Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования нац
Введение……………………………………………………….………….....3
Глава 1. Понятие, цели и инструменты
фискальной политики……………………………………….……………...6
Глава 2. Особенности реализации фискальной
политики в Республике Беларусь
на различных этапах трансформации…………………………………….20
Глава 3. Проблемы совершенствования фискальной
политики в национальной экономике
Республики Беларусь……………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………44
Список использованных источников……………
Доходы бюджета
1. налоговые доходы;
2. взносы на государственное социальное страхование;
3. неналоговые доходы;
4. безвозмездные поступления.
Основной частью бюджетных доходов являются налоги.
Налоговая политика - это
одна из важнейших инструментов макроэкономического
регулирования. Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений
в обществе с момента возникновения
государства. Сама по себе налоговая
система представляет собой механизм
перераспределения доходов
В налоговом кодексе Республики
Беларусь приводится следующее понятие
налога: налогом признается обязательный
индивидуально безвозмездный
Экономическое значение налогов,
воздействие налогов на хозяйственную
систему определяются их функциями.
В экономической теории выделяют
следующие функции налогов: фискальная,
которая выражается в накоплении
в государственном бюджете
Налоги могут быть подразделены на три большие категории: налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность, включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.
Выделение тех или иных
видов налогов и дальнейший анализ
структуры налоговой системы
позволяют судить о состоянии
экономических отношений в
В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Местными признаются налоги
и сборы, устанавливаемые нормативными
правовыми актами (решениями) местных
Советов депутатов в
Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.
Рассмотрим, каким образом при помощи изменения налогов можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако на меньшую величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование; производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели часть прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а, следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).
Осуществление дополнительных
капиталовложений означает покупку
предпринимателями капитальных
благ (включая сырье и
Аналогичное влияние на состояние
потребительского и инвестиционного
спроса могут оказывать
Увеличение расходной
части бюджета может
Таким образом, в зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую (рис.1) и сдерживающую.
ВВП
(У)
Стимулирующая фискальная политика
время (t)
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая - к бюджетному излишку, или профициту.
Сдерживающая бюджетно-
ВВП
(У) Сдерживающие
фискальные рычаги
Фискальная политика может преследовать тактические и стратегические цели. Также целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивая уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.
Стратегические цели фискальной
политики преследуются на длительном
интервале времени: обеспечение
стабильного роста, развитие научно-технического
прогресса, стимулирование структурной
перестройки, расширение экспорта, претворение
в жизнь социально
Тактические цели, как правило,
подчинены решению
Наиболее значительными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные закупки.
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
Назначение налогов
Функции налогов находятся
в диалектической зависимости друг
от друга. Так, поступление большего
количества налоговых сборов в бюджет
(фискальная функция) способствует стимулированию
ускорения строительства
Одной из любопытных подробностей происхождения самих понятий «финансы» и «налоги» является тот факт, что в раннем средневековье данные термины уравнивались в своем функциональном значении. Так, в XI - XIII вв. слова finatio и financia начали впервые употребляться в итальянских городах. Они подразумевали факт обязательной уплаты денег и срок уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам. В Германии целых 400 лет с момента появления термина «финансы», в XIV - XVII вв., в слово «финансы» вкладывалось негативное значение - вымогательства и лихоимства. А в прогрессивной Франции уже в XVI в. финансы употреблялись в том же значении, как и в настоящее время, подразумевая совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп.
Вторая половина прогрессивного XIX в. в Западной Европе была ознаменована бурным ростом промышленности и быстрым увеличением населения. Многие европейские страны увеличили ассигнования в пользу здравоохранения, просвещения и правосудия. Так, например, к середине XIX века общий расход европейских государств на военные нужды был на 12% меньше, чем на народное просвещение. Изменилась и система государственного налогообложения. Господствующим стал принцип равенства всех граждан перед налоговыми законами, в результате чего потребовалось уравнять налоговое бремя между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени бедноты были отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми значительными следствиями принципа «всеобщего равноправия» стали прогрессивная шкала налогообложения и освобождение от налога доходов в сумме прожиточного минимума.
Прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход. Сейчас все страны мира используют преимущественно прогрессивную шкалу налогообложения.
Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога. Здесь срабатывает эффект мультипликатора.