Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования нац
Введение……………………………………………………….………….....3
Глава 1. Понятие, цели и инструменты
фискальной политики……………………………………….……………...6
Глава 2. Особенности реализации фискальной
политики в Республике Беларусь
на различных этапах трансформации…………………………………….20
Глава 3. Проблемы совершенствования фискальной
политики в национальной экономике
Республики Беларусь……………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………44
Список использованных источников……………
Необходимо продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, оперативный выбор источников финансирования дефицита, уточнение процедур использования дополнительных бюджетных доходов.
Совершенствование процедур
бюджетного учета и контроля включает
меры по развитию методологической работы
и внедрению на практике всех принципов
бюджетной классификации в
В максимально короткие сроки должно быть завершено формирование казначейской системы исполнения бюджета на республиканском и местном уровнях.
В целях повышения прозрачности
бюджетов и бюджетных процедур следует
ввести требование обязательной публикации
бюджетной отчетности по всем разделам
бюджетной классификации и на
всех уровнях бюджетной системы,
обеспечив для этого
При разработке стратегии и практических действий по снижению долговой нагрузки на экономику следует исходить не только из структуры погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних финансовых рынков.
Реформирование бюджетной
и налоговых систем является обязательным
условием и основной для проведения
эффективной бюджетно-
Беларусь, как и большинство стран постсоветского пространства, выбрала путь постепенных реформ. Первоначальная либерализация цен (1992 – 1993гг) в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен. Темп роста ИПЦ за 2011 составил 136,2 %. В январе-апреле 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 145,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-апрелем 2011 г. в сопоставимых ценах на 2,9%.
Удельный вес в ВВП
валовой добавленной стоимости
промышленности составил 37,5%, торговли;
ремонта автомобилей, бытовых изделий
и предметов личного
Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов населения. В 1997 - 1998 годах заработная плата равнялась 40 USD, а в 1999г. количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, составляло уже 50%.
30% белорусов сейчас живет
ниже черты бедности. Семьи с
двумя детьми и более
Беларусь стала аутсайдером в проведении рыночных реформ, имея наихудшие показатели рыночной трансформации и 148 место в рейтинге экономической свободы. Объем привлеченных ПИИ составляет 123 USD на человека, из которых значительную часть составляет белорусско-российское строительство газопровода.
Таким образом, декларируемый рост валовых показателей пока не оправдал надежд белорусского народа. Репрессивная макроэкономическая политика и непрозрачная правовая среда способствуют бегству капитала из страны, массовому уходу бизнеса «в тень», отсутствию частных инвестиций и сбережений.
Поэтому, провозглашая курс
на привлечение иностранных
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.
Казначейская система
позволила упорядочить
Заключение
В суверенной Республике Беларусь
становление бюджетных
На современном этапе,
как и на более ранних, бюджет
играет значительную роль в регулировании
социально-экономических
В последние годы, несмотря
на относительно высокие темпы экономического
роста, происходит ухудшение отдельных
качественных параметров реального
сектора экономики. Это касается,
прежде всего, финансовых показателей
- прибыли и рентабельности, количества
убыточных предприятий и
Посредством структурных реформ налоговой и бюджетной систем в Республике Беларусь реализуются следующие основные задачи:
Список использованных источников
1. Аначин, О. Основные задачи бюджетно-налоговой политики выполнены. Стратегические цели определены / О. Аначин. // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. - №2.
2. Астанов, К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политики / К.Л. Астапов. // Финансы. – 2002. - №10.
3. Балацкий, Е. О природе несостоятельности российской фискальной политики / Е. Балацкий. // Общество и экономика. – 2004. - №11-12.
4. Бушман, Ю. Взаимодействие денежно-кредитной и фискальной политики / Ю.Бушман. // Банковский вестник. – 2004. - №1.
5. Еланчук, О. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства / О. Еланчук. // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №2.
6. Игнацкая, М. Финансы, кредит и денежное обращение в развитых странах / М. Игнацкая. // Экономист. – 2000. - №5.
7. Макроэкономика / Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462с.
8. Корбут, Н.П. Бюджетно-налоговая политика предстоящего года: поиск оптимальных решений / Н.П. Корбут. // Финансы. Учет. Аудит. – 2006. - №6.
9. Киреева, Е. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе / Е. Киреева. // Директор. – 2005. - №3.
10. Киреева, Е.Ф. Налоговая
политика в условиях
11. Курлыпо, А. Плюс защита населения / А. Курлыпо. // Белорусская думка. – 2005. - №4.
12. Матяс, А. Отдельные проблемы формирования и использования бюджета Республики Беларусь / А. Матяс. // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. - №39.
13. Мисюров, С. Бюджетно-налоговая политика на 2003 год / С. Мисюров. // Налоговый вестник. – 2002. - №24.
14. Сергиенко, Я. Финансы и реальный сектор в условиях переходной экономики / Я. Сергиенко. // Экономист. – 2002. - №2.
15. Тилин, А. Состоялось плановое заседание коллегии, на котором был рассмотрен вопрос «О проекте Основных направлений бюджетно-налоговой политики на 2004год» / А. Тилин. // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. - №4.
16. Титов, Е.О. Особенности
политики налогового
17. Чепикова, Е.М. Современные направления исследований фискальной политики / Е.М. Чепикова. // Вестник БДЭУ. – 2006. - №1
18. Хотько, А. В. Анализ бюджетно-финансовой политики государства./ А. Хотько // ЭКОНОМИКА. ФИНАНСЫ. УПРАВЛЕНИЕ.- №9.- сентябрь.- 2007
19. Шебеко, К. Институциональная структура, фискальная политика и инвестиционные решения / К.Шебеко. // Финансы. Учет. Аудит. – 2006. - №5.
20. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьв, Л.Н. Новикова [и др.]; Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.
21. Национальная экономика Беларуси: Учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под. ред. В.Н. Шимова - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009 - 751 с.
22. Национальная экономическая газета № 61 от 20.08.2002г
23. Об итогах исполнения бюджета за 2008 год и задачах на 2009 год (доклад министра финансов Республики Беларусь А.М. Харковца) // Финансы, учет, аудит. - 2009 - №2 - С. 3-17
24. Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2009 год: Указ президента Республики Беларусь от 28 мая 2009 г. №264 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь - 2009 г. - № 1/10732
25. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450 -3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь - 2008 г. - №2/1546
26. Официальный сайт Министерства
Финансов Республики Беларусь [Электронный
ресурс]: Сведения об исполнении республиканского
бюджета за январь-сентябрь 2009 г. - http://minfin.gov.by/rmenu/
27. Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие / Д.А. Неверов. - Минск:БГЭУ, 2009. - 179 с.
28. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Официальная статистика - http://belstat.gov.by/