Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование АПК России в целом и ХМАО в частности, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Аграрно-промышленный комплекс…………………………………………5
1.1 Аграрно-промышленный комплекс……………………………….....5
1.2 Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе……....7
1.3 Производственная структура АПК………………………………...…9
2. Государственная поддержка сельского хозяйства РФ………………….…12
2.1 Современная ситуация в АПК России………………………………12
2.2 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства……………………………………..15
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 гг. в России………………………………………………………………….19
3. Государственная поддержка сельского хозяйства ХМАО…………..……22
3.1 Программа ХМАО– Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"……..…………22
3.2 Структура сельского хозяйства ХМАО………………………….…26
Выводы и предложения……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………………...
Первая сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, строительство, ремонт оборудования и техники.
Отрасли,
входящие в первую сферу призваны
обеспечивать ресурсами процесс
производства и переработки
Второй сферой агропромышленного комплекса является непосредственно сельское и лесное хозяйство. Это центральное звено АПК.
Третью сферу образуют отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. В данную сферу входит пищевая промышленность, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности, а также легкая промышленность переработки сельскохозяйственного сырья, заготовительные и торговые организации. Отрасли и третьей сферы осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до готовности к употреблению, а также осуществляют реализацию конечной продукции.
Одним
из главных условий динамичного
развития АПК является пропорциональность,
сбалансированность всех трех сфер. В
доперестроечный период сельское хозяйство
и перерабатывающая промышленность
развивались на основе концентрации
и агропромышленной интеграции. Агропромышленные
формирования за короткий период добивались
высоких экономических и
С
переходом к рыночным отношениям
основной формой организации экономических
отношений между предприятиями
и организациями, занимающимися
производством, заготовкой, переработкой,
хранением и реализацией
В
условиях рыночной экономики наиболее
распространенными формами
Структура
агропромышленного комплекса – это соотношение
отраслей, участвующих в производстве
продуктов питания и непродовольственных
предметов потребления сельскохозяйственного
происхождения.
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
АПК — самый крупный из основных комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.
Аграрные преобразования в стране происходит по нескольким направлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества. Из табл.1 видно, как в различные периоды изменилась социальная структура сельскохозяйственных землепользователей. Более 95% сельскохозяйственных организаций – частные. Среди сельскохозяйственных организаций преобладают общества с ограниченной ответственностью (37,8%), сельскохозяйственные производственные кооперативы (35,4%).
«Таблица 1-Удельный вес различных категорий землепользователей в общей площади сельскохозяйственных угодий, тыс.ед.»
На 1.01. соответствующего года | Государственный сектор | Сельскохозяйственные организации | Индивидуальные предприниматели |
Фермерские хозяйства |
1990 г. | 16,6 | 29,4 | - | 4,4 |
2000 г. | 4,9 | 27,6 | - | 261,7 |
2008 г. | 4,2 | 24,0 | 92,2 | 265,0 |
Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли. В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др.
Третье - изменение системы государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинает формироваться финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по налогообложению.
Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную занятость населения.
С 1990 по 1998 г. доля убыточных сельскохозяйственных организаций возросла с 3 до 88%, накапливались просроченные долги. В связи с этим был принят Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций в период 2004-2008 гг. заметно изменилось.
«Таблица2 - Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций России за 2004-2008 гг.»
2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | |
Уровень рентабельности, включая субсидии,% | 10,5 | 7,8 | 9,9 | 17,2 | 7,2 |
Уровень рентабельности, без субсидий,% | 5,3 | 2,1 | 2,6 | 8,1 | -2 |
Доля прибыльных организаций,% | 63 | 58 | 65 | 75 | 81,8 |
Доля организаций, имеющих просроченную задолженность,% | 87,8 | 77 | 69,9 | 61,1 | 51,9 |
Кредиторская задолженность к выручке,% | 89,6 | 89,1 | 105,8 | 112,7 | - |
Субсидии из государственного бюджета обеспечивали в 2004-2005 гг. около 5% уровня рентабельности всей деятельности сельскохозяйственных организаций. В 2006-2007 гг. за счет них обеспечивалось уже от 7 до 9% рентабельности.
В
2008 г. были достигнуты хорошие производственные
результаты, но ухудшились финансовые
показатели деятельности. Снижение прибыли
и рентабельности произошло за счет
роста цен на производственные ресурсы.
Так, за 9 месяцев 2008 г. цены на минеральные
удобрения повысились по сравнению с декабрем
2009 г. на 70%. В период посевной и уборки
урожая цены на дизельное топливо резко
подскочили, их рост превышал 30% с начала
года. В то же время цены на продукцию сельского
хозяйства выросли всего на 1,6%, а на животноводческую
продукцию даже снизились на 2,7%.
В 2000 году первые серьезные шаги в поддержку АПК ознаменовались с приходом к власти Владимира Путина. Еще будучи исполняющим обязанности президента РФ одним из первых распоряжений 15 марта 2000 года был воссоздан Россельхозбанк, главной задачей которого является обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.
В
настоящее время основным содержанием
аграрной политики большинства экономически
развитых стран, в т.ч. России, является
государственная поддержка
Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах, платежах при ущербе от стихийных бедствий. К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся: ценовое вмешательство на рынке продовольствия, компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, ГСМ, выплату процентов по полученным кредитам.
В целом же объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России — 1,53 трлн. руб. (2009 г.).
По данным Росстата, в 2007 году общий валовой продукт сельского хозяйства России составил 2099,6 млрд. руб., из которых на растениеводство приходилось 1174,9 млрд. руб. (55,96 %), а на животноводство — 924,7 млрд. руб. (44,04 %). По категориям производителей больше всего продукции дали личные подсобные хозяйства (48,75 % или на сумму 1023,6 млрд руб.); на втором месте—с/х организации (колхозы, совхозы и т. д.), давшие 43,76 % или 918,7 млрд. руб.; меньше всего произвели фермерские хозяйства — 7,49 % или на сумму 157,3 млрд. руб.
С 1999 по 2008 год индекс производства продукции сельского хозяйства России вырос на 55 %. В 2008 году объём выпуска сельского хозяйства России составил 87 % от уровня 1990 года, растениеводства — примерно 130%, животноводства — примерно 60 %.
Информация о работе Государствееное регулирование агропромышленного комплекса России