Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования нац

Содержание

Введение……………………………………………………….………….....3
Глава 1. Понятие, цели и инструменты
фискальной политики……………………………………….……………...6
Глава 2. Особенности реализации фискальной
политики в Республике Беларусь
на различных этапах трансформации…………………………………….20
Глава 3. Проблемы совершенствования фискальной
политики в национальной экономике
Республики Беларусь……………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………44
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

Курсач МакроэкономикаMicrosoft Office Word.docx

— 85.10 Кб (Скачать документ)

Необходимо продолжать совершенствование  внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая  установление ежемесячных лимитов  расходов, оперативный выбор источников финансирования дефицита, уточнение  процедур использования дополнительных бюджетных доходов.

Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов  бюджетной классификации в полном объеме на всех уровнях бюджетной системы. Необходимо также исключить пересечение контрольных функций в системе контрольно-ревизионных органов.

В максимально короткие сроки  должно быть завершено формирование казначейской системы исполнения бюджета  на республиканском и местном  уровнях.

В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур следует  ввести требование обязательной публикации бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого методологическую базу. Процедуры государственных  закупок товаров и услуг также  должны стать максимально открытыми. Как можно в более сжатые сроки  должна быть завершена консолидация в бюджетах  всех уровней расходов внебюджетных и целевых бюджетных  фондов. В частности, необходимо поэтапно упразднить внебюджетные инновационные  фонды, а также местные и республиканские  целевые бюджетные фонды, построенные  на отчислениях с выручки от реализации товаров и услуг, с переводом  соответствующих расходов в консолидированный  бюджет на общей основе с полным казначейским контролем.

При разработке стратегии  и практических действий по снижению долговой нагрузки на экономику следует  исходить не только из структуры погашения  и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых макроэкономических тенденций, а также из необходимости  развития внутренних финансовых рынков.

Реформирование бюджетной  и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой  политики, которая, тем не менее, имеет  свою логику, принципы и методы разработки.

Беларусь, как и большинство  стран постсоветского пространства, выбрала путь постепенных реформ. Первоначальная либерализация цен (1992 – 1993гг) в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен. Темп роста ИПЦ за 2011 составил 136,2 %. В январе-апреле 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 145,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-апрелем 2011 г. в сопоставимых ценах на 2,9%.

Удельный вес в ВВП  валовой добавленной стоимости  промышленности составил 37,5%, торговли; ремонта автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования  – 12,3%, транспорта и связи – 8,3%, строительства  – 5,4% сельского хозяйства, охоты  и лесного хозяйства  – 3,8%.

Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов  населения. В 1997 - 1998 годах заработная плата равнялась 40 USD, а в 1999г. количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, составляло уже 50%.

30% белорусов сейчас живет  ниже черты бедности. Семьи с  двумя детьми и более автоматически  попадают в категорию нуждающихся.

Беларусь стала аутсайдером  в проведении рыночных  реформ, имея наихудшие показатели рыночной трансформации  и 148 место в рейтинге экономической  свободы. Объем привлеченных ПИИ составляет 123 USD на человека, из которых значительную часть составляет белорусско-российское строительство газопровода.

Таким образом, декларируемый  рост валовых показателей пока не оправдал надежд белорусского народа. Репрессивная макроэкономическая политика и непрозрачная правовая среда способствуют бегству капитала из страны, массовому  уходу бизнеса «в тень», отсутствию частных инвестиций и сбережений.

Поэтому, провозглашая курс на привлечение иностранных инвестиций, Беларуси следует инициировать и  масштабные экономические реформы. Как показывает опыт наших соседей, это приводит к росту качественных и количественных показателей экономического развития и благосостоянию их граждан. Таким образом, по мнению международных экспертов, отказываясь от реформ, Беларусь увеличивает издержки упущенных возможностей, теряя драгоценное время.

За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным  требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных  механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания  построенной на рыночных принципах  налоговой системы и бюджетных  расходов, обеспечивающих главным образом  функционирование государственной  системы социальной защиты, бюджетных  организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система  государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация  доходов и расходов бюджета (включая  экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

Казначейская система  позволила упорядочить расходование средств в соответствии с ежегодно принимаемыми законами  за счет установления внутригодовых постатейных лимитов расходов, а также регистрации контрактов на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями. Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно-ревизионными органами Министерства финансов остается недостаточным. Для проведения серьезной реформы бюджетного законодательства потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики. В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур следует ввести требование обязательной публикации бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы.

Заключение

В суверенной Республике Беларусь становление бюджетных отношений  проходило в достаточно сложных  условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый послереформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.

На современном этапе, как и на более ранних, бюджет играет значительную роль в регулировании  социально-экономических процессов. Последние несколько лет он исполняется со значительным профицитом, что в полной мере позволяло выполнять различные государственные программы, оказывать значительную поддержку в производственной и социальной сфере, оптимизировать структуру доходной и расходной частей. Однако такое превышение доходов над расходами во многом достигалось довольно значительным налоговым бременем, что определенно служило сдерживающим фактором для развития национальной экономики. Исполнение бюджета в 2009 году с профицитом было достигнуто во многом за счет сокращения государственных расходов, что не могло не отразиться на доходах как предприятий, так и населения.

