Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть преимущества и недостатки в рыночной экономике.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. раскрыть проблемы перехода России от плановой к рыночной экономике. Кризис и крах административно-командной системы в СССР;
2. определить исходные условия формирования рыночной экономики в России: достоинства и недостатки;
3. рассмотреть российскую модель рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
1. Механизм функционирования рынка 5
2. Рыночные отношения и их достоинства 10
3. Недостатки чисто рыночного регулирования 16
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Достоинства и недостатки рыночной экономики.docx

— 117.29 Кб (Скачать документ)

     Во  второй половине XX в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальное хозяйство.

     Закрытая макроэкономика отличается тем, что все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство страны, в котором часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продается за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги, изготовленные в иных странах.

     Переход от закрытой к открытой экономике  связан с развитием форм и типов  взаимодействия участников как национального, так и мирового рынка.

  1. Рыночные  отношения и их достоинства
 

     Связи экономических субъектов бывают рыночными (горизонтальными) и административными (вертикальными). Организация их взаимодействия служит главной задачей управления экономикой и всех её звеньев. Поэтому рассмотрим природу и характерные особенности каждой из них как по отдельности, так и вместе.

     Как ни странно, но строгого и авторитетного  научного определения рынка и  рыночного хозяйства, несмотря на имеющую  место модность указанных понятий, до сих пор нет. Поэтому каждый их понимает по-своему. Так, существует мнение, будто рынок представляет собой институт, соединяющий покупателей и продавцов или хозяйственную систему, опирающуюся на суверенность производителя в ценообразовании. А. Маршалл считал критерием рыночности единую продажную цену на товар определенного рода. Ф. Клоцвог утверждал, что «Рынок или рыночная форма обмена, — лишь одна (из возможных) форм обмена. (В нём) равновесие между спросом и предложением ... устанавливается с помощью цен через их направленное отклонение от общественно необходимых затрат». И так далее. Поэтому здесь не всё просто.

     В целом принято полагать, что рынок  представляет собой совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством  которых осуществляется перераспределение  товаров между хозяйственными субъектами. С другой стороны, рынок формирует прямые и обратные, положительные и отрицательные связи между производителями и потребителями, способствуя, таким образом, рациональному развитию производства и регулированию потребления. Причём, указанные функции он исполняет путём сопоставления товаров между собой в соответствии со спросом на них и предложением.

     Но  в чём заключается разница  между рынком и базаром, что представляют собой спрос и предложение, от чего они зависят пока является невнятным.

     Предложение товаров в значительной мере определяется затратами на их производство и распределение. Поэтому чем они ниже, тем больше указанных товаров может поступить на рынок. Спрос зависит от того, насколько способен он удовлетворять потребности людей или производства, т. е. потребительскими качествами товаров. С другой стороны, спрос возникает только при наличии предложения, и наоборот — обычная диалектическая петля, в которой не установить, что является первичным, а что— вторичным.

     Более того, сам рынок, если нет препятствий  для нормальной его работы, активно  влияет на производство и распределение  товаров. Действительно, если спрос  на какие-то товары превышает предложение, цены на них автоматически растут. Изготовление их становится более выгодным, и это способствует расширению производства, росту предложения указанных товаров. Но если спрос оказывается ниже предложения, тогда цены товаров понижаются и производство их становится нерентабельным. Причём, всё это осуществляется спонтанно, автоматически. То есть идеальный рынок является классическим высокоорганизованным механизмом с прекрасно работающими прямыми и обратными связями внутри системы производитель — потребитель.

     При этом следует отметить, что рынок  способен быть уравновешенным, устойчивым регулятором только в долговременном, статистическом плане. В каждый отдельный  момент времени, в том или ином месте рынок всегда неуравновешен. То спрос превышает предложение, то — наоборот. И это является основным фактором его динамики, адаптации к меняющимся условиям, силой его и слабостью.

     Рынок функционирует именно в результате противоборства потребительной и затратной стоимостей товаров. В самом деле, до поступления на него основными факторами, характеризующими товар, являются затраты на его изготовление, хранение и транспортировку. А когда товар приобретён, уже не играет существенной роли его стоимость. Интерес представляют только его потребительские качества, т. е. насколько хлеб вкусен, одежда удобна, а полуфабрикат отвечает требуемым качествам.

