Формирование рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Как экономическая категория, рынок труда долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между капиталом и трудом. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Рынок труда и рабочая сила. 5
1.2 Виды труда и трудовой деятельности. 6
1.3 Безработица и ее виды. 8
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА 15
2.1 Этапы формирования российского рынка труда. 15
2.2 Современное состояние безработицы в России. 18
2.3 Государственное регулирование рынка труда. 22
2.4 Перспективы развития рынка труда. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - копия.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее время, положение рынка  труда в России в первую очередь  определяется динамикой предложения  труда, то есть численностью экономически активного населения, спросом на труд, то есть занятыми в народном хозяйстве и их сбалансированностью, то есть безработными. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1313 тыс. человек.

Государственное регулирование рынка  труда – это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер. Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры. Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан. Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.

Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период до 2020 года более чем на 10%. Цель государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе - создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Формирование рынка труда в  России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного  механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать:

  1. борьба против дальнейшего спада производства;
  2. недопущение массовой безработицы;
  3. принятие мер по повышению уровня жизни населения  и др.

Большое влияние на рынок труда  оказывают государственные социальные программы, такие как: помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и т.д. Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Государство частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой их адаптации к меняющимся требованиям рынка.

Долгосрочные меры государства  предполагают увеличение гибкости рынка  труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.

Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных  органов власти в обеспечении  максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.

Проблемы безработицы можно  было бы смягчить и за счет более  широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомничества - создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

Осуществление эффективной и перспективной  политики занятости требует прогнозирования  основных показателей занятости  и развития трудовых ресурсов, развертывания  фундаментальных исследований в  этой области. Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в том числе в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.

Реализация положений, предусмотренных  Концепцией развития рынка труда, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке  труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5-6 % экономически активного населения.

Осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и  эффективной занятости безработных  граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная  часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны стать рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решаться обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Таблица 2.1 Уровень безработицы по полу и виду населения в процентах.16

 

 

 

Всего

 

Мужчины

 

Женщины

Городское население

Сельское население

2011

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2

Август

6,1

6,2

6,0

5,2

8,9

Сентябрь

6,0

6,5

5,5

5,1

8,7

Октябрь

6,4

6,6

6,1

5,5

9,0

Ноябрь

6,3

6,6

6,0

5,2

9,5

Декабрь

6,1

6,3

6,0

5,0

9,6

2012

         

Январь

6,6

6,9

6,2

5,3

10,4

Февраль

6,5

7,0

5,9

5,3

10,0

Март

6,5

7,1

5,9

5,2

10,5


 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория - М.: Экзамен, 2004
  2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008
  3. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2002
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2-е изд. изм. – М.НОРМА, 2007
  5. Лукичев П.М., Чекмарев О.П. Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика: учебник. 5-е издание, дополненное и переработанное – Спб: Лики России, 2005
  6. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2007
  7. Булатов А. С. Экономика. 3-е издание, переработанное и дополненное, М.: ЮРИСТЪ, 1999
  8. Павленков В.А. Рынок труда - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  9. Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. 3-е изд – М.: РАГС, 2006
  10. Пелих А. С. Организация предпринимательской деятельности. 2-е издание, исправленное и дополненное - Ростов н/Д: МарТ, 2003
  11. Попов А.И. Экономическая теория - СПб.: Питер, 2006
  12. Горелов Н.А. Экономика труда - СПб.: Питер, 2007
  13. Азрилиян А.Н. Экономический словарь. 14500 терминов - М.: Институт новой экономики, 2008
  14. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1997
  15. Руденко Г. Г., Муртозаев Б. Ч. Формирование рынков труда. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2008
  16. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица – М.:МГУ, 2008
  17. Шевчук А.Ю. – статья «Этапы формирования российского рынка труда» - http://www.rgsu.net/
  18. Милов Г. - статья «Всего два сценария» - газета Ведомости (Москва) от 23.08.2011, №156 (2922)
  19. Калашников С. - статья «Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики» - http://www.chelt.ru/main.html
  20. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
  21. Информационный канал ТПП РФ – http://www.cci.ru
  22. Федеральный образовательный портал – экономика, социология, менеджмент  -  http://ecsocman.hse.ru/
  23. Словарь экономических терминов  http://dic.academic.ru
  24. Конституция Российской Федерации
  25. Трудовой Кодекс Российской Федерации

 

 

1 Статья 37 Крнституции Российской Федерации гласит: 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ)

3 А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева Экономическая теория, М.: Экзамен, 2004 – с.447

4 Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова Макроэкономика. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008 – с. 174, 177

5 Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776г.

6 .А. Райзберг Основы экономики: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2002 – с. 67-69

7 А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева Экономическая теория  - М.: Экзамен, 2004 – с. 448-450, 453

8 А.Ю. Шевчук - материалы статьи «Этапы формирования российского рынка труда» на http://www.rgsu.net/

9 Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2012 года по данным Росстата - http://www.gks.ru

10 Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2012 года по данным Росстата - http://www.gks.ru

11 Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2012 года по данным Росстата - http://www.gks.ru

12 Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова Макроэкономика. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008 – с. 193-195

13 Постановление Правительства РФ N 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» от 3 ноября 2011 г.

14 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)

15 По мотивам статьи «Всего два сценария», газета Ведомости (Москва) от 23.08.2011, №156 (2922)

16 Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2012 года по данным Росстата - http://www.gks.ru




Информация о работе Формирование рынка труда в России