Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании состояния и перспектив развития государственной собственности в России.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
изучить структуру, формы и функции государственной собственности;
рассмотреть характеристики государственной собственности в России;
выявить позитивные и негативные моменты увеличения доли государственной собственности в экономике государства;
Введение.
Изучение опыта
Во всех экономических
системах государство регулирует экономику.
Такое регулирование в
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
Необходимым становится выполнение государством задач, от решения которых зависит эффективность использования государственной собственности. К их числу прежде всего относятся: исследование основ управления собственностью на федеральном и региональном уровнях, оценка существующих критериев экономической эффективности управления государственной собственностью, выявление и систематизация проблем управления государственной собственностью, определение стратегических целей и разработка направлений повышения эффективности управления оставшейся частью государственной собственности.
Без решения поставленных задач (особо значимых в условиях кризиса) невозможно обеспечить устойчивое и динамичное использование, развитие и приращение государственной собственности.
Этими обстоятельствами и объясняется актуальность темы моей курсовой работы.
Государственная
Государственная собственность
в этом контексте представляет собой
систему экономических
На сегодняшний день в качестве субъектов государственной собственности Российской Федерации выступают:
- народ, осуществляющий права и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;
- государство в лице
уполномоченных органов
- государственные организации
и учреждения, наделенные правами
собственности (управления собс
В перечень объектов, которые могут находиться в государственной собственности, входят:
- недра, полезные ископаемые;
- земли сельскохозяйственного и иного назначения;
- водные ресурсы;
- леса и лесные богатства;
- имущественные комплексы в виде зданий, сооружений, жилых объектов, оборудования, других имущественных ценностей;
- памятники истории и архитектуры;
- унитарные предприятия;
- объекты интеллектуальной собственности;
- финансовые ресурсы, денежные средства, драгоценности.
Управление государственной
собственностью - сложная и до сих
пор недостаточно разработанная
проблема в экономической науке.
Государственная собственность
на современном этапе
В настоящее время в Российской Федерации управление собственностью имеет две составляющие: управление ее трансформацией, т.е. уход от монопольного положения государственной собственности, и управление ее использованием и развитием в процессе производства. Кроме этого, управление государственной собственностью можно определить и как систему отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих политических, экономических, социальных, внешнеэкономических, экологических и иных интересов общества и государства.
Особо актуальной является при этом проблема создания механизмов (прежде всего правовых), препятствующих использованию государственной собственности в корпоративных интересах той или иной государственной организации. В условиях переходной экономики государственная по форме собственность (например, акционерные общества с контрольным пакетом акций у государства) зачастую превращается в собственность корпоративно-капиталистическую лишь формально отличающуюся от собственности частных крупных акционерных обществ.
Анализ уровня эффективности государственной собственности предполагает определение эффективности распределения государственной собственности (прав собственности на государственные ресурсы) с позиций оптимизации производства общественных благ как благ, потребление которых обеспечивает удовлетворение общественных интересов. Поскольку основу такого производства составляют ограниченные ресурсы, их распределение в интересах каких-либо частных социальных субъектов неэффективно с позиции удовлетворения общественных интересов.
Повышение эффективности
государственной собственности
определяется распределением
Оценку эффективности управления государственной собственностью нельзя свести только к размерам получаемых государством прямых доходов. Государство по отношению к предприятиям государственного сектора выступает в нескольких ролях: как хозяин, сборщик налогов, как институт, регулирующий правила игры рыночных сил, как выразитель и гарант общественных интересов, а иногда и как клиент (что вызывает конфликт интересов внутри самой системы государственного управления - конфликт интересов министерств и ведомств при управлении государственной собственностью). К тому же на практике, если государственное предприятие является неприбыльным, причину этого определить достаточно трудно - трудно однозначно ответить: является ли это следствием низкой квалификации менеджеров, регулирующего ограничения государственной политики, несовершенства механизма государственного контроля или давления общественных интересов. Политика нашего государства в отношении государственного сектора, государственной собственности крайне непоследовательна, что свидетельствует об отсутствии четкой программы социально-экономических реформ. Отсюда и случайное распределение предприятий государственной собственности по отраслям, организационно-правовым формам, между центром Федерации и ее субъектами.
Цель курсовой работы состоит в исследовании состояния и перспектив развития государственной собственности в России.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
Объектом исследования является государственный сектор экономики.
Предметом исследования выступает управление государственной собственностью и ее эффективного использования.
Содержательная часть
курсовой работы включает в себя две
главы. Первая содержит теоретическое
и методологическое обоснование
собственности и
В процессе исследования в качестве литературы использовались журналы: “Общество и экономика”, “Экономист”, “Журнал экономической теории”, “Вопросы экономики” и др., а также периодические издания “Российской газеты” и различные учебные пособия и курсы лекций по экономике.
Глава I. Теоретическое и методологическое обоснование собственности и государственного сектора экономики.
1.1. Сущность собственности.
Общепризнанно, что вопрос собственности – это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как и кем он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества (как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества).4
Среди многообразных
желаний и устремлений
Понятие, представление о собственности формировалось в науке и в жизни в течение многих сотен, даже тысяч лет, но все еще является объектом анализа, исследований, дискуссий.6
Собственность – отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Так что собственность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту.
Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Субъекты собственности в конечном счете – заведомо одушевленные лица. Попытки заменить их некоторыми категориями типа «государство» без указания, какие органы и лица представляют «государство», приводят, по сути, к «бессубъектной» собственности, являющейся абстракцией. Олицетворять, реализовать практически право собственности могут только люди в лице человека, семьи, коллектива, организации, органов управления.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту. Объекты собственности зачастую называют просто собственностью, вкладывая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности.
Присвоение – это процесс закрепления благ за определенным лицом, означающее, что никто другой не может их использовать, не вступая с данным лицом в производственные отношения.
Производственные (экономические) отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.
Отчуждение – это лишение определенного лица возможности использовать объект без вступления в производственные отношения с другим лицом.
Существует юридическая трактовка собственности, которая содержит в себе выявление правомочий собственника, т.е. правовых норм, закрепляющих сложившиеся в практике отношения собственности.
В понятие «отношения собственности» включаются, с одной стороны, отношения собственника «к своей вещи», т.е. имущественные, субъектно-объектные отношения между субъектом и объектом. Эти первичные, закрепленные правом отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности по поводу принадлежности и использования объектов, т.е. субъектно-субъектных отношений. Последние представляют экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, отражают имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. Данная группа отношений носит социально-экономический характер и обусловливает прежде всего формы распределения имущества, продукции, товаров, доходов, других ценностей между собственниками.7