     Таким образом, рынок является специфической  сферой, в которой затратная и потребительная стоимости товаров раскрываются одновременно. Единственное место, где они впрямую вступают во взаимодействие друг с другом, и, несмотря на принципиальное различие между ними, способны сопоставляться. Это и даёт рынку возможность одновременно выступать в качестве механизма регулирования как производства, так и потребления, вырабатывать оптимальные варианты их сочетания.

     С другой стороны, на рынке фигурируют не индивидуальные, а общественно необходимые затраты на товар, включающие в себя сырьё, энергию, живой и овеществлённый труд. То есть персональный запрос вступает во взаимодействие с общественным предложением, и наоборот. А значит наряду со всем остальным, идеальный рынок устанавливает общественную оправданность конкретных затрат, вложенных в товар. В частности, измеряет, насколько тот или иной труд изготовителей товаров является общественно полезным. И в этом заключается одно из важнейших его предназначений.

     В результате факт купли-продажи товаров  двумя резидентами уже выходит за рамки их личных отношений и приобретает общественное звучание. Именно потребительские качества товаров формируют общественную необходимость затрат, вложенных в них. А затраты, в свою очередь, ограничивают возможность придания товарам потребительских свойств. Можно, как пример, сделать кузов автомобиля или унитаз из золота. Это сделало бы их некоррозионными, красивыми и менее трудоёмкими при изготовлении, но будет ли это общественно оправданным?

     С другой стороны, затраты на разные товары должны соразмеряться между собой. Только в этом случае их можно сравнивать, обменивать, оценивать. То есть устанавливать, сколько рубашек можно выручить, например, за один велосипед. Но сопоставлять друг с другом можно только такие предметы, которые заключают в себе фактор сравнения, единый для всех. Если такового нет, тогда всякий обмен товарами оказывается субъективным и ни о каких в нём закономерностях речи идти не может. Это обстоятельство существенно усложняет весь процесс рыночного взаимодействия. Поэтому в экономику введен специфический фактор, которому приданы указанные свойства и которым наделяется всякий товар, любая услуга. Его называют ценностью или стоимостью.

     Именно  стоимость товаров является главным  параметром рыночного регулирования, через неё посредством цены и проявляются основные качества рынка. И важнейшее среди них — требование эквивалентности обмена. То есть рынок предназначен для того, чтобы товары менялись друг на друга не как попало, а в соответствии с общественно подтверждённой их стоимостью. При нарушении этого требования разрушается весь рыночный порядок и уже становится невозможной продуктивная работа его регуляторов. Товары начинают обмениваться не согласно их стоимостям, а под влиянием случая, протекции, угроз, шантажа, взяток, монопольного давления, всякого рода физического и информационного насилия, занимаемого резидентом положения, его национальности, агрессивности и т. д. Неизбежными становятся беспорядок, хаос. Поэтому можно утверждать, что чем в большей мере эквивалентным является обмен, тем полнее соблюдаются рыночные отношения. Более того, идеальный рынок  — это тот, на котором совершается обмен товарами в полном соответствии с их стоимостями.

     Эквивалентность должна сохраняться во всех звеньях  производства. В противном случае не только нарушается принцип справедливости, реализация которого необходима при любых нормальных человеческих отношениях. Но, что не менее важно, понижается эффективность производственных стимулов, искажается объективность применяемых критериев, ослабляется действенность всех экономических рычагов.

     Таким образом, процессы производства и обмена продуктами труда между хозяйственными субъектами жёстко взаимозависимы. При  рыночном обмене товарами не только реализуются  преимущества общественного разделения и кооперации труда, работы прямых и  обратных, горизонтальных и вертикальных связей, но и устанавливается вид необходимых продуктов, их количество, качество, вырабатываются производственные и потребительские стимулы. То есть формируется система, организм, называемый общественным производством.

     Но  сам по себе рынок не всегда способен с этим справиться, и это зависит  не только от субъективных, но и от объективных  обстоятельств.

