Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:17, контрольная работа
В качестве средств, в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Функции конкуренции……………………………………………………....3
1.1 Основные модели рынка…………………………………………………..5
1.2 Способы ведения конкурентной борьбы………………………………...11
2. Промышленный шпионаж и фальсификация фирменной продукции….18
2.1 Методы промышленного шпионажа……………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Функции конкуренции……………………………
1.1 Основные модели рынка………………………
1.2 Способы ведения конкурентной борьбы………………………………...11
2. Промышленный шпионаж и
2.1 Методы промышленного шпионажа…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Основные формы и методы конкурентной борьбы
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная
структура, где «встречаются»
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями, как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств, в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
монополистический конкуренция промышленный шпионаж
1. Функции конкуренции
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в конкурентной борьбе, фирма должна предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предприятия конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия, которые
- предприятия, которые не
Функция распределения. Конкуренция
не только включает в себя стимулы
к более высокой
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в
- предприятия гибко
Масштаб интенсивности конкуренции
определяется тем, как скоро преимущества
в прибыли теряются в результате
успешного воспроизведения
В соответствии с руководящим принципом
оптимальной интенсивной
Государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование
- цены и качество изделий;
- соразмерность предлагаемой
- защищенность правовыми
- ограниченную по времени
1.1 Основные модели рынка
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1. Большое количество
2. Огромное число обособленных
потребителей и малое
3. Единственный потребитель
4. Структура взаимосвязей, где единому
потребителю
По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» - без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.
Полиполия (совершенная конкуренция)
Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.
Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, так как на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:
Акцептант цены. Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в тоже время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам.
Если же продавец запрашивает более
низкую цену, то он окажется не в состоянии
удовлетворить весь спрос, который
будет ориентирован на него, в силу
его незначительной доли на рынке, при
этом прямого влияния на цену со
стороны этого конкретного
Регулятор качества. Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.
Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:
- большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара;
- каждый продавец производит
однородный продукт, который
- барьеры для выхода на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствуют;
- никаких искусственных
- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.
Ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.
Монополия.
Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:
а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта);
б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей;
в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем цены, то есть монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначить произвольно высокую цену, так как по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает);
г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения.
Примерами естественных монополий
могут служить предприятия
Монополистическая конкуренция.
Относительно большое число
производителей предлагает похожую, но
не идентичную продукцию, то есть на рынке
присутствуют гетерогенные товары. В
условиях совершенной конкуренции
фирмы производят стандартизованную
(однородную) продукцию, в условиях
монополистической конкуренции
производится дифференцированная продукция.
Дифференциация затрагивает, прежде всего,
качество продукта или услуг, благодаря
чему у потребителя складываются
ценовые предпочтения. Продукция
может быть дифференцирована также
по условиям послепродажного обслуживания
(для товаров длительного
Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров.