Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования нац
Введение……………………………………………………….………….....3
Глава 1. Понятие, цели и инструменты
фискальной политики……………………………………….……………...6
Глава 2. Особенности реализации фискальной
политики в Республике Беларусь
на различных этапах трансформации…………………………………….20
Глава 3. Проблемы совершенствования фискальной
политики в национальной экономике
Республики Беларусь……………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………44
Список использованных источников……………
За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:
Эти мероприятия позволили
реально сократить общую
В то же время тревожит рост
целевых бюджетных и
Создание налоговой системы,
адекватной потребностям социально
ориентированной экономики, должно
предусматривать комплексность
и целенаправленность в формировании,
как системы налоговых
Требование комплексности состоит в том, что налоги и целевые платежи и отчисления должны быть связаны между собой, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом.
Одним из наиболее существенных
недостатков действующей
Выбор приоритетов налогообложения в инновационной сфере должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозируемых ресурсных, спросовых, инфраструктурных и других ограничений развития промышленного производства в целях обеспечения устойчивых конкурентоспособных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. В то же время недостаточная разработка механизмов налогообложения инновационной деятельности Республики Беларусь в условиях реализации стратегии устойчивого экономического развития, оценки экономических последствий применяемых мер налогового регулирования затрудняет определение и осуществление общей стратегии налогообложения в стране. Основная задача налогообложения в сфере инновационной деятельности - обеспечение инновационной активности и создание избирательной системы льгот. Предоставление различных преференций субъектам инновационной деятельности предполагает дифференциацию и должно быть обусловлено расширением объемов производства конкурентоспособной продукции. Инновационные льготы должны быть гибкими, для чего необходимо осуществлять постоянный мониторинг используемых рычагов применительно к различным субъектам хозяйствования и направлениям деятельности.
От бюджетной политики
государства, являющейся ключевым звеном
политики экономической, во многом зависят
и уровень социальной защиты граждан,
и инвестиционные возможности страны,
и степень финансовой активности
на международной арене, и даже возможности
предпринимательской
Самая большая трудность - совместить эти противоречивые, но взаимосвязанные функции при наличии и давлении особых интересов различных социальных групп. Любое правительство постоянно стоит перед выбором, чему отдать предпочтение: экономическому росту и эффективности или равенству и справедливости, накоплению или потреблению, непосредственному участию в производственном процессе или косвенному воздействию на рыночные стимулы. От этого зависит характер бюджетной политики - и налоговой, и расходной.
Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу те общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частная инициатива не работает либо работает плохо, а также, если требуется защита отдельных слоев общества или всего населения. Одновременно через налоги, займы, расходы оказывается воздействие на экономику в целом.
Отбирая часть национального дохода одной рукой и возвращая другой, государство может менять соотношение между накопляемой и потребляемой компонентой национального дохода, стимулируя расширение потребительского спроса либо, напротив, поощряя сбережения, меняя их структуру. Подобные инструменты широко используются для проведения социальной, антициклической, антиинфляционной политики, усиления или сдерживания темпов экономического роста.
Отличительная особенность формирования бюджета в нашей стране в последние годы - его социальная направленность.
Беларусь занимает одно из ведущих мест в СНГ после России и Казахстана по уровню среднемесячной заработной платы (табл.1).
Страны мира |
Среднемесячная зарплата, долл. США |
Российская Федерация |
760 |
Казахстан |
600 |
Азербайджан |
450 |
Беларусь |
410 |
Украина |
350 |
Армения |
330 |
Молдова |
300 |
Киргизстан |
220 |
Таджикистан |
100 |
Германия |
3900 |
Швеция |
3400 |
Италия |
3000 |
Испания |
2800 |
Греция |
2600 |
Польша |
1700 |
Румыния |
1100 |
Болгария |
900 |
США |
4100 |
Япония |
3600 |
Ключевую роль в создании
материального базиса для престарелых
и нетрудоспособных граждан (таких
в настоящее время
Одним из инструментов государственной поддержки малообеспеченных слоев населения служит адресная социальная помощь. В 2004 году ее получили 23 тыс. человек. Приоритет отдавался неполным и многодетным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей (92%), одиноким инвалидам. Средний размер выплат на одного человека в месяц достиг 19,7 тыс. рублей.
Основная цель бюджетно-налоговой политики на 2006-2010 годы -обеспечение финансовой и социальной стабильности в стране, что должно способствовать созданию макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки народного хозяйства, снижению налоговой нагрузки и повышению жизненного уровня. Для этого, несомненно, потребуется более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов в рамках среднесрочного планирования.
При сохранении высокого уровня
социальных расходов бюджетная политика
будет направлена на оптимизацию
государственных обязательств, повышение
эффективности и
Для этого, очевидно, следует
консолидировать ресурсы
Очень важно выработать критерии
эффективности бюджетных
Надо полагать, в перспективе
не обойтись без повышения общего
уровня пенсионного возраста при
более значительном увеличении его
для отдельных категорий
Параллельно нужно стремиться
к сбалансированности бюджетов всех
уровней и сокращению их дефицита,
созданию механизма мониторинга
и управления государственным долгом
с целью минимизации рисков и
ограничения его прироста параметрами
экономической безопасности страны.
Совершенствование
В 2006-2010 годах вступила в следующую фазу налоговая реформа, призванная закрепить положительные тенденции в этой области: улучшение соответствующего администрирования и выравнивание условий налогообложения для плательщиков.
В результате второго этапа
преобразований основу налоговой системы
составят НДС, акцизы, налоги на доходы
и прибыль юридических и
Безусловно, продолжатся
унификация налогового законодательства
в рамках интеграционного процесса
с Российской Федерацией и согласование
основных подходов к данной проблеме,
связанное с формированием
Дальнейший рост эффективности
налоговой системы, осуществляемый
одновременно с оптимизацией бюджетных
расходов, по нашему мнению, создаст
условия для существенного
В основу проекта заложено
выполнение параметров Программы социально-
Бюджетно-налоговая политика
в 2007 году была направлена на создание
макроэкономических условий для
стимулирования экономического роста,
упрощение налоговой системы, оптимизацию
налоговой нагрузки, обеспечение
финансовыми ресурсами
В рамках работы по выполнению положений Программы в 2007 году предлагалось отменить чрезвычайный налог (ставка 3% от фонда заработной платы) и отчисления в государственный фонд содействия занятости (ставка 1 % от фонда заработной платы).
Отмена чрезвычайного налога и отчислений в государственный фонд содействия занятости уменьшит доходы республиканского бюджета соответственно на 560 и 188 млрд. руб.
Расходы по ликвидации последствий
катастрофы на ЧАЭС будут финансироваться
за счет общих поступлений