Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования нац

Содержание

Введение……………………………………………………….………….....3
Глава 1. Понятие, цели и инструменты
фискальной политики……………………………………….……………...6
Глава 2. Особенности реализации фискальной
политики в Республике Беларусь
на различных этапах трансформации…………………………………….20
Глава 3. Проблемы совершенствования фискальной
политики в национальной экономике
Республики Беларусь……………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………44
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

Курсач МакроэкономикаMicrosoft Office Word.docx

— 85.10 Кб (Скачать документ)

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1. налоговые доходы;

2. взносы на государственное  социальное страхование;

3. неналоговые доходы;

4. безвозмездные поступления.

Основной частью бюджетных  доходов являются налоги.

Налоговая политика - это  одна из важнейших инструментов макроэкономического  регулирования. Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Сама по себе налоговая  система представляет собой механизм перераспределения доходов субъектов  хозяйствования и граждан и централизации  в рамках бюджета средств, расходуемых  на обеспечение безопасности стран  и ее граждан, реализации политических, социальных и других государственных  функций.

В налоговом кодексе Республики Беларусь приводится следующее понятие  налога: налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский  и (или) местные бюджеты.

Экономическое значение налогов, воздействие налогов на хозяйственную  систему определяются их функциями. В экономической теории выделяют следующие функции налогов: фискальная, которая выражается в накоплении в государственном бюджете средств, необходимых для производства социальных благ; перераспределения богатства  и доходов; стимулирующая; контрольная.

Налоги могут быть подразделены на три большие категории: налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность, включая самые  разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли  под постройки, а также на наследство.

Выделение тех или иных видов налогов и дальнейший анализ структуры налоговой системы  позволяют судить о состоянии  экономических отношений в стране, о характере и направленности государственного воздействия на экономику. Наибольшее распространение получило деление налогов на прямые, которые  взимаются непосредственно с  доходов и имущества плательщиков, и косвенные, которые устанавливаются  в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления  товаров и услуг. Главный недостаток последних в том, что они ложатся  в конечном итоге на покупателей  без учета уровня их платежеспособности. К тому же их уплата сокращает оборотные  средства субъектов хозяйствования.

В Республике Беларусь устанавливаются  республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных  Советов депутатов в соответствии с Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики.

Рассмотрим, каким образом  при помощи изменения налогов  можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного  подоходного налога увеличиваются  находящиеся в распоряжении населения  доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако на меньшую величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование; производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели часть прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а, следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).

Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку  предпринимателями капитальных  благ (включая сырье и полуфабрикаты), наем большего числа рабочих. В результате происходит вторичное прирастание спроса на предметы потребления и средства производства, стимулирующее рост экономики.

Аналогичное влияние на состояние  потребительского и инвестиционного  спроса могут оказывать государственные  расходы.

Увеличение расходной  части бюджета может происходить  через рост закупок товаров и  услуг государственными учреждениями, выплату жалованья государственным  служащим, осуществление трансфертных платежей. Несмотря на определенные различия между этими видами бюджетных  расходов, все они до определенного  предела ведут к расширению как  инвестиционного, так и потребительского компонентов спроса.

Таким образом, в зависимости  от воздействия на совокупный спрос  в экономике, фискальную политику можно  подразделить на стимулирующую (рис.1) и сдерживающую.

 

 

 

 

ВВП


(У)

 

 

 

 


Стимулирующая фискальная политика

 


время (t)

                                           Рисунок 1

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) в краткосрочной  перспективе имеет своей целью  преодоление циклического спада  экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению  дефицита бюджета, а сдерживающая - к бюджетному излишку, или профициту.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) (рис.2) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру, рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.

 

        ВВП


               (У) Сдерживающие

                           фискальные рычаги


 

 

 

 

                     


                                                                    время (t)

     

                                             Рисунок 2

 

  1. Цели фискальной политики.

Фискальная политика может  преследовать тактические и стратегические цели. Также целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивая уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.

Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени: обеспечение  стабильного роста, развитие научно-технического прогресса, стимулирование структурной  перестройки, расширение экспорта, претворение  в жизнь социально ориентированной  модели экономической системы и  др.

Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие  фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивая доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

 

  1. Инструменты фискальной политики.

Наиболее значительными  инструментами фискальной политики являются налоги и государственные закупки.

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Назначение налогов проявляется  в их функциях - фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.

Функции налогов находятся  в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных  исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений  в госбюджет (фискальная функция).

Одной из любопытных подробностей происхождения самих понятий  «финансы» и «налоги» является тот  факт, что в раннем средневековье  данные термины уравнивались в своем  функциональном значении. Так, в XI - XIII вв. слова finatio и financia начали впервые употребляться в итальянских городах. Они подразумевали факт обязательной уплаты денег и срок уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам. В Германии целых 400 лет с момента появления термина «финансы», в XIV - XVII вв., в слово «финансы» вкладывалось негативное значение - вымогательства и лихоимства. А в прогрессивной Франции уже в XVI в. финансы употреблялись в том же значении, как и в настоящее время, подразумевая совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп.

Вторая половина прогрессивного XIX в. в Западной Европе была ознаменована бурным ростом промышленности и быстрым увеличением населения. Многие европейские страны увеличили ассигнования в пользу здравоохранения, просвещения и правосудия. Так, например, к середине XIX века общий расход европейских государств на военные нужды был на 12% меньше, чем на народное просвещение. Изменилась и система государственного налогообложения. Господствующим стал принцип  равенства всех граждан перед налоговыми законами, в результате чего потребовалось уравнять налоговое бремя между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени бедноты были отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми значительными следствиями принципа «всеобщего равноправия» стали прогрессивная шкала налогообложения и освобождение от налога  доходов в сумме прожиточного минимума.

Прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход. Сейчас все страны мира используют преимущественно прогрессивную шкалу налогообложения. 

Согласно кейнсианскому  подходу, применение налогов как  важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую  и инвестиционную активность, так  как снижение налогов оставляет  в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога. Здесь срабатывает эффект мультипликатора.

Информация о работе Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь