Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:52, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение финансового сектора в экономике, его проявление в странах с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, а также методы его регулирования. Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность, структуру и принципы организации финансового сектора;
- роль финансового сектора в рыночной экономике;
- выявить основные факторы, влияющие на развитие;
- рассмотреть деятельность финансового сектора на современном этапе;
- определить перспективы развития финансового сектора России;
- взаимосвязь финансового и реального секторов;
- выявить проблемы финансового сектора в отечественной экономике, методы их решения.
Введение………………………………………………………………………….......5
1. Финансовый сектор как элемент экономики: теоретические аспекты………...8
1.1 Понятие и структура финансового сектора……………………………............8
1.2 Роль финансового сектора в рыночной экономике…………..........................15
2. Формирование и особенности функционирования финансового сектора в трансформационной экономике России ………………………………………….18
2.1 Этапы становления, тенденции, специфика и макроэкономическая среда развития финансового сектора России…………………………............................18
2.2 Взаимосвязь финансового и реального секторов в российской экономике..23
2.3 Проблемы финансового сектора в отечественной экономике и методы их решения……………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
Приложения…………………………………………………………………….......34
Вспомогательные финансовые учреждения, которые приобретают финансовые активы за свой счет и берут на себя финансовые обязательства (таким образом, они берут на себя и риски) на рынке, принимают депозиты до востребования, срочные и сберегательные вклады, а иногда выполняют и некоторые функции денежно-кредитного регулирования.
Финансовые посредники -
хозяйствующие субъекты, которые
предоставляют
Финансовые корпорации и квазикорпорации могут также подразделяться на:
- государственные финансовые корпорации;
- акционерные, частные или совместные финансовые корпорации;
- финансовые корпорации, контролируемые из-за рубежа.
Необходимо помнить, что, в соответствии с нормативными документами Банка России, в Российской Федерации существует классификация банковских учреждений, которая в некоторой степени отличается от приведенной выше.
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные действующим законодательством. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, размещение, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Небанковская кредитная
организация — кредитная
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Филиалом кредитной
Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на базе положений, утвержденных создавшей их кредитной организацией.
1.2. Роль финансового сектора в рыночной экономике
В период перехода от центрального планирования к рынку финансовые институты должны выполнять три важные функции. Во-первых, стимулировать сбережения, во-вторых, предоставлять и распределять инвестиционный капитал и, в-третьих, обеспечивать корпоративный механизм управления - финансовую дисциплину - в зарождающемся частном секторе. В рамках финансового сектора институты долгосрочного кредитования имеют ключевое значение для успеха переходного процесса. Так же он выполняет и другие роли:
1.Распределительная
и перераспределительная роль. Именно
через финансовый сектор идет распределение
валового продукта и национального дохода
по различным сферам экономики, отраслям,
регионам и отдельным субъектам экономики.
Через финансы происходит распределение
трудовых, материальных, капитальных и
природных ресурсов по сферам и отдельным
производствам. Кроме того, они способствуют
формированию вторичных доходов.
2.Воспроизводственная
роль. Финансовый сектор образует необходимые
обществу воспроизводственные фонды:
фонд возмещения материальных затрат,
фонд амортизации, фонд потребления, фонд
накопления. Эти фонды создаются на различных
уровнях национальной экономики, начиная
от отдельных предприятий.
3.Учетно-контролирующая роль. По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом. Например, если предприятие задерживается с выплатой налогов или с выдачей заработной платы, то становится ясно - предприятие испытывает трудности. По размерам фонда заработной платы, по размеру налогов предприятия можно судиь о его масштабах, объеме деятельности.
4.Стимулирующая роль. Эта роль связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, перечислений в определенных объемах и в установленные сроки. Тем более что необходимость исполнения финансовых обязательств подкрепляется системой штрафов, пени и даже уголовных наказаний за их неисполнение. Уже по этой причине предприятиям необходимо работать эффективно, поддерживать необходимую производственную и расчетную дисциплину.
5.Регулирующая
роль. Через финансовый сектор государство
имеет возможность целенаправленно воздействовать
на отдельные предприятия, отрасли и регионы.
Делается это путем повышения или понижения
налогов, введения или отмены налоговых
льгот, предоставлений из госбюджета субсидий.
6.Социальная роль. Через
фонды социального страхования, социального
обеспечения, через финансовые льготы
государство имеет возможность воздействовать
на социальное положение различных категорий
населения.
7.Наконец, финансовый
сектор играет и политическую роль. Финансы
позволяют обеспечить успех (или неуспех)
внутренней и внешней политики правительства.
Благодаря финансам проводятся общенациональные
и региональные выборы, итог которых в
рыночной экономике во многом зависит
от финансовой поддержки кандидатов. Финансовый
сектор определяет обороноспособность
страны, ее экономическую и политическую
целостность. В
условиях командной экономики инвестиции
распределялись без учета нормы прибыли
на вложенный капитал, ресурсной базы
или предпочтений потребителя, вследствие
чего крупные инвестиции не обеспечивали
высокого роста. Поэтому особенно важно
создать сеть новых местных финансовых
посредников, которые не связаны со старым
сектором государственных предприятий,
направить кредиты малым и средним фирмам,
чтобы заполнить вакуум, возникший в результате
развала крупномасштабной промышленности
советского типа. Именно по этим соображениям
необходимы специализированные финансовые
институты по кредитованию долгосрочных
инвестиций. Инвестиционное финансирование
должно быть четко отделено, если это возможно
практически, от обычного коммерческого
кредитования. Таким образом,
можно сделать вывод об интегральном значении
финансового сектора, о том, что он является
стержнем и экономической, и социальной,
и политической системы общества.
Глава 2. Формирование и особенности функционирования финансового сектора в трансформационной экономике России
2.1 Этапы становления, тенденции, специфика и макроэкономическая среда развития финансового сектора России
До 1990 года полный контроль за финансовыми потоками в России осуществляло государство. Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства "новой" России стало создание условий функционирования этой сферы. Начало процессу было положено в первой половине 1991 г. после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”.
Для первого
этапа(1991-92г)характерно: появление (еще
в 1990 г.) первых открытых акционерных обществ;
в марте 1991 г. государственные облигации
впервые появились на биржевых торгах;
массовое создание акционерных обществ
и выпуск их акций. Итогом этого этапа
(к весне 1992 г.) можно считать появление
всех возможных видов ценных бумаг со
всеми возможными сроками действия.
Основными
формальными верхами второго(1992-94) этапа
стали: система приватизационного законодательства;
создание и развитие организованного
рынка государственных ценных бумаг в
1993-1995гг. Точкой отсчета для этого этапа
стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992
г. “Об организационных мерах по преобразованию
государственных предприятий, добровольных
объединений государственных предприятий
в акционерные общества”, который оказал
наибольшее влияние на развитие РЦБ в
1992-1994 гг.
По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов).
Для третьего этапа(1994-96г) развития рынка характерны следующие основные признаки: позитивные качественные изменения 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктур, создание и развитие Российской торговой системы; подготовка к созданию центрального депозирования; свыше 200 лицензированных регистраторов. Важнейшим качественным отличием данного этапа развития РЦБ было также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития.
Изначально основное назначение финансовой системы в странах с переходной экономикой состояло в плановом распределении средств при ограниченных возможностях осуществления финансового посредничества. Всемирный Банк уделял значительную часть кредитной и гарантовой помощи становлению и развитию финансового сектора. Он в тесном сотрудничестве с МВФ в сжатые сроки определил основные элементы перехода финансового сектора на рыночные принципы:
– макроэкономическая стабильность,
– нормативно-правовая база,
– системы бухгалтерского учета с особым акцентом на банковский сектор.
Данные принципы были задействованы в большинстве стран, где реализовывались программы МБРР. Большинство стран с переходной экономикой добились заметных успехов в продвижении к рыночной финансовой системе. Однако в некоторых программах исследований и программах помощи не была учтена взаимозависимость между реформированием банковского сектора, с одной стороны и предприятий, с другой, что позволило действующим совместно директорам банков и владельцам компаний подорвать процесс перехода к новой системе. Частные банки, тесно связанные с крупными предприятиями-заемщиками, едва ли способны функционировать в качестве полноценных и эффективных финансовых посредников. Необходимо было, чтобы на начальном этапе были приняты меры, обеспечивающие применение пруденциальных норм, в том числе лимитов на концентрацию займов и кредитование родственных структур. Несмотря на значительные масштабы приватизации, банки, находящиеся в государственной собственности, нуждались в укреплении путем совершенствования управления, ужесточения бюджетных ограничений, отделения филиалов и введения ограничений на сферу действия банковских лицензий.
В программах помощи ВБ подчеркивалось значение адекватной нормативно-правовой базы для финансового сектора, однако в них в недостаточной степени учитывалось, что для введения в действие соответствующих новых законов и нормативных актов требуется время и наличие подготовленных кадров. Проводилась подготовка сотрудников подразделений, занимающихся реализацией проектов, финансовых посредников, участвовавших в кредитных линиях МБРР, а также организаций, осуществлявших реструктуризацию и приватизацию предприятий. Недостаточно средств выделялось на расширенную подготовку, необходимую для управления финансовой системой в целом. Первоочередное внимание следовало уделять подготовке сотрудников банковского надзора, юристов и судей, бухгалтеров и аудиторов и других квалифицированных специалистов.
Развитию рынков капитала на ранних этапах перехода иногда придавалось чрезмерное значение как в самом МБРР, так и за его пределами, и это выводило скудные ресурсы, выделяемые на регулирование и надзор, из банковской системы. Ни один официальный фондовый рынок не мог выполнять роль, предписанную ему сторонниками массовой приватизации, без нормально функционирующей банковской системы, надлежащего бухгалтерского учета и аудита с соблюдением действующих требований по раскрытию информации, компетентного корпоративного управления и защиты миноритарных акционеров.