В последние годы, несмотря на относительно высокие темпы экономического роста, происходит ухудшение отдельных  качественных параметров реального  сектора экономики. Это касается, прежде всего, финансовых показателей - прибыли и рентабельности, количества убыточных предприятий и организаций, показателей платежеспособности, ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, особенно высоколиквидными, качественного состояния производственного  потенциала. Так, физический износ активной части основных фондов по народному хозяйству превышает 75%, а в промышленности - основной экспортной отрасли - он более 80%. В этих условиях конкурентоспособность белорусской экономики и экономический рост в Беларуси обеспечивается за счет значительного занижения рыночного обменного курса белорусского рубля по сравнению с паритетным (почти в 6 раз), т.е. за счет демпингового экспорта и проедания основных и оборотных средств, других видов ресурсов. Все это свидетельствует о неустойчивости экономического развития национальной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В результате белорусская экономика уже не в состоянии выдержать существующую фискальную нагрузку. Уровень ее конкурентоспособности по сравнению с российской будет неизбежно снижаться. Более того, если перейти на принятые мировой практике нормы бухгалтерского учета (в РФ в этом плане уже сделаны серьезные подвижки), то рентабельность в РБ окажется как минимум в 2 раза ниже. Таким образом, устойчивость наполнения доходной части госбюджета во многом будет зависеть от снижения общего уровня налоговой нагрузки, что в свою очередь потребует пересмотра расходной части бюджета.

Посредством структурных  реформ налоговой и бюджетной  систем  в Республике Беларусь реализуются  следующие основные задачи:

  1. финансовое обеспечение выполнения государством своих функций и обязательств;
  2. поддержание финансовой стабильности в стране;
  3. снижение негативных последствий налогов, неэффективных государственных расходов и долговых обязательств для поступательного социально-экономического развития;
  4. обеспечение финансовой целостности государства.

 

 

 

Список использованных источников

1. Аначин, О. Основные задачи бюджетно-налоговой политики выполнены. Стратегические цели определены / О. Аначин. // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. - №2.

2. Астанов, К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политики / К.Л. Астапов. // Финансы. – 2002. - №10.

3. Балацкий, Е. О природе несостоятельности российской фискальной политики / Е. Балацкий. // Общество и экономика. – 2004. - №11-12.

4. Бушман, Ю. Взаимодействие денежно-кредитной и фискальной политики / Ю.Бушман. // Банковский вестник. – 2004. - №1.

5. Еланчук, О. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства / О. Еланчук. // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №2.

6. Игнацкая, М. Финансы, кредит и денежное обращение в развитых странах / М. Игнацкая. // Экономист. – 2000. - №5.

7. Макроэкономика / Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462с.

8. Корбут, Н.П. Бюджетно-налоговая политика предстоящего года: поиск оптимальных решений / Н.П. Корбут. // Финансы. Учет. Аудит. – 2006. - №6.

9. Киреева, Е. Налоговая  система Республики Беларусь  на современном этапе / Е. Киреева. // Директор. – 2005. - №3.

10. Киреева, Е.Ф. Налоговая  политика в условиях реформирования  национальной экономики / Е.Ф.  Киреева. // БЭЖ. – 2006. - №1.

11. Курлыпо, А. Плюс защита населения / А. Курлыпо. // Белорусская думка. – 2005. - №4.

12. Матяс, А. Отдельные проблемы формирования и использования бюджета Республики Беларусь / А. Матяс. // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. - №39.

13. Мисюров, С. Бюджетно-налоговая политика на 2003 год / С. Мисюров. // Налоговый вестник. – 2002. - №24.

14. Сергиенко, Я. Финансы  и реальный сектор в условиях  переходной экономики / Я. Сергиенко. // Экономист. – 2002. - №2.

15. Тилин, А. Состоялось плановое заседание коллегии, на котором был рассмотрен вопрос «О проекте Основных направлений бюджетно-налоговой политики на 2004год» / А. Тилин. // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. - №4.

16. Титов, Е.О. Особенности  политики налогового регулирования  в отдельных странах / Е.О. Титов. // Вестник БДЭУ. – 1999. - №4.

17. Чепикова, Е.М. Современные направления исследований фискальной политики / Е.М. Чепикова. // Вестник БДЭУ. – 2006. - №1

18. Хотько, А. В. Анализ бюджетно-финансовой политики государства./ А. Хотько // ЭКОНОМИКА. ФИНАНСЫ. УПРАВЛЕНИЕ.- №9.- сентябрь.- 2007

19. Шебеко, К. Институциональная структура, фискальная политика и инвестиционные решения / К.Шебеко. // Финансы. Учет. Аудит. – 2006. - №5.

20. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьв, Л.Н. Новикова [и др.]; Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.

 

21. Национальная экономика Беларуси: Учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под. ред. В.Н. Шимова - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009 - 751 с.

 

22. Национальная экономическая газета № 61 от 20.08.2002г

 

23. Об итогах исполнения бюджета за 2008 год и задачах на 2009 год (доклад министра финансов Республики Беларусь А.М. Харковца) // Финансы, учет, аудит. - 2009 - №2 - С. 3-17

 

24. Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2009 год: Указ президента Республики Беларусь от 28 мая 2009 г. №264 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь - 2009 г. - № 1/10732

 

25. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450 -3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь - 2008 г. - №2/1546

 

26. Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Сведения об исполнении республиканского бюджета за январь-сентябрь 2009 г. - http://minfin.gov.by/rmenu/execution/month-info/yansent09/ - 25.02.2010

 

27. Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие / Д.А. Неверов. - Минск:БГЭУ, 2009. - 179 с.

 

28. Национальный статистический комитет Республики Беларусь      [Электронный ресурс]: Официальная статистика - http://belstat.gov.by/

29. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Макроэкономика -  http://www.economy.gov.by/

 

 


Информация о работе Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь