Естественные монополии и их роль в экономике России. Реформирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Содержание

Введение 3
I.Денежный рынок и его регулирование 4
1. Денежное обращение. Пропорции товарной и денежной массы на рынке. Теории денег. Современный монетаризм. "Денежное правило" М.Фридмена 4
2. Агрегаты денежной массы и принципы их построения. Особенности денежных агрегатов в России 13
3. Теории спроса на деньги. Предпочтение ликвидности и предпочтение вложений (доходности), их причины. Общий спрос на деньги 20
4. Модель предложения денег. Мультипликационное расширение депозитов. Банковский мультипликатор. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке и формирование уровня процента. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег. 25
II. Естественные монополии и их роль в экономике России. Реформирование естественных монополий. 30
2.1. Сущность естественных монополий 30
2.2. Естественные монополии в России 34
2.3. Мониторинг ситуации в промышленности на основе индексов института естественных монополий (март 2010) 39
2.4. Реформа естественных монополий 45
Заключение 51
Список литературы 53

Работа состоит из  1 файл

мое решение.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

      Однако, несмотря на кажущуюся очевидной всем необходимость радикальных мер в этой области, реформы застопорились на стадии обсуждения, и в течение ближайших года-полутора реальных изменений (по крайней мере, в лучшую сторону) ожидать мы не можем. Кроме того, вызывает большую тревогу тот факт, что, несмотря на многолетнее обсуждение планов реформирования естественных монополий, их содержание по-прежнему остается неясным в силу туманности формулировок по многим ключевым вопросам, формулировок, оставляющих нынешнему руководству этих компаний неоправданно большую свободу решений и действий. 

      Почему  это происходит? Во-первых, в силу какой-то совершенно абсурдной логики разработку проектов преобразований естественных монополий фактически поручили руководству  самих этих монополий. Реформу газового хозяйства, то есть самого себя, разрабатывает Газпром, железных дорог – Министерство путей сообщения, электроэнергетики – руководство РАО «ЕЭС». Дело даже не в личностях – есть объективный конфликт интересов, который недопустим на государственной службе. Если правила и условия реорганизации государственной компании, распродажи ее активов и т.п. устанавливают ее наемные управляющие, даже при самом жестком контроле со стороны правительства государственные интересы окажутся в числе наименее учитываемых при определении этих условий, а при отсутствии такого контроля наносимый ущерб может принять колоссальные размеры.

      Во-вторых, позиция самой государственной  власти, которая и должна проводить  соответствующие преобразования, что  называется, неоднозначна. С одной  стороны, в долгосрочном плане она, конечно, заинтересована в повышении эффективности и отдачи от соответствующих сфер, но в краткосрочном плане всегда есть неотложные нужды, удовлетворение которых легко можно профинансировать из непрозрачных бюджетов этих монополий. Да и укоренившаяся в государственном аппарате система «кормлений», которая стала одним из кирпичей фундамента современного российского капитализма, требует для своего существования большого количества именно таких мест, как наши нынешние «естественные монополии». С этой точки зрения, власть в данном вопросе оказывается в совершенно двусмысленном, двойственном положении: с одной стороны, она и хотела бы навести в этой сфере порядок, но, с другой – рискует остаться без столь необходимых ей возможностей платить «нужным» людям реальные, а не символические зарплаты; финансировать свои предвыборные кампании. Поэтому вполне естественно, что начало реформы перманентно откладывается «до лучших времен» даже при понимании того, что реформирование монополий в известном смысле является условием наступления этих самых «лучших времен».

      Наконец, в-третьих, есть, конечно, и объективные  препятствия. Как и в случае с  административной реформой и реформой ЖКХ, о которых ниже, прежде чем  получить отдачу от этой реформы, в  нее надо вложить немало ресурсов и пойти при этом на крупные политические риски. Тем более что в случае с естественными монополиями социальные издержки даже удачно проведенной реформы могут быть очень велики, а о социальной цене неудачи страшно даже подумать.

      1. Реформа естественных монополий – не самоцель. Реформы вообще не могут быть самоцелью: они – лишь средство для достижения каких-то других целей, решения тех или иных задач. Поэтому, прежде чем «грузить» общество кучей цифр и схем, надо четко сказать, для чего мы это делаем, как и что мы в результате этого получим. Пока что предъявляемые нам проекты отделываются на этот счет абстрактными фразами типа «повысить эффективность», «поднять уровень управления», «повысить инвестиционную привлекательность». При этом вопрос о том, кто и что в результате этого получит, а также кто и с кого будет спрашивать, если реформа сведется к повышению цен и приватизации активов, старательно затушевывается.

      2. Одна из главных претензий  к нынешним естественным монополиям  – их финансовая непрозрачность. При этом предполагается, что именно эти непрозрачные структуры в процессе реформирования будут дробиться, приватизироваться, продаваться или служить материальной базой для вновь создаваемых структур. Более того, всем этим будут заниматься их нынешние топ-менеджеры, кстати говоря, сами столь же финансово непрозрачные, как и управляемые ими структуры. Поэтому начинать надо именно с финансового оздоровления нынешних структур, наведения порядка в их финансовой отчетности, отсечения структур, занятых в непрофильной деятельности и т.д. И лишь затем в финансово прозрачной обстановке можно и нужно заняться реструктуризацией РАО «ЕЭС», Газпрома, «Связьинвеста» и т.д. Другими словами, составление и предание гласности полной картины контролируемых нынешними монопольными гигантами профильных и непрофильных активов, а также финансовых потоков, должно быть условием их разукрупнения и частичной приватизации.

      3. Разделение сектора, в рамках  которого будет сохраняться

      государственная монополия, и секторов, в которых  будет поощряться частная конкуренция, должно быть проведено на начальном  этапе реформ уполномоченным специальным  правительственным органом при  жестком парламентском контроле. Приватизация активов в этих секторах также должна проводиться на конкурсной основе независимой государственной структурой на базе специальных законов, принимаемых парламентом.

      4. Выделение из нынешних суперкомпаний-монополий  частей и структур, способных действовать в условиях конкурентного рынка (добыча газа, производство электроэнергии и т.д.), должно обязательно сопровождаться изменением правил игры, прежде всего, правил вхождения на соответствующие рынки, с тем чтобы исключить возможность замены государственной монополии монополией частной.

      5. Все структуры, содержащие признаки  естественной монополии,

      должны  управляться назначаемыми государством менеджерами, несущими персональную уголовную  ответственность за злоупотребление  своим положением. Любая хозяйственная деятельность с использованием основных средств таких структур должна осуществляться только с разрешения и под контролем надзорных органов.

      6. Минимальные гарантии для потребителей  в части обеспечения их

      жизненно  важными услугами и гарантии оплаты этого минимума производящим компаниям должны быть предоставлены федеральным правительством на основе специального закона, который должен быть принят Федеральным Собранием.

      Вышеприведенные условия являются минимальными, но обязательными условиями, без выполнения которых реструктуризация и реформирование нынешних «естественных монополий» со стопроцентной вероятностью выльется в распихивание «по своим» лучших кусков и циничное ограбление потребителей и сторонних акционеров, что потом с легкостью спишут на «рынок»[16].

 

Заключение

 

     В условиях перехода к рыночным отношениям естественные монополии должны подвергаться жесткому государственному регулированию, иначе они неизбежно будут  стремиться злоупотреблять своей рыночной властью. При этом, как показывает зарубежный опыт, возникает множество сложных проблем, связанных с обеспечением эффективности государственного регулирования.

     Одной из основных причин разразившегося экономического кризиса в России является ценовая  политика естественных монополий.

     Система государственного регулирования естественных монополий в России на современном  этапе развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования  в народном хозяйстве нашей страны. В связи с этим необходимы срочные  меры по дальнейшему совершенствованию этой системы.

     Среди уже созданных механизмов формирования цен в естественных монополиях наиболее развитым является деятельность Федеральной  и региональных энергетических комиссий. Тем не менее до сих пор в  большинстве регионов России действуют завышенные тарифы на энергию, а в ряде других регионов - заниженные тарифы, не обеспечивающие нормального развития энергосистем. Поэтому уже сейчас в ряде территорий Российской Федерации тарифы на электро - и теплоэнергию должны быть значительно уменьшены.

     Пути  дальнейшего совершенствования  механизмов государственного регулирования  цен на продукцию отраслей естественных монополий лежат в разумном и  постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опыт в этой сфере народного  хозяйства и требования внутренних российских условий.

     Мое мнение таково: если эти монополии  естествен, зачем что-то менять? 
 

 

Список  литературы

 

      1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – Изд.: Питер, 2008, 228 с.

      2. Всемирный банк. Макроэкономические факторы послекризисного роста / Вопросы экономики, 2009. - №5.

      3. Голуб А. Факторы роста Российской экономики и перспективы технического обновления// Вопросы экономики, 2009. - № 6.

      4. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках / ЭКО, 2008. - №7.

      5. Информационно-аналитический портал Индустрии управления активами фондов - http://www.fundshub.ru

      6. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – М.: КНОРУС, 2007. - 384 с.

      7. Казанская Ю. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах). 
Таганрог: ЮФУ, 2007. – 240 с.

      8. Косой А.М. Платежный оборот: исследования и рекомендации. – М.: Финансы и статистика, 2005.

      9. Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономики России: через десять лет. СПб., 2007. - 320 с.

      10. Красавина Л.Н., Пищик В.Я. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 312 с.

      11. Ларионов И.К., Щербаков В.Н., Герасин А.Н. Экономическая теория. – М.: Сфера, 2008. – 373 с.

      12. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие. 5-е изд. – М.: ГУ ВЩЭ, 2007. – 511 с.

      13. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 // Деньги и кредит. – 2004. – № 11.

      14. Стратегия развития России до 2010 года (концепция) / Российская газета, 2007. - № 56.

      15. Фишер И. Покупательная сила денег, 1925. переиздание – М.: Дело, 2008. – 320 с.

      16. Явлинский Г.А. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук

      17. Официальный сайт института проблем  естественных монополий http://www.ipem.ru/

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России. Реформирование естественных монополий