Государствееное регулирование агропромышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование АПК России в целом и ХМАО в частности, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Аграрно-промышленный комплекс…………………………………………5
1.1 Аграрно-промышленный комплекс……………………………….....5
1.2 Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе……....7
1.3 Производственная структура АПК………………………………...…9
2. Государственная поддержка сельского хозяйства РФ………………….…12
2.1 Современная ситуация в АПК России………………………………12
2.2 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства……………………………………..15
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 гг. в России………………………………………………………………….19
3. Государственная поддержка сельского хозяйства ХМАО…………..……22
3.1 Программа ХМАО– Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"……..…………22
3.2 Структура сельского хозяйства ХМАО………………………….…26
Выводы и предложения……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 89.62 Кб (Скачать документ)

* Средства, планируемые к привлечению для  финансирования Программы в случае  принятия в установленном порядке  соответствующих нормативных правовых  актов Российской Федерации.

     Предприятия и организации агропромышленного  комплекса, работающие на территории округа, традиционно принимают участие  в Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» — крупнейшем национальном и международном форуме современных  агротехнологий. Участие в выставках  такого масштаба помогает знакомиться  с новейшими технологиями и тенденциями  в сельскохозяйственном производстве. Приобретённые у крупнейших мировых  компаний знания и опыт обязательно  пригодятся в работе на селе. Официальная  делегация автономного округа привезла на выставку свои товары сельскохозяйственного  производства, рыбоперерабатывающих предприятий, продукцию клеточного звероводства и пушного промысла, производящуюся на территории автономного округа, где природные условия далеки от идеальных. 

    1.   Структура сельского хозяйства ХМАО
 

     Молочно-мясное скотоводство: молочно-мясным скотоводством в округе занимаются 19 сельскохозяйственных предприятий, 17 предприятий малых форм хозяйствования и более 300 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также личные подсобные хозяйства населения. На 1 января 2010 поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составило 10710 голов, в том числе коров – 5281 голова.

       По данным Федеральной службы  государственной статистики в  2009 году производство основных  видов сельскохозяйственной продукции  во всех категориях хозяйств  увеличилось: мяса на 0,5%, молока  на 2,6% к уровню прошлого года  и составило 7277,0 тонн и 21373,0 тонны соответственно. Надой на  одну фуражную корову составил 3972 кг молока (без учета личных  подсобных хозяйств), что на 47 кг  больше, чем в 2008 году. В целом сельскохозяйственные товаропроизводители округа (не считая личные подсобные хозяйства) увеличили производство молока к уровню 2008 года на 546 тонн.

     Свиноводство: в отрасли свиноводства в округе занято 10 сельхозпредприятий, более 70 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также личные подсобные хозяйства.

     На 01.01.2010 поголовье свиней во всех категориях хозяйств составило 28788 голов. За последние  годы в крестьянско-фермерских хозяйствах округа произошел рост поголовья  свиней.

     Птицеводство: на 1 января 2010 года поголовье птицы во всех категориях хозяйств составило 105424 головы. За 2009 год во всех категориях хозяйств произведено 20041 тыс.штук яиц, что на 3249 тыс.шт. меньше чем в 2008 году.

     В 2009 году в среднем от одной курицы-несушки  в сельхозпредприятиях получено 285 штук яиц, что на 31 штуку меньше чем в предыдущем году.

     Звероводство: в 2009 году клеточным звероводством в округе было занято четыре сельскохозяйственных предприятия. Поголовье серебристо-черных лисиц на конец 2009 года составило 2568 голов, что составляет 100,4 % к уровню 2008 года. В 2009 году получено приплода серебристо-черных лисиц 7577 голов, что составляет 111,4 % к уровню 2008 года. Забито на шкурки 7144 лисицы. Реализовано 7330 (с учетом остатков 2008 года) шкурок по цене от 2200 до 2800 рублей за шкурку.

     Оленеводство: на 01.01.2010 года поголовье оленей во всех категориях хозяйств составило – 31847 голов, что составляет 105 % к аналогичному периоду прошлого года. Поголовье оленей в общественном секторе составляет 15776 голов, что больше аналогичного периода прошлого года на 578 голов. За 2009 год произведено мяса оленей - 1138,2 центнера, что составляет 110,1% к уровню 2008 года.

     Растениеводство: посевная площадь в хозяйствах всех категорий в 2009 году составила 8777,3 гектара. Валовой сбор картофеля составил 91779,0 тонн, при средней урожайности 190,8 ц/га. Валовой сбор овощей открытого грунта составил 17495,0 тонн, при средней урожайности 220,2 ц/га. В сравнении с прошлым годом урожайность под овощами открытого грунта увеличилась на 14,2 ц/га, под картофелем на 3,8 ц/га. В 2009 году собрано овощей защищенного грунта – 1085 тонн, что на 32 тонны больше уровня прошлого года. В 2009 году на проведение мероприятий по восстановлению плодородия почв (культуртехнические, агрохимические работы) выделено - 5783,0 тыс.руб.

     Крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели: в 2009 году увеличены объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах ИП и крестьянско-фермерских хозяйствах округа.

     По  данным Федеральной службы государственной  статистики за 2009 год в КФХ и  хозяйствах ИП автономного округа произведено: мяса – 3984,0 тонны, молока – 6857,0 тонн или 106,4 % и 104,7 % к уровню 2008 года соответственно.

     Рыбная  отрасль: в рыбной отрасли округа задействовано 150 предприятий различных форм собственности, из них: 22 - предприятия рыбной промышленности и 128 - национальные, родовые общины и индивидуальные предприниматели.

     По  итогам работы рыбной отрасли в 2009 году на территории автономного округа добыто 9913,66 тонн пищевой рыбы, что составляет 103,8% к уровню 2008 года. Выпуск пищевой рыбной продукции составил 13481,0 тонна, или 134,4 % к уровню 2008 года. В 2009 году было выплачено субсидий за выловленную и реализованную товарную пищевую рыбу и пищевую рыбную продукцию - 84 000,0 тыс.руб.

     «Таблица-3 Параметры развития сельского хозяйства на территории ХМАО за 2008-2009 гг.»

№п/п Показатели 2009 год 2008 год % к 2008 году
Животноводство
1 Поголовье крупного рогатого скота, голов* 10710 10751 99,6
  в том числе  коров, голов* 5281 5280 100,0
2 Поголовье свиней, голов* 28788 27392 105,1
3 Поголовье овец и коз, голов* 3423 3601 95,1
4 Поголовье птицы, голов* 105424 113532 92,9
5 Поголовье оленей, голов* 31847 30321 105,0
6 Поголовье лисиц  клеточного выращивания, голов* 2568 2557 100,4
7 Производство  мяса (скота и птицы) в живом  весе - всего, тонн 7277 7244 100,5
8 Производство  молока, тонн 21373 20827 102,6
9 Производство  яиц, тыс. шт 20041 23290 86,0
10 Продуктивность  коров в с/х предприятиях и  КФХ, кг 3972 3925 101,2
11 Яйценоскость  кур в с/х предприятиях, шт. 285 316 90,2
12 Деловой выход  щенков на 1 самку, шт. 4,5 3,2 140,6
Растениеводство
1 Посевные площади  с/х культур, га 8777,3 8771 100,07
2 Валовый сбор овощей открытого грунта, тонн 17495 16438 106,4
3 Валовый сбор картофеля, тонн 91779 89700 102,3
4 Урожайность картофеля, (цн/га) 190,8 187 102,3
5 Урожайность овощей открытого грунта, (цн/га) 220,2 206 106,9
Рыбная  отрасль
1 Улов рыбы, тонн** 9913,7 9549,5 103,8
2 Выпуск пищевой  рыбопродукции, тонн** 13481 10026,3 134,4
  в том числе  мороженная, тонн 7628,9 6462,5 118

* поголовье  указано на конец отчетного  года;

** данные  Отдела контроля по автономному  округу Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству;

*** данные  Комитета информационного мониторинга  автономного округа.

 

     Выводы  и предложения

     Без развитого сельского хозяйства  и прогрессивного АПК – позитивное развитие экономики и повышение  благосостояния общества невозможно.

     Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая  включала бы ряд основных стратегических направлений:

     - стимулирование развития отечественного  сельского хозяйства, что в  первую очередь потребует определённого  перераспределения национального  дохода в пользу сельскохозяйственных  производителей;

     - придание аграрной реформе основной  целевой функции – рост производства;

     - внесение коррективов в социальную  политику, существенное улучшение  уровня питания групп населения  с низкими доходами.

     Каждая  из этих проблем требует серьёзных  мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного  производства, затем должен наступить  этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого  требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата  для сельскохозяйственного и  предоставление прямых государственных  субсидий на основные виды сельскохозяйственного  производства. Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует  серьёзной финансовой поддержки  со стороны государства даже для  достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована  на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать  все формы хозяйствования, которые  обеспечивают наиболее эффективное  использование ресурсов и прирост  производства сельскохозяйственной, в  особенности товарной продукции.

     Важным  направлением преобразований в АПК  является обновление и эффективное  использование материально –  технической и технологической  основы производства.  В условиях сложного финансового положения  наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.

     Одним из главных аспектов преобразований в АПК  является участие государства  в этом процессе.  Необходимо более  действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК.  Но в последние  годы такая поддержка была недостаточной  или отсутствовала совсем.  Решению  проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной  власти и регионов.  Конкретно  это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

     Роль  государства заключается в повышении  эффективности функционирования отрасли  и социально – экономическом  развитии территорий, базирующихся на комплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций, инвесторов и органов  управления АПК. 
 
 
 
 

 

     

Список  литературы

  1. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
  2. Масленникова Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах – М., 2004
  3. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки        агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
  4. Шагайда Н.И. Защита земель от изъятия из сферы сельскохозяйственного производства/Эко 2008. №5. С. 138-147.
  5. http://www.apk-inform.com
  6. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Государствееное регулирование агропромышленного комплекса России