Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:52, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение финансового сектора в экономике, его проявление в странах с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, а также методы его регулирования. Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность, структуру и принципы организации финансового сектора;
- роль финансового сектора в рыночной экономике;
- выявить основные факторы, влияющие на развитие;
- рассмотреть деятельность финансового сектора на современном этапе;
- определить перспективы развития финансового сектора России;
- взаимосвязь финансового и реального секторов;
- выявить проблемы финансового сектора в отечественной экономике, методы их решения.
Введение………………………………………………………………………….......5
1. Финансовый сектор как элемент экономики: теоретические аспекты………...8
1.1 Понятие и структура финансового сектора……………………………............8
1.2 Роль финансового сектора в рыночной экономике…………..........................15
2. Формирование и особенности функционирования финансового сектора в трансформационной экономике России ………………………………………….18
2.1 Этапы становления, тенденции, специфика и макроэкономическая среда развития финансового сектора России…………………………............................18
2.2 Взаимосвязь финансового и реального секторов в российской экономике..23
2.3 Проблемы финансового сектора в отечественной экономике и методы их решения……………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
Приложения…………………………………………………………………….......34
Рыночные реформы в России не могли не затронуть финансовый сектор, который в СССР в современном смысле слова отсутствовал. Хотя закон о коммерческих банках был принят еще на излете советской эпохи, до самого распада СССР не возникло ни фондового рынка, ни рынка производных финансовых инструментов. Более того, попытка преодолеть разделенность безналичного и наличного денежного оборота на рубеже 1980-х и 1990-х гг. стала одним из мощных катализаторов инфляции и экономического кризиса в целом.
К моменту краха Советского Союза банковская система России находилась в катастрофическом состоянии. Объем кредитов банков реальному сектору составлял в 1992-1993 гг. не более 26% ВВП, а средняя процентная ставка достигала 200% годовых; к 1996 г. первый показатель достиг своего минимального значения на уровне 9,2% ВВП. Рынка государственных заимствований не существовало, а Центральный банк кредитовал правительство на нерыночных условиях, что только подстегивало инфляцию. С 1993 г. российские власти начали размещать первые рыночно котировавшиеся государственные облигации (ГКО), посредством которых осуществлялось покрытие бюджетного дефицита и рефинансирование заимствований. Объем рынка ГКО быстро рос, достигнув к 1 января 1998 г. 272,6 трлн руб. (около $48 млрд по тогдашнему курсу). При этом расходы бюджета нередко финансировались специальными ценными бумагами, позволявшими осуществлять налоговые зачеты (казначейские налоговые освобождения, КНО), и к середине 1996 г. до 45% поступлений в бюджет оставались фиктивными, представляя собой «зачитываемые» КНО, доходность по которым устанавливалась на фиксированном уровне в 40% годовых. Созданная государством система обусловила крайне спекулятивный характер развития банковского сектора вплоть до середины 1990-х гг., когда вложения в ГКО, иностранную валюту и краткосрочные операции доминировали над кредитованием реального сектора. Накануне дефолта 1998 г. прямые кредиты банков компаниям нефинансового сектора не превышали 11,7% ВВП. Как видно из приложения 1, показатель развития финансового сектора (отношение кредита частному сектору к ВВП) в странах Центральной Европы и Прибалтики оказывается существенно выше, чем в странах СНГ, а также в Румынии и Болгарии. При этом преимущество наблюдается как на первом этапе рыночных реформ (до 1996 года), так и в последние годы, по прошествии десяти лет с начала преобразований.
Как известно, доминирующими причинами финансовых и банковских кризисов являются плохие макроэкономические условия, иначе говоря "плохая" бизнес-среда. Чаще всего финансовый кризис начинает проверять устойчивость экономики именно с банковской системы, а другой стороны - устойчивость банковской системы в значительной степени основана на макроэкономической стабильности и экономическом росте. Среди главных причин возникновения кризисных ситуаций можно выделить целых ряд, как правило, типичных факторов и условий. Например, весьма характерна ситуация возникновения проблем с платежным балансом - замедлением темпов экономического роста, снижение объемов экспорта, рост импорта, стимулирующего возникновение пассивного сальдо. Одно из возможных последствий такого рода сценария – масштабные спекулятивные атаки, падение курса национальной валюты, рынка акций, возникновение проблем с обслуживанием внешнего, а также внутреннего долга. Именно это сценарий был характерен для кризиса 1998 г.
Выделим наиболее критичные факторы риска российской экономики и ее финансовой системы: нехватка ресурсов в банковской системе, высокая инфляция, рост долгового бремени госкомпаний и банков, перегрев экономики и развитие кредитного «бума», риски глобализации, перегрев рынка недвижимости, снижение цен на нефть, рост импорта и сокращение активного сальдо торгового баланса. Теоретическая и методологическая основа развития финансового сектора должна строиться на связи с макроэкономическими показателями страны(см.приложение 2 ).
2.2 Взаимосвязь финансового и реального
секторов в российской экономике
Распад
бывшего СССР привел к возникновению ряда
серьезных отрицательных факторов, повлиявших
на формирование финансов макро, мезо
и микроуровня. Это обусловило их отдельные
особенности и специфику влияния на развитие
реального сектора экономики. Во времена
централизованно регулируемой экономики
были определены четкие границы государственных,
отраслевых финансов и финансов отдельных
предприятий, закрепленные в соответствующих
законодательных актах, что позволяло
регулировать взаимоотношения между ними,
максимально предотвращать противоречия
в распределении созданного чистого дохода,
сочетать интересы государства, отраслевых
министерств и отдельных предприятий
по рациональному формированию и использованию
финансовых ресурсов.
Это не значит , что централизованная финансовая
система СССР не имела противоречий и
недостатков, но, поскольку главным при
организации достижения цели были общегосударственные
интересы, а коллективные интересы имели
подчиненный статус, в целом принципы
распределения чистого дохода не могли
провоцировать серьезных конфликтов между
государством, министерством и предприятием,
поскольку, независимо от величины изъятого
у предприятия дохода, оно в целом получало
столько ресурсов, сколько было необходимо
для обеспечения выполнения производственного
плана. Для этого использовались как собственные
денежные средства, так и средства бюджета
и банковского кредита, который в ряде
случаев становился, по сути, собственным
ресурсом предприятия, так как был беспроцентным
и через определенное время или списывался,
или присоединялся к их уставному фонду.
В конечном счете, это создало существенные
проблемы для Государственного банка
СССР, но практически решало проблему
оборотных средств большинства предприятий.
В совместной стратегии Правительства РФ и Банка России к одной из основных задач реформирования финансового сектора отнесена необходимость усиления взаимодействия банков с реальной экономикой. При этом к факторам, препятствующим развитию финансовой деятельности отнесены следующие: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недокапитализация, недостаточная достоверность отчетности многих отечественных предприятий и слабая транспарентность большинства из них, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов и другие. Эти же факторы можно назвать в числе факторов, сдерживающих взаимодействие банковского сектора с предприятиями реального сектора экономики. Взаимоотношения между банками и реальным сектором экономики выражаются через экономические отношения, в которые вступают все сектора экономики (на макроуровне) и отдельные экономические субъекты (на микроуровне). В современных условиях основные функциональные направления взаимодействия банков и реального сектора экономики таковы:
- обслуживание расчетов
между предприятиями как в
денежной форме, так и с
-обслуживание расчетов
предприятий с населением
- обслуживание долговых обязательств предприятий;
- квалифицированное обеспечение интересов предприятий на финансовых рынках;
- участие банков в управлении предприятиями через механизм владения акциями последних и процедуру банкротства, а также участие предприятий в управлении банками;
- оказание взаимных консультационных услуг;
- оказание банками депозитарных услуг по хранению ценностей и ценных бумаг предприятий;
- взаимодействие в рамках процессов
финансового инвестирования и кредитования.
Для анализа основного
канала влияния банковского сектора на
экономику кредитования реального производства
оценивается характер движения финансовых
ресурсов через банковский сектор, финансовое
положение всех секторов экономики (в
том числе и банковского), ситуация на
финансовых рынках и другие факторы влияния.
Финансовый сектор в Российской Федерации функционирует на принципах рынка. Как свидетельствуют результаты Программы оценки финансового сектора, проведенной миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2002 2003 гг. (FSAP), целый ряд компонентов законодательного и нормативного регулирования банковской деятельности соответствует или максимально приближен к международно-признанным подходам. В период после финансово-экономического кризиса 1998 г. банковский сектор развивается на фоне в целом позитивной макроэкономической ситуации в стране, обусловленной, в том числе, благоприятными условиями внешней торговли. Растут производство товаров и услуг, реальные доходы населения, повышается инвестиционная активность, стабильна ситуация на финансовых рынках. Объединение финансового и реального секторов позволяет снизить производственные и трансакционные издержки, повысить инвестиционную привлекательность бизнеса и его устойчивость в условиях колебания экономической конъюнктуры.Многие инструменты диверсификации в финансовой сфере направлены на минимизацию рисков взаимодействия с реальной экономикой.
Диверсификация кредитного портфеля и ограничение размеров кредита, выданного одному заемщику, позволяет снизить кредитный риск, который является важнейшим риском взаимодействия с реальным сектором. Одним из новых инструментов управления рисками являются кредитные деривативы. В частности такие банковские операции как банковские гарантии, авали, банковские акцепты, учет векселей, факторинг, инкассация связаны с управлением и финансированием рисков субъектов реального сектора.
Влияние государства на взаимодействие финансового и реального секторов осуществляется через непосредственное участие в крупных специализированных банках, интегрированных бизнес-группах или посредством формирования и регулирования правил взаимодействия, используя законодательные, административные рычаги. На современном этапе развития, государство снижает свое непосредственное участие в крупных банках, что должно способствовать их более эффективному и динамичному развитию, росту капитализации. С другой стороны, государство усиливает свое участие в финансовой сфере через создание специализированных корпораций, инвестиционных фондов, что позволит ему более эффективно взаимодействовать с реальной экономикой.
Таким образом, взаимодействие реального и финансового секторов является динамичным процессом и изменяется с эволюцией экономической системы. Рост эффективности данного взаимодействия ведет к повышению конкурентоспособности всей экономики. Развитие и усложнение экономической системы потребует дальнейшего исследования взаимосвязи реальной и финансовой сфер в современной экономике России.
2.3 Проблемы финансового сектора в отечественной экономике и методы их решения
Нестабильная ситуация в
российской экономике, сложившаяся
в силу многих обстоятельств, таких
как внешнеэкономическая
Несмотря на то что. страны, в которых переход к режиму таргетирования инфляции представляется нецелесообразным, в целом данный режим является весьма гибким инструментом денежно-кредитной политики, который может быть адаптирован для применения в конкретных странах. Как правило, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с такими проблемами в экономике, которые отличаются от проблем, возникающих в развитых странах.
-некачественный финансовый
менеджмент в общественном
- слабый финансовый сектор и неразвитость
институтов на финансовом рынке;
-низкое доверие экономических
агентов к органам
-значительную долларизацию экономики;
-высокую чувствительность
экономики к динамике
А также безнадежные
кредиты, ограниченность финансовых резервов,
вялость процесса капитализации и чрезмерную
монополизацию финансового сектора. Это
связано с тем, что акционерами кредитных
учреждений являются государственные
предприятия, которые одновременно выступают
в качестве крупных заемщиков. Самой сложной
стала проблема преобразования кредитно-финансовых
учреждений из пассивных посредников
планируемого из центра распределения
кредитов в предприятия особого рода,
способные выполнять важнейшую функцию
использования ресурсов на основе рыночных
принципов в условиях свободной конкуренции.
Кредитно-финансовая система требует
коренной структурной перестройки, которая
позволит поднять ее до уровня рыночной
экономики и подготовить к приватизации.
Банковской системе не хватает капитала, что подрывает потенциал дальнейшего развития. В числе причин - нехватка сбережений, низкая норма сбережений, высокий уровень бедности, высокая норма потребления, низкая степень доверия к банкам.Борьба с инфляцией должна лежать не в сфере монетарных ограничений, а в сфере развития финансовой системы и стимуляции развития российской промышленности и сельского хозяйства. Нашу экономику отличает крайне низкий уровень монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) - около 35 %, тогда как в развитых странах он составляет до 100%, а в Китае - 165%. России давно пора перейти от модели финансовой системы, направленной на стерилизацию денежной массы, характерной для сырьевой экономики, к суверенной, самостоятельной модели, направленной на стимуляцию совокупного спроса и агрессивного развития экономики, характерной для стран, ставших лидерами мирового развития.
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
-нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
-снижение дотации на
выравнивание бюджетной
-высокая степень концентрации
финансовых ресурсов в
-действующая практика
формирования территориальных
-тенденция переведения
расходов вниз без
-недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги). Эти проблемы решаются путем: