Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:42, курсовая работа
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Как экономическая категория, рынок труда долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между капиталом и трудом. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Рынок труда и рабочая сила. 5
1.2 Виды труда и трудовой деятельности. 6
1.3 Безработица и ее виды. 8
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА 15
2.1 Этапы формирования российского рынка труда. 15
2.2 Современное состояние безработицы в России. 18
2.3 Государственное регулирование рынка труда. 22
2.4 Перспективы развития рынка труда. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35
В настоящее время, положение рынка труда в России в первую очередь определяется динамикой предложения труда, то есть численностью экономически активного населения, спросом на труд, то есть занятыми в народном хозяйстве и их сбалансированностью, то есть безработными. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1313 тыс. человек.
Государственное регулирование рынка труда – это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер. Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры. Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан. Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.
Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период до 2020 года более чем на 10%. Цель государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе - создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.
Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать:
Большое влияние на рынок труда
оказывают государственные
Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Государство частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой их адаптации к меняющимся требованиям рынка.
Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибкости рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.
Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомничества - создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.
Осуществление эффективной и перспективной
политики занятости требует
Реализация положений, предусмотренных Концепцией развития рынка труда, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5-6 % экономически активного населения.
Осуществление специальных программ
занятости будет способствовать
интеграции в рынок труда и
эффективной занятости
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной,
экономически эффективной и социально-
Таблица 2.1 Уровень безработицы по полу и виду населения в процентах.16
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское население | |
2011 |
|||||
Январь |
7,8 |
8,4 |
7,1 |
6,5 |
11,4 |
Февраль |
7,6 |
8,3 |
6,8 |
6,3 |
11,2 |
Март |
7,1 |
7,9 |
6,3 |
6,2 |
10,0 |
Апрель |
7,2 |
7,9 |
6,5 |
5,9 |
11,0 |
Май |
6,4 |
6,6 |
6,2 |
5,3 |
9,5 |
Июнь |
6,1 |
6,4 |
5,7 |
5,2 |
8,5 |
Июль |
6,5 |
6,9 |
6,2 |
5,6 |
9,2 |
Август |
6,1 |
6,2 |
6,0 |
5,2 |
8,9 |
Сентябрь |
6,0 |
6,5 |
5,5 |
5,1 |
8,7 |
Октябрь |
6,4 |
6,6 |
6,1 |
5,5 |
9,0 |
Ноябрь |
6,3 |
6,6 |
6,0 |
5,2 |
9,5 |
Декабрь |
6,1 |
6,3 |
6,0 |
5,0 |
9,6 |
2012 |
|||||
Январь |
6,6 |
6,9 |
6,2 |
5,3 |
10,4 |
Февраль |
6,5 |
7,0 |
5,9 |
5,3 |
10,0 |
Март |
6,5 |
7,1 |
5,9 |
5,2 |
10,5 |
1 Статья 37 Крнституции Российской Федерации гласит: 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
2 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ)
3 А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева Экономическая теория, М.: Экзамен, 2004 – с.447
4 Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова Макроэкономика. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008 – с. 174, 177
5 Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776г.
6 .А. Райзберг Основы экономики: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2002 – с. 67-69
7 А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева Экономическая теория - М.: Экзамен, 2004 – с. 448-450, 453
8 А.Ю. Шевчук - материалы статьи «Этапы формирования российского рынка труда» на http://www.rgsu.net/
9 Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2012 года по данным Росстата - http://www.gks.ru
10 Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2012 года по данным Росстата - http://www.gks.ru
11 Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2012 года по данным Росстата - http://www.gks.ru
12 Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова Макроэкономика. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008 – с. 193-195
13 Постановление Правительства РФ N 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» от 3 ноября 2011 г.
14 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
15 По мотивам статьи «Всего два сценария», газета Ведомости (Москва) от 23.08.2011, №156 (2922)
16 Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2012 года по данным Росстата - http://www.gks.ru