Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:42, курсовая работа
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Как экономическая категория, рынок труда долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между капиталом и трудом. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Рынок труда и рабочая сила. 5
1.2 Виды труда и трудовой деятельности. 6
1.3 Безработица и ее виды. 8
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА 15
2.1 Этапы формирования российского рынка труда. 15
2.2 Современное состояние безработицы в России. 18
2.3 Государственное регулирование рынка труда. 22
2.4 Перспективы развития рынка труда. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35
Среди безработных 29,1% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,4% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,7%, среди городских - 30,2%.
В численности безработных 28,8% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2012 г. их численность по сравнению с мартом 2011 г. увеличилась на 70 тыс.человек, или на 5,2% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,4% составляет молодежь до 20 лет, 49,8% - от 20 до 24 лет, 16,2% - от 25 до 29 лет.
В марте среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,3%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 25,2%.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
Рис. 2.3 Безработица по федеральным округам.11
Государственное регулирование рынка труда – это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.
В настоящее время существует четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
1. Программы по стимулированию
роста занятости трудовых
2. Программы по подготовке и переподготовке работников.
3. Программы содействия найму работников.
4. Программы по социальному
Ключевое значение в государственном
регулировании рынка труда
Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:
В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, к нему относятся денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.
Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.
Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.
Биржа труда – одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, а предпринимателям помогают организовать наем работников.
Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.12
Законодательное регулирование занятости
и безработицы в России осуществляется
в соответствии с Законом РФ «О
занятости населения в
В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения предложить два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.
Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:
Правительство РФ установило размер минимального и максимального пособия для лиц, признанных безработными. Размер минимального пособия по безработице в РФ в 2012 году составляет – 850 рублей, максимального - 4 900 рублей.13
Продолжительность периода выплаты
пособия по безработице не может
превышать двенадцати календарных
месяцев в суммарном
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости населения (биржи труда).
Перспективы развития российского
рынка труда до 2020 г., изложены в
«Концепции долгосрочного социально-
Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе, по мнению специалистов Минэкономразвития России, будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период до 2020 года более чем на 10%. Серьезное значение, в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.
В то же время, высокие темпы роста экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Высокий уровень квалификации российских работников так же вносит свой вклад в развитие данной тенденции.
Удорожание трудовых ресурсов и
конкуренция за их наиболее квалифицированную
часть предъявляют новые
Цель государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе - создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.
Внедрение прогнозирования ситуации на рынке труда будет способствовать:
Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством решения следующих задач:
Сложившийся в настоящее время и прогнозируемый в долгосрочной перспективе дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы обуславливает устойчивое превышение темпов роста реальной заработной платы над темпами роста производительности труда, а также является препятствием для полного выравнивания уровней заработной платы между социальным, преимущественно бюджетном и частным рыночном секторами экономики.
Еще одна задача Концепции по развитию
рынка труда - развитие инфраструктуры
рынка труда, обеспечивающей рост занятости
и эффективности использования
труда, в том числе за счет повышения
территориальной и профессионал
Сегодня государственное поощрение внутренней трудовой миграции довольно низкое, т.к. государство чрезвычайно скудно помогает внутренним мигрантам.
Ключевая проблема российского рынка труда - низкие темпы создания рабочих мест, утверждают участники экспертной группы, работающей по заданию правительства над «стратегией-2020».
Эксперты предложили два сценария развития ситуации: инерционный - сохраняет в среднесрочной перспективе основные тенденции и модернизационный - предполагает проведение структурных реформ по всему институциональному полю, включая институты рынка труда.
Предлагаемые меры можно выразить формулой: «переход от защиты действующих рабочих мест к защите работников на рынке труда». А ключевой мерой они считают снижение издержек увольнения при условии обеспечения равного и обязательного для всех выполнения (или «инфорсмента», такой термин используют эксперты) законов о труде.
Российская экономика
Реформы, затрагивающие функционирование рынка труда, требуют значительной политической воли и сопряжены с рисками, требуют серьезной технической проработки и комплиментарных мер в других сферах экономики и социальной политики, а потому требуют времени. В условиях же отсутствия модернизации экономики модернизация рынка труда малореальна - на нее нет спроса. Если российская экономика избежит серьезных макроэкономических шоков, выбор инерционного сценария представляется им наиболее вероятным.
Вероятность инерционного сценария очень высока. При этом сохранятся основные тенденции последнего десятилетия: спрос на труд останется подавленным и вялым, неформальная занятость будет нарастать, рост производительности труда будет слабым, социальная защита останется избирательной, высокий уровень неравенства сохранится. При этом самые общие показатели занятости и безработицы останутся крайне благоприятными, а возможности для профессиональной реализации и полноценного использования человеческого капитала останутся ограниченными.15
Подведем итоги:
Формирование рынка труда в России происходило в несколько этапов. Первый этап: с XVII века до 1860-х годов – трудовые отношения в условиях капиталистического хозяйства. Второй этап: с 1860-х по 1917гг. – возникновение рынка труда из-за разложения феодальных отношений и освобождением работников от юридической зависимости. Третий этап: с 1917 по 1929 гг. – регулируемый рынок труда в первые годы советской власти. Четвертый этап: с 1930 по 1991 гг. – ликвидация рынка и обеспечение полной занятости. Пятый этап: с 1991 по 1998 гг. – восстановление рынка труда в период рыночных преобразований. Шестой этап: с 1999 года – по настоящее время – развитие эффективного рынка труда в связи с экономическим подъемом.