Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование АПК России в целом и ХМАО в частности, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Аграрно-промышленный комплекс…………………………………………5
1.1 Аграрно-промышленный комплекс……………………………….....5
1.2 Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе……....7
1.3 Производственная структура АПК………………………………...…9
2. Государственная поддержка сельского хозяйства РФ………………….…12
2.1 Современная ситуация в АПК России………………………………12
2.2 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства……………………………………..15
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 гг. в России………………………………………………………………….19
3. Государственная поддержка сельского хозяйства ХМАО…………..……22
3.1 Программа ХМАО– Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"……..…………22
3.2 Структура сельского хозяйства ХМАО………………………….…26
Выводы и предложения……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………………...
Объём кредитов в агропромышленном комплексе России составил в 2007 году 615 млрд. руб., в 2008 году — 715 млрд. руб.
В 2008 году объём расходов федерального бюджета России на сельское хозяйство составил 138,3 млрд. руб.
Удельный вес сельского
На Рисунке 1 показано процентное соотношение производства продукции сельского хозяйства России от уровня 1990 года.
«Рисунок 1 – Индекс объема продукции сельского хозяйства в России, %»
Растениеводство.
В России находится 10 % всех пахотных земель мира. Свыше 4/5 пашни в России приходится на Центральное Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную Сибирь. Основные сельскохозяйственные культуры: зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, лён.
В 2008 году в России было собрано 108 млн. тонн зерновых культур, это крупнейший урожай с 1990 года.
По итогам 2009 года было собрано 97 млн. тонн зерновых. За тот же год из России было экспортировано 16,8 млн. тонн пшеницы на сумму $2,7 млрд.
По данным на начало 2010 года, Россия находится на 3-м месте в мире по экспорту зерновых (после США и Евросоюза) и на 4-м месте в мире по экспорту пшеницы (после США, Евросоюза и Канады).
В 2008 году в России было произведено 29,1 млн. т. сахарной свёклы, 28,9 млн. т. картофеля, 13,0 млн. т. овощей, 7,3 млн. т. подсолнечника.
В период с 1990-1998 наблюдается спад сбора зерновых культур в России, сопровождающийся ростом в отдельные периоды, но с 1998 г. в данной отрасли наблюдается тенденция роста. Все эти данные отражены на Рисунке 2.
«Рисунок 2-Сбор зерновых культур в России, млн. тонн»
Животноводство.
В России развито мясо-молочное и мясо-шёрстное животноводство.
В 2000—2008 годах в России наблюдался постоянный рост ежегодных объёмов производства мяса. В 2008 году его было произведено 2,9 млн. т., что в 2,6 раза больше показателя 1999 года. Динамика развития производства мяса в период 1992-2008 гг. отражена на Рисунке 3.
«Рисунок 3-Производство мяса в России, млн. тонн»
С 2002 по 2008 годы производство курятины в России утроилось, достигнув 2 млн. т. в год.
По
данным на 2010 год, Россия занимает 7-е
место в мире по объёму производства
куриного мяса. Существует прогноз, что
к 2012 году Россия может практически полностью
обеспечивать себя куриным мясом, сведя
долю импорта к 10 % от объёма потребления.
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 гг. в России
Цели и задачи государственной политики по поддержке АПК определены в одобренных Правительством Российской Федерации документах: "Стратегия социально-экономического развития России на 2001-2010 годы" и «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы».
Основным направлением аграрной политики государства определено регулирование рынков: продовольственного, земельного, ресурсного.
Приоритетность
государственной поддержки
В указанных документах в качестве главной причины финансового кризиса сельского хозяйства назван диспаритет цен, однако конкретных мер для его преодоления не предложено.
Не определены меры, которые намерено предпринять государство по восстановлению материально-технической базы АПК.
Основные
направления
Предлагаемые меры сводятся, в основном, к совершенствованию действующих механизмов и порядков финансирования аграрного сектора, но именно эти механизмы и порядки не только не обеспечили стабилизации в сельском хозяйстве, эффективности его работы, но и привели к небывалому спаду производства.
Тем не менее заслуживает внимание предложение по разграничению сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов АПК и их взаимодействию в решении задач унификации поддержки на региональном и федеральном уровнях; изменению концепции льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое заключается в субсидировании процентной ставки в коммерческих банках; а также необходимость проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.
В
рамках существующей государственной
поддержки будут сохранены
В
документах Правительства Российской
Федерации декларируется тезис
о необходимости выделения
Первоочередная
задача, которая стоит перед
В
документах Правительства Российской
Федерации отмечается, что в ближайшее
десятилетие Россия может за счет
собственного производства полностью
обеспечить внутреннее потребление
таких продуктов, как птица, яйцо,
молоко и молочные продукты, овощная
продукция, лен. Однако при этом не определены
конкретные меры. Сказано лишь, что
необходимо принять меры по формированию
специализированных зон этой продукции
и "разумного торгового
Элементарные расчеты показывают, что даже при частичном восстановлении животноводства в стране остро станет проблема обеспечения его комбикормами, основным компонентом которых является зерно.
По состоянию на 1.01. 2001 г. большая часть объектов социальной сферы на селе не передана местным органам власти. Расходы на ее содержание продолжают нести сельхозтоваропроизводители, хотя значительная часть этих расходов не связана с деятельностью сельхозпредприятий.
Так же Минфином России не был решен вопрос о погашении кредиторской задолженности по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" в объеме 3,3 млрд. рублей, несмотря на то, что Правительство Российской Федерации распоряжением от 29.08. 2000 г. № 1193 утвердило указанную задолженность. Названная сумма не была включена в расходную часть бюджета на 2001 год.
Особое значение для
Отказ от государственного регулирования АПК является одной из главных причин деградации сельскохозяйственного производства и неэффективности аграрной реформы. Уровень государственной поддержки сельского хозяйства России несопоставим со странами с развитой рыночной экономикой.
Для
решения задачи вывода АПК из кризиса
нужна иная аграрная и бюджетная
политика. Неуправляемое развитие рыночных
отношений, как показала мировая
практика и сегодняшнее положение
АПК России, приводит к деградации
сельского хозяйства.
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ХМАО
3.1 Программа ХМАО–Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"
В Ханты-Мансийском округе действует пятилетняя программа «Развитие сельского хозяйства в Югре», рассчитанная на срок до 2012 года, которая почти на 100 процентов финансируется из окружного бюджета. Недавно на заседании правительства округа были рассмотрены итоги её реализации в 2008 году. Заказчиком и координатором программы является управление агропромышленного комплекса правительства Югры.
В рамках реализации программы
и одного из приоритетных
Целями Программы являются:
1) ускоренное
развитие животноводства в
2) стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе автономного округа.
Задачи Программы:
1) создание условий для привлечения в АПК инвестиционных ресурсов;
2) повышение
доступности кредитных
3) наращивание
объемов приобретения техники,
оборудования и племенного
4) расширение
доступа к заемным средствам
на основе субсидирования
5) создание
и развитие инфраструктурной
сети заготовительных,
6) модернизация
и развитие предприятий по
первичной переработке
7) создание
системы финансовой
8) обеспечение
товаропроизводителей
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1) увеличение к 2008 году производства молока на 4,5%, мяса – на 7 %, объема реализации продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, – на 5–7 %;
2) приобретение
400 голов высокопродуктивного
3) увеличение поголовья северных оленей до 28 000 голов.
Таблица- «Основные мероприятия Программы»
№ п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель | Всего,
тыс. рублей |
Источник
финансирования |
1 | Субсидирование сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо) | Управление
агропромышленного комплекса автономного округа – Югры (далее – Управление АПК) |
395 768 | бюджет автономного округа |
2 | Субсидирование части затрат на закуп племенных животных (200 голов) |
Управление АПК | 7 009 | бюджет автономного округа |
3 | Субсидирование части затрат на содержание северных оленей | Управление АПК | 4 958 | бюджет автономного округа |
4 | Увеличение фонда льготного кредитования | Управление АПК | 22000 | бюджет автономного округа |
5 | Развитие материально- 2 000 голов |
Департамент инвестиций,
науки и технологий Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры,
Управление АПК |
50000 | бюджет автономного округа |
6 | Приобретение в открытом акционерном обществе "Росагролизинг" техники и оборудования (200 единиц), племенного скота (до 200 голов) | Управление АПК | 80000 | федеральный бюджет* |
7 | Субсидирование процентных ставок по кредитам и займам на развитие животноводства в размере не более двух третей ставки Центрального банка Российской Федерации | Управление АПК | 2800 | бюджет автономного округа |
8 | Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам и займам на развитие производства сельскохозяйственной продукции личным подсобным хозяйствам и крестьянским (фермерским) хозяйствам (доля федерального бюджета – 95 процентов) | Управление АПК | 6650 | федеральный бюджет* |
9 | Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам и займам на развитие производства сельскохозяйственной продукции личным подсобным хозяйствам и крестьянским (фермерским) хозяйствам (доля регионального бюджета – 5 процентов) | Управление АПК | 350 | бюджет автономного округа |
10 | Разработка бизнес-проекта по созданию заготовительных, снабженческо-сбытовых, кредитных структур и развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции | Департамент инвестиций,
науки и технологий Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры,
Управление АПК |
3000 | бюджет автономного округа |
11 | Создание заготовительных, снабженческо-сбытовых структур и содействие созданию кредитных кооперативов | Управление АПК | 10000 | бюджет автономного округа |
12 | Проведение
конференций, семинаров, совещаний, приобретение
Департамент инвестиций, науки и
технологий Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры,
Управление АПК методической литературы |
Управление АПК | 1200 | бюджет автономного округа |
13 | Организация и проведение ярмарок-выставок, конкурсов продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей | Управление АПК | 3000 | бюджет автономного округа |
14 | Научно-исследовательские работы по развитию сельскохозяйственного производства, информационное обеспечение проекта | Департамент инвестиций,
науки и технологий Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры,
Управление АПК |
6000 | бюджет автономного округа |
15 | Итого по Программе | 592735 | ||
16 | бюджет автономного округа | 506085 | ||
17 | федеральный бюджет* | 86650 |
Информация о работе Государствееное регулирование агропромышленного комплекса России