Государствееное регулирование агропромышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование АПК России в целом и ХМАО в частности, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Аграрно-промышленный комплекс…………………………………………5
1.1 Аграрно-промышленный комплекс……………………………….....5
1.2 Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе……....7
1.3 Производственная структура АПК………………………………...…9
2. Государственная поддержка сельского хозяйства РФ………………….…12
2.1 Современная ситуация в АПК России………………………………12
2.2 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства……………………………………..15
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 гг. в России………………………………………………………………….19
3. Государственная поддержка сельского хозяйства ХМАО…………..……22
3.1 Программа ХМАО– Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"……..…………22
3.2 Структура сельского хозяйства ХМАО………………………….…26
Выводы и предложения……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 89.62 Кб (Скачать документ)

     Первая  сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, строительство, ремонт оборудования и техники.

     Отрасли, входящие в первую сферу призваны обеспечивать ресурсами процесс  производства и переработки сельскохозяйственной продукции, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и технического прогресса в перерабатывающей промышленности, способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и стабильность темпов роста производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом .

     Второй  сферой агропромышленного комплекса  является непосредственно сельское и лесное хозяйство. Это центральное звено АПК.

     Третью  сферу образуют отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку  сельскохозяйственного сырья, а  также реализацию конечного продукта. В данную сферу входит пищевая  промышленность, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности, а  также легкая промышленность переработки сельскохозяйственного сырья, заготовительные и торговые организации. Отрасли и третьей сферы осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до готовности к употреблению, а также осуществляют реализацию конечной продукции.

     Одним из главных условий динамичного  развития АПК является пропорциональность, сбалансированность всех трех сфер. В  доперестроечный период сельское хозяйство  и перерабатывающая промышленность развивались на основе концентрации и агропромышленной интеграции. Агропромышленные формирования за короткий период добивались высоких экономических и социальных результатов. В них быстрее осваивали  передовые технологии производства и переработки, более полно использовали производственные ресурсы, а также  побочную продукцию и отходы, сокращали  время продвижения продукции  от производителя к потребителю.

     С переходом к рыночным отношениям основной формой организации экономических  отношений между предприятиями  и организациями, занимающимися  производством, заготовкой, переработкой, хранением и реализацией продукции  в системе АПК, является хозяйственный  договор.

     В условиях рыночной экономики наиболее распространенными формами сближения  экономических интересов первой и второй сфер АПК является прямые хозяйственные связи, бартерные  сделки, лизинговые операции, различные  формы государственного протекционизма и др.

   Структура агропромышленного комплекса – это соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления сельскохозяйственного происхождения. 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ
 
    1. Современная ситуация в АПК России

   Агропромышленный  комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится  к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

    АПК — самый крупный из основных комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.

    Аграрные  преобразования в стране происходит по нескольким направлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества. Из табл.1 видно, как в различные периоды изменилась социальная структура сельскохозяйственных землепользователей. Более  95% сельскохозяйственных организаций – частные. Среди сельскохозяйственных организаций преобладают общества с ограниченной ответственностью (37,8%), сельскохозяйственные производственные кооперативы (35,4%).

«Таблица 1-Удельный вес различных категорий землепользователей в общей площади сельскохозяйственных угодий, тыс.ед.»

На 1.01. соответствующего года Государственный сектор Сельскохозяйственные  организации  
Индивидуальные  предприниматели
Фермерские  хозяйства
1990 г. 16,6 29,4 - 4,4
2000 г. 4,9 27,6 - 261,7
2008 г. 4,2 24,0 92,2 265,0
 

    Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли. В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др.

    Третье - изменение системы государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинает формироваться финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по налогообложению.

    Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную занятость населения.

    С 1990 по 1998 г. доля убыточных сельскохозяйственных организаций возросла с 3 до 88%, накапливались  просроченные долги. В связи с  этим был принят Федеральный закон  от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций в период 2004-2008 гг. заметно изменилось.

    «Таблица2 - Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций России за 2004-2008 гг.»

  2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Уровень рентабельности, включая  субсидии,% 10,5 7,8 9,9 17,2 7,2
Уровень рентабельности, без  субсидий,% 5,3 2,1 2,6 8,1 -2
Доля  прибыльных организаций,% 63 58 65 75 81,8
Доля  организаций, имеющих  просроченную задолженность,% 87,8 77 69,9 61,1 51,9
Кредиторская  задолженность к  выручке,% 89,6 89,1 105,8 112,7 -

    Субсидии  из государственного бюджета обеспечивали в 2004-2005 гг. около 5% уровня рентабельности всей деятельности сельскохозяйственных организаций. В 2006-2007 гг. за счет них  обеспечивалось уже от 7 до 9% рентабельности.

    В 2008 г. были достигнуты хорошие производственные результаты, но ухудшились финансовые показатели деятельности. Снижение прибыли  и рентабельности произошло за счет роста цен на производственные ресурсы. Так, за 9 месяцев 2008 г. цены на минеральные удобрения повысились по сравнению с декабрем 2009 г. на 70%. В период посевной и уборки урожая цены на дизельное топливо резко подскочили, их рост превышал 30% с начала года. В то же время цены на продукцию сельского хозяйства выросли всего на 1,6%, а на животноводческую продукцию даже снизились на 2,7%. 

    1. Объемы, направления и  эффективность государственной  поддержки сельского  хозяйства

   В 2000 году первые серьезные шаги в  поддержку АПК ознаменовались с  приходом к власти Владимира Путина. Еще будучи исполняющим обязанности президента РФ одним из первых распоряжений 15 марта 2000 года был воссоздан Россельхозбанк, главной задачей которого является обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.

   В настоящее время основным содержанием  аграрной политики большинства экономически развитых стран, в т.ч. России, является государственная поддержка аграрного  сектора посредством разного  рода субсидий, дотаций и льгот.

   Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах, платежах при ущербе от стихийных бедствий. К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся: ценовое вмешательство на рынке продовольствия, компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, ГСМ, выплату процентов по полученным кредитам.

   В целом же объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России — 1,53 трлн. руб. (2009 г.).

   По  данным Росстата, в 2007 году общий валовой  продукт сельского хозяйства  России составил 2099,6 млрд. руб., из которых на растениеводство приходилось 1174,9 млрд. руб. (55,96 %), а на животноводство — 924,7 млрд. руб. (44,04 %). По категориям производителей больше всего продукции дали личные подсобные хозяйства (48,75 % или на сумму 1023,6 млрд руб.); на втором месте—с/х организации (колхозы, совхозы и т. д.), давшие 43,76 % или 918,7 млрд. руб.; меньше всего произвели фермерские хозяйства — 7,49 % или на сумму 157,3 млрд. руб.

   С 1999 по 2008 год индекс производства продукции  сельского хозяйства России вырос на 55 %. В 2008 году объём выпуска сельского хозяйства России составил 87 % от уровня 1990 года, растениеводства — примерно 130%, животноводства — примерно 60 %.

Информация о работе Государствееное регулирование агропромышленного комплекса России