Рынок государственных ценных бумаг РК 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

! Дана.docx

— 65.17 Кб (Скачать документ)

Фиксированная ставка доходности, определяется по предложениям покупателей  на аукционной основе путем удовлетворения их заявок, начиная с наименьшей ставки доходности до достижения установленного объема эмиссии. Удовлетворение поданных заявок осуществляется по единой фиксированной  ставке доходности, равной максимальной ставке удовлетворенной заявки участников аукциона. Аукционы по размещению индексированных  казначейских обязательств проводятся обычно один раз в месяц, в предпоследний рабочий день месяца, если иная дата не предусмотрена при объявлении условий соответствующей эмиссии.

Ноты Национального банка  РК,

Краткосрочные ноты НБ РК эмитируются  Национальным Банком РК, со сроком обращения  от 7 до 91 дней. Порядок размещения и  обращения краткосрочных нот  НБРК аналогичен условиям размещения и обращения МЕККАМов. Сроки проведения аукционов и объемы эмиссий регулируются Национальным Банком РК и сообщаются в условиях аукционов.

Национальные сберегательные облигации (НСО).

Национальные сберегательные облигации (НСО) – эмитируются Министерством  Финансов РК, со сроком обращения 1 год, с переменной ежеквартальной купонной ставкой, зависящей от доходности МЕККАМов со сроком обращения 3 месяца. Номинальная стоимость облигаций – 1000 тенге. Облигации выпускаются в бездокументарной форме. НСО в отличие от МЕККАМ и Нот размещаются по номинальной стоимости, раз в квартал выплачивается купон. Все инвесторы приобретают облигации через Финансовых агентов, предоставляя заявки на покупку. Финансовые агенты (Первичные дилеры, подписавшие генеральные договора с эмитентом по распространению НСО) выполняют функции субдепозитариев. Сроки проведения подписки и объемы эмиссий регулируются Министерством Финансов РК и сообщаются в условиях подписки. В настоящее время подписка на НСО проводится один раз в квартал.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмиссия  государственных ценных бумаг является одной из форм заимствования государственных займов (второй формой заимствования является заключение договоров о займе). Основой законодательной базы в РК о государственном заимствовании является Закон Республики Казахстан от 02.08.1999 №464–1 «О Государственном и гарантированном государством заимствовании и долге».

Заимствование Национальным банком Республики Казахстан осуществляется в целях поддержки платежного баланса Республики Казахстан и  пополнения золотовалютных активов  Национального банка Республики Казахстан, а также на другие цели, определяемые проводимой в Республике Казахстан денежно – кредитной  политикой. Государственное заимствование  местными исполнительными органами осуществляется в целях покрытия дефицита местного бюджета, связанного с финансированием инвестиционных программ, а также на другие цели, предусмотренные бюджетным законодательством. [6]

Государственные эмиссионные  ценные бумаги могут выпускаться  в документарной и бездокументарной форме. Государственные эмиссионные  ценные бумаги на предъявителя могут  выпускаться только в документарной  форме. Государственные эмиссионные  ценные бумаги могут выпускаться  по номинальной и дисконтированной стоимости, с фиксированной и  нефиксированной (плавающей) ставкой  вознаграждения(интереса).» С обретением самостоятельности в Республике Казахстан началось применение собственных внутренних займов. В 1992 г. Правительством республики был выпущен Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. В том же году выпущены в обращение боны Государственного внутреннего выигрышного займа Республики Казахстан, рассчитанного сроком на 20 лет (до 2012 года).

В 1996 году началось размещение Национальных сберегательных облигаций  Государственного внутреннего займа  Республики Казахстан. Эмиссия облигаций  первого тиража займа осуществлена в дематериализованной форме  сроком на один год; их держателями  могли быть как физические, так  и юридические лица, резиденты  и нерезиденты. Норма доходности по займу – плавающая – увязывается  с доходностью других ценных бумаг  – государственных казначейских обязательств. В полной мере рынок  ГЦБ в Казахстане был сформирован  в 1996 – 97 годах. Государство активно  пользуется этим инструментом и по мере необходимости производит финансирование дефицита республиканского бюджета  на неинфляционной основе. Размещение ГЦБ обычно происходит через Министерство финансов РК или Национальный банк. ГЦБ представляют для всех участников рынка ценных бумаг относительно надежные и высоколиквидные средства для сбережения своих финансов.

Объем государственных ценных бумаг (ГЦБ), находящихся в обращении, сосредоточен в основной массе в  портфелях пенсионных фондов и банков. Государственные ценные бумаги выпускаются  в разных формах: казначейские обязательства – векселя, которые выпускает национальный банк, казначейские боны, казначейские векселя, облигации. Различие между ними состоит в сроках действия, условиях выплаты доходов и погашения, характером обращаемости и персонификации, держателях. В Республике Казахстан до февраля 1996 года на рынке государственных ценных бумаг имелись такие ГЦБ, как срочные обращаемые векселя и вексельные обязательства Министерства Финансов РК, но постановлением Правительства от 08.02.1996 г. №178 «О конвертации срочных обращаемых векселей и вексельных обязательств Министерства Финансов РК на казначейские облигации», векселя были конвертированы на казначейские облигации. Казначейские векселя были трансформированы в форму государственных казначейских обязательств (ГКО). ГКО выпускаются в безбумажной (дематериализованной) форме сроками на три, шесть, девять, двенадцать месяцев для юридических лиц – коммерческих банков, предприятий, фирм. Размещение ГКО среди держателей производится на аукционных торгах, где устанавливается дисконтированная цена очередного выпуска обязательств. Министерство финансов выкупает их по истечении срока обращения по нарицательной стоимости, разница между номиналом этой ценной бумаги и дисконтной ценой составляет доход инвестора. Государство гарантирует устойчивость ГКО, придавая им статус средства расчета и платежей по хозяйственным операциям по складывающимся рыночным ценам с учетом конъюнктуры. ГКО являются действенным средством покрытия «кассовых разрывов» бюджета, но одновременно государство имеет определенные потери при выкупе ГКО, которые равны величине дисконта, а его размер – доходность ГКО – должен превышать действующую величину банковского процента с тем, чтобы заинтересовать инвесторов в приобретении ГКО. В этом аспекте ГКО является своеобразной «финансовой пирамидой», которая сохраняет устойчивость лишь благодаря постоянной финансовой поддержке за счет государственных бюджетных средств. [7]

Краткосрочные ноты Национального  банка являются государственными ценными  бумагами со сроком обращения от 7 до 48 дней. Они используются для реализации целей денежно-кредитной политики и оперативного регулирования денежной массы в обращении. Выпускаются  в обращение с июня 1995 г. (Правила Национального Банка от 26.06.1995 №265 «О порядке, условиях выпуска, обращения и погашения краткосрочных нот Национального Банка РК», утвержденные постановлением Правления НБ). В 1997 году в целях переоформления задолженности Правительства Республики Казахстан перед Национальным Банком Республики Казахстан по полученным кредитам в 1991–1997 годах в государственные ценные бумаги Правительством Республики Казахстан было принято Постановление Правительства от 30.12.1997 №1859 «Об утверждении правил выпуска, обращения и погашения государственных специальных казначейских обязательств Республики Казахстан». Утвержденные Правила определяли порядок выпуска, обращения и погашения на территории Республики Казахстан государственных специальных казначейских обязательств(ГСКО) – «Мемлекеттiк арнаулы казынашлык мiндеттеме» – (МЕАКАМ). В 1999 году в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса тенге и в целях защиты пенсионных вкладов населения в накопительных пенсионных фондах от девальвации национальной валюты были приняты следующие постановления:

Постановление правления  Национального Банка от 06.04.1999 №66 «Об утверждении правил выпуска, обращения и погашения специальных  валютных нот Национального Банка  РК». Этим постановлением были утверждены правила выпуска и обращения  на территории Республики Казахстан  новых ГЦБ – государственных  краткосрочных казначейских валютных обязательств (ГКВО) со сроком обращения  три, шесть, девять и двенадцать месяцев, на казахском языке – «Мемлекеттiк кыскамерзiмдi казынашылык валюталык мiндеттеме» – (МЕКАВМ);

Постановление Правительства  РК от 05.04.1999 №363 «Об утверждении  правил выпуска, обращения и погашения  специальных валютных государственных  облигаций со сроком обращения 5 лет». Этим постановлением были утверждены правила выпуска и обращения  на территории Республики Казахстан  ГЦБ – специальных валютных государственных  облигаций со сроком обращения пять лет – (АВМЕКАМ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рынок ценных бумаг  РК и его перспективы 

3.1 Перспективы государства на  рынке ценных бумаг в РК

Развитие рынка ценных бумаг в Казахстане имеет ряд  особенностей: во-первых, он формируется по классическим законам рыночной экономики, во-вторых, воплотил в себе особенности эпохи первоначального накопления капитала, в-третьих, отражает специфику казахстанской действительности — на его формирование и функционирование сильное влияние оказывает целый ряд экономических, политических, исторических, национальных и кадровых факторов. Принудительный характер организационного в течение нескольких десятилетий развития хозяйствующих субъектов, явная переоценка реформаторами возможностей, заложенных в монетаристских концепциях стабилизации экономики, привели к накоплению существующих деформаций и противоречий. Руководство республики принимало неоднократные меры по изменению  создавшегося положения.

В развитии казахстанского рынка ценных бумаг, и особенно рынка  производных ценных бумаг, в последнее  время появились новые тенденции, теоретическому осмыслению которых  уделяется мало внимания. Сегодня  уже накоплен достаточный опыт в  области обращения ценных бумаг, принимается большое количество необходимых законодательных и  иных нормативных актов о ценных бумагах, в которых закрепляются конкретные правовые механизмы гарантии и защиты прав всех участников операций с ценными бумагами.

Среди этих механизмов - жесткая  регламентация порядка выпуска  и регистрации ценных бумаг, строгие  законодательные требования к эмитентам  и профессиональным участникам рынка  ценных бумаг, установление процедуры  осуществления  регистрации операций с ценными бумагами и др. Однако нормативная база в республике все  еще скупа, иногда противоречива, а  содержащиеся в законодательстве нормы о правовом положении ценных бумаг, передаче прав собственности по ним нуждаются в соответствии с происходящими переменами в серьезной корректировке. К сожалению, и в юридической литературе до сих пор не решены некоторые вопросы, в первую очередь, речь идет о правовой природе безналичных денег и бездокументарных ценных бумаг.

 

3.2 Рынок государственных ценных бумаг Республики Казахстан

 

Объем операций купли-продажи  ГЦБ, включая облигации местных  исполнительных органов, за первые четыре месяца 2008 года составил 271,3 млрд. тенге, или $2253,7 млн., снизившись относительно соответствующего прошлогоднего периода  на 16,27%, или на 13,82% в долларовом выражении.

Помимо Национального  банка, в сделках купли-продажи  принимали участие 38 компаний. При  этом на долю десяти самых активных операторов KASE в категории «К»  пришлось 74,5% оборота биржевого вторичного рынка ГЦБ. Их рейтинг, составленный в соответствии с коэффициентами активности*, выглядит следующим образом: АО «Народный сберегательный банк Казахстана» (2,97), АО «РБНТ Секьюритиз» (1,73), АО «Евpазийский банк» (1,08), АО «АТФБанк» (0,78), АО «ОУПА «Жетысу» (0,76), АО «Банк ЦентpКpедит» (0,62), АО «Казпочта» (0,6), АО «ТуранАлем Секьюритис» (0,58), АО «ООИУПА «Grantum Asset Management» (0,48), ДБ АО «Сбербанк России» (0,47).

Суть методики состоит  в следующем: место компании в  рэнкинге определяется значением так называемого показателя активности (Ka), который рассчитывается для каждого члена биржи. Первая позиция в рейтинге соответствует наибольшему значению Ka. Для операторов рынка данный показатель рассчитывается по формуле

 

Ka = V + N + D.

 

V – это показатель  объема сделок, заключенных рейтингуемым членом биржи за анализируемый период на вторичном рынке KASE методами открытых торгов. При этом

 

V = Vi / Vmax,

 

где Vi – объем сделок, заключенных рейтингуемой компанией за период, Vmax – наибольший объем сделок, заключенных каким-либо членом KASE за этот же период (без учета Национального банка). N – показатель количества сделок, заключенных рейтингуемым членом биржи за анализируемый период на вторичном рынке KASE методами открытых торгов. При этом

 

N = Ni / Nmax,

 

где Ni – количество сделок, заключенных рейтингуемой компанией за период, Nmax – наибольшее количество сделок, заключенных каким-либо членом KASE за этот же период (без учета Национального банка). D – показатель количества результативных дней в анализируемом периоде для рейтингуемого члена биржи (результативным считает день, в течение которого рейтингуемым членом биржи на вторичном рынке KASE методами открытых торгов была заключена хотя бы одна сделка). При этом

 

D = Di / Dmax,

 

где Di – количество результативных дней по рейтингуемому члену биржи, D(max) – наибольшее количество результативных дней, зафиксированное за анализируемый период по какому-либо члену KASE.

Показатели Vi, Ni, Di, Vmax, Nmax, Dmax являются удельными величинами, то есть рассчитываются как отношение объема сделок (количества сделок или количества результативных дней) к количеству дней в анализируемом периоде, в течение которых данный участник торгов являлся членом биржи по данной категории. Таким образом, нивелируется зависимость значений показателей от длительности работы рейтингуемого члена KASE на бирже.

Для включения в рэнкинг компания должна являться членом KASE соответствующей категории не менее 70% времени от анализируемого периода (по количеству календарных дней), если рассматривается период до трех месяцев включительно; не менее 60%, если продолжительность периода составляет от трех до шести месяцев, и не менее 50%, если используется более длительный анализируемый период.

В итоге на 1 мая 2008 года сумма  государственного долга Казахстана в виде ГЦБ, включая муниципальные  облигации, составила вместе с обслуживанием (суммой купонных выплат) 1236,2 млрд. тенге  в текущих ценах, или $10268,2 млн по курсу 120,39 тенге за доллар.

Необходимо отметить, что  для нынешнего апреля был характерен дефицит ликвидности в экономике. Согласно налоговому календарю именно на этот месяц приходилась основная сумма платежей по годовому подоходному  налогу, который, по сути, является самым  крупным платежом за год. Поэтому  для повышения ликвидности в  апреле Нацбанк «впрыснул» на рынок 30 млрд тенге.

Министерство финансов, за счет размещения МЕКАМ, привлекло 36710,2 млн тенге в марте и 31310,2 млн тенге в апреле. При этом Минфин произвел выплату номинальной стоимости облигаций и купонных вознаграждений на сумму 16874 млн. тенге. Таким образом, апрельское сальдо нетто-заимствования Минфина оценивается в +14436,2 млн. тенге.

Информация о работе Долговые ценные бумаги