Естественные монополии и их роль в экономике России. Реформирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Содержание

Введение 3
I.Денежный рынок и его регулирование 4
1. Денежное обращение. Пропорции товарной и денежной массы на рынке. Теории денег. Современный монетаризм. "Денежное правило" М.Фридмена 4
2. Агрегаты денежной массы и принципы их построения. Особенности денежных агрегатов в России 13
3. Теории спроса на деньги. Предпочтение ликвидности и предпочтение вложений (доходности), их причины. Общий спрос на деньги 20
4. Модель предложения денег. Мультипликационное расширение депозитов. Банковский мультипликатор. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке и формирование уровня процента. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег. 25
II. Естественные монополии и их роль в экономике России. Реформирование естественных монополий. 30
2.1. Сущность естественных монополий 30
2.2. Естественные монополии в России 34
2.3. Мониторинг ситуации в промышленности на основе индексов института естественных монополий (март 2010) 39
2.4. Реформа естественных монополий 45
Заключение 51
Список литературы 53

Работа состоит из  1 файл

мое решение.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

     где  cr = C/D, 

     rr = R / D

     Величина  сr определяется поведением населения, решающего, в какой пропорции  будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки  предполагают держать сверх необходимой  суммы.

     Теперь  предложение денег можно представить  как

     Ms = ( cr + 1 / cr + rr ) x MB

     Таким образом, предложение денег прямо  зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу[6].

     Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор. Выделяют три главных инструмента  денежной политики, с помощью которых  ЦБ осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

     1. Изменение учетной ставки (или  ставки рефинансирования), т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует коммерческие  банки.

     2. Изменение нормы обязательных  резервов, т.е. минимальной доли  депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ.

     3. Операции на открытом рынке:  купля или продажа ЦБ государственных  ценных бумаг (используется в  странах с развитым фондовым  рынком).

     ЦБ  не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:

     1. Коммерческие банки сами определяют  величину избыточных резервов (они  входят в состав R), что влияет  на отношение rr и, соответственно, на мультипликатор.

     2. ЦБ не может точно предусмотреть  объем кредитов, которые будут  выданы коммерческим банком.

     3. Величина сr определяется поведением  населения[11].

     Равновесие  на денежном рынке – ситуация на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств и количество денег, которое хотят иметь на руках  население и предприниматели, равны.

     Равновесие  на денежном рынке есть результат  взаимодействия спроса и предложения  денег.

     Кривая  спроса на деньги отражает взаимосвязи  между общим количеством денег, которое население и фирмы  хотят иметь на руках в данный момент, и процентной ставкой по обычным неденежным активам.

     Кривая  предложения денег отражает зависимость  предложения денег от процентной ставки. 

     Равновесие  на денежном рынке формируется под  воздействием центрального банка. В  том случае, когда центральный  банк, контролируя предложение денег, намерен поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменения процентной ставки, кривая предложения будет иметь вертикальную линию.

     Равновесие  на денежном рынке является подвижным, то есть оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов.

     Представим, что меняется предложение денег  выросло, то:

  1. линия предложения денег перемещается вправо;
  2. происходит движение вдоль кривой спроса вправо вниз до точки Е ;
  3. ставка прцента снижается.

     Эти изменения иллюстрирует рис.1.3. 

     

     При увеличении предложения денег возникает  их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов путем покупки других финансовых активов (например облигаций). Спрос на них растет, цены соответственно увеличиваются. Процентная ставка, или альтернативная стоимость хранения, не приносящих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество наличности и чековых вкладов, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.

       При уменьшении предложения денег равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

       Предположим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение остается неизменным. Эти изменения иллюстрирует рис.1.4.

       Если спрос на деньги вырос, то:

  1. кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх;
  2. процентная ставка повышается.

     При уменьшении спроса на деньги будут  происходить обратные явления. 

       

     Рисунок 1.4 иллюстрирует следующие реальные процессы. Пусть спрос на деньги возрос вследствие роста номинального ВНП, то есть население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может установиться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента).

     При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента[12].

 

II. Естественные монополии и их роль в экономике России. Реформирование естественных монополий.

2.1. Сущность естественных  монополий

      Естественная  монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

      К отраслям, в которых действуют  естественные монополии можно отнести  большинство предприятий, так называемого  общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.

      Естественные  монополии порождаются в тех  отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого.

      В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки недостигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.

      Наряду  с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и  крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих  рыночных отношениях, устанавливать  свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием.

      Первый  относится к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.

      Второй  существенный компонент, уточняющий понятие  естественных монополий, обращен к  естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца - естественного монополиста.

      Третий  по счету компонент - главный по значимости с точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов  рыночной экономики – цены: спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным.

      Если  исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий  можно отнести деятельность очень  многих предпринимателей. Взять для  примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. И здесь главная опасность не ошибиться, ведь это может привести к непоправимым результатам.

      Естественно, что предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро -, водо -, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией[10].

 

2.2. Естественные монополии в России

 

      Электроэнергетика. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

      Но  сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между  производителями электрической  энергии, в частности:

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России. Реформирование естественных монополий