Государственная собственность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании состояния и перспектив развития государственной собственности в России.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
изучить структуру, формы и функции государственной собственности;
рассмотреть характеристики государственной собственности в России;
выявить позитивные и негативные моменты увеличения доли государственной собственности в экономике государства;

Работа состоит из  1 файл

курсач за 1 курс.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Роль государства в экономической жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоянно менялась. Призывы резко ограничить вмешательство государства в экономику отражали всего лишь противостояние окрепшей промышленной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но воспринявшему многое от феодализма. После полного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.1

Во всех  экономических  системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной  рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике России большой  упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой  преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Необходимым становится выполнение государством задач, от решения  которых зависит эффективность  использования государственной  собственности. К их числу прежде всего относятся: исследование основ  управления собственностью на федеральном и региональном уровнях, оценка существующих критериев экономической эффективности управления государственной собственностью, выявление и систематизация проблем управления государственной собственностью, определение стратегических целей и разработка направлений повышения эффективности управления оставшейся частью государственной собственности.

Без решения поставленных задач (особо значимых в условиях кризиса) невозможно обеспечить устойчивое и динамичное использование, развитие и приращение государственной собственности.

Этими обстоятельствами и объясняется актуальность темы моей курсовой работы.

 Государственная собственность  — непременная составная часть  социально-экономических систем. Понятие  «государственная собственность» многогранно, и его можно отнести как к самой категории «собственность», так и к категории «государственная». Термин «государственная собственность» используется для выделения особого, отличного от частной формы вида собственности — государственной и для обозначения имущества, принадлежащего государству.

Государственная собственность  в этом контексте представляет собой  систему экономических отношений  между людьми по поводу условий производства в целях реализации государственных  и публичных интересов, при которых управление и распоряжение объектами собственности осуществляют органы государственной власти. 2

На сегодняшний день в качестве субъектов государственной  собственности Российской Федерации  выступают:

- народ, осуществляющий  права и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;

- государство в лице  уполномоченных органов государственной  власти федерации и ее субъектов; 

- государственные организации  и учреждения, наделенные правами  собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.

В перечень объектов, которые  могут находиться в государственной  собственности, входят:

- недра, полезные ископаемые;

- земли сельскохозяйственного  и иного назначения;

- водные ресурсы; 

- леса и лесные богатства;

- имущественные комплексы  в виде зданий, сооружений, жилых  объектов, оборудования, других имущественных  ценностей; 

- памятники истории  и архитектуры; 

- унитарные предприятия; 

- объекты интеллектуальной  собственности; 

- финансовые ресурсы, денежные средства, драгоценности.

Управление государственной  собственностью - сложная и до сих  пор недостаточно разработанная  проблема в экономической науке. Государственная собственность  на современном этапе функционирования экономической системы выполняет важнейшие функции, поэтому крайне необходимо ее эффективное управление. 3

В настоящее время  в Российской Федерации управление собственностью имеет две составляющие: управление ее трансформацией, т.е. уход от монопольного положения государственной  собственности, и управление ее использованием и развитием в процессе производства. Кроме этого, управление государственной собственностью можно определить и как систему отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих политических, экономических, социальных, внешнеэкономических, экологических и иных интересов общества и государства.

Особо актуальной является при этом проблема создания механизмов (прежде всего правовых), препятствующих использованию государственной  собственности в корпоративных  интересах той или иной государственной  организации. В условиях переходной экономики государственная по форме собственность (например, акционерные общества с контрольным пакетом акций у государства) зачастую превращается в собственность корпоративно-капиталистическую лишь формально отличающуюся от собственности частных крупных акционерных обществ.

Анализ уровня эффективности  государственной собственности  предполагает определение эффективности  распределения государственной  собственности (прав собственности  на государственные ресурсы) с позиций  оптимизации производства общественных благ как благ, потребление которых обеспечивает удовлетворение общественных интересов. Поскольку основу такого производства составляют ограниченные ресурсы, их распределение в интересах каких-либо частных социальных субъектов неэффективно с позиции удовлетворения общественных интересов.

 Повышение эффективности  государственной собственности  определяется распределением собственности  государства по уровням и субъектам  хозяйствования не в интересах  частных субъектов, а таким  распределением государственной  собственности, которое обеспечивает реализацию общественных интересов Правда, хозяйствующие субъекты стремятся закрепить практикуемый ими способ использования государственной собственности либо через создание норм (прежде всего правовых), институционализирующих их деятельность, либо препятствуя созданию норм затрудняющих их деятельность. В последнем случае создается ситуация, при которой распределение прав на государственную собственность оказывается размытым. Индикатором неэффективного использования государственной собственности является именно размытое и противоречивое законодательство.

Оценку эффективности  управления государственной собственностью нельзя свести только к размерам получаемых государством прямых доходов. Государство  по отношению к предприятиям государственного сектора выступает в нескольких ролях: как хозяин, сборщик налогов, как институт, регулирующий правила игры рыночных сил, как выразитель и гарант общественных интересов, а иногда и как клиент (что вызывает конфликт интересов внутри самой системы государственного управления - конфликт интересов министерств и ведомств при управлении государственной собственностью). К тому же на практике, если государственное предприятие является неприбыльным, причину этого определить достаточно трудно - трудно однозначно ответить: является ли это следствием низкой квалификации менеджеров, регулирующего ограничения государственной политики, несовершенства механизма государственного контроля или давления общественных интересов. Политика нашего государства в отношении государственного сектора, государственной собственности крайне непоследовательна, что свидетельствует об отсутствии четкой программы социально-экономических реформ. Отсюда и случайное распределение предприятий государственной собственности по отраслям, организационно-правовым формам, между центром Федерации и ее субъектами.

Цель курсовой работы состоит в исследовании состояния  и перспектив развития государственной  собственности в России.

Реализация данной цели потребовала решения следующих  задач:

  • изучить структуру, формы и функции государственной собственности;
  • рассмотреть характеристики государственной собственности в