     Действительно, жёсткая взаимосвязь спроса и  предложения, которая лежит в основе всех рациональных рыночных отношений, не является фатальной. Реальная жизнь столь многообразна, что приносит сюрпризы всякого рода, не укладывающиеся в схему ординарного регулирования одним фактором. Как спрос, так и предложение сами по себе автономны, зависят от разных обстоятельств, а поэтому не могут сводиться исключительно друг к другу. В частности, на спрос предметов потребления в наибольшей мере влияют физиология, психология и культура человека, а предложение товаров зависит от природных и технологических факторов, от развития науки и общественных отношений, и ещё от многого другого. Отсюда представлять рыночное регулирование лишь взаимодействием спроса и предложения столь же вульгарно, как и сводить его к состоянию технократических, физиологических или психологических обстоятельств.

     Рынок — это регулируемый механизм, сочетающий в себе как спрос и предложение, так и другие факторы воздействия на производство и распределение. Если в базаре функционирует только стохастический, случайный механизм саморегуляции, то рынок обязательно организован. В нём призваны сочетаться как природный, стохастический, так и разумный факторы управления.

     В целом, продолжая традицию исследования подобия физических и общественных явлений мира, можно полагать, что рыночные отношения описываются третьим законом Ньютона, согласно которому сила действия в Природе всегда уравновешивается силами противодействия. То есть рыночные взаимодействия соответствуют природным законам необходимости соблюдения локальной и глобальной справедливости, эквивалентности товарообменов между различными хозяйственными субъектами, исключения паразитизма и эксплуатации различных социальных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Недостатки  чисто рыночного  регулирования
 

     Привлекательные качества рынка в полной мере проявляются  только в абстрактных, идеализированных системах. Они предполагают полное равноправие покупателя и продавца, ничем не сдерживаемый поток капитала, товаров, материальных и трудовых ресурсов, абсолютно правдивую информированность общества. Но таковых в полной мере не бывает нигде и никогда. И это неудивительно. Как у всякого вероятностного процесса саморегуляции, идеальным полем рыночных отношений является наличие беспредельного количества продавцов и такого же безмерного числа изолированных друг от друга покупателей. То есть эффективный рынок — это область действия абсолютной конкуренции. Поэтому рынку в наибольшей мере отвечает только мелкотоварное производство близких по функциональному предназначению предметов потребления.

     С другой стороны, чем современнее  является продукция, сложнее её технология, тем выше производительность труда на предприятиях и меньшее число их требуется для удовлетворения общественного спроса. Это обусловлено, прежде всего, преимуществами кооперации (так называемый «эффект масштаба»). Иначе говоря, сокращением расходов, ростом специализации производства, усложнением его технической вооружённости, наукоёмкости, повышением требований к качеству, надёжности, достигаемым только при увеличении размеров предприятий. В результате число организаций, выпускающих однородную продукцию, неуклонно уменьшается, технический прогресс с неизбежностью обнаруживает тенденцию всё большей монополизации экономики. Именно этим преимуществом, в конечном итоге, и пользуются современные транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы и другие подобного рода объединения.

     Поэтому в развитых странах к числу  монополистов по большинству признаков  уже относится до 80% всех хозяйственных субъектов. В частности, в СССР 80-х годов 12% предприятий выпускало 75% всей продукции страны, и так происходит во всех развитых государствах мира. В современной России подавляющая часть энергетики страны обеспечивается 5—6 компаниями, выпуск алюминия, проката, удобрений — двумя и т. д. И то же наблюдается не только в сферах производства, но и потребления, управления, информации.

     На  самом деле для нормального рыночного  регулирования требуется не менее 10 независимых резидентов с каждой его стороны. С другой стороны, кем, как не монополистом, является единственный магазин, больница или аптека в поселке? Или продавец любого уникального  товара, услуги? Станет ли разумный строить 10 параллельных телефонных, коммунальных или транспортных сетей в городе, железных дорог, проходящих между одними и теми же населёнными пунктами всего  лишь для того, чтобы организовать конкуренцию между ними?

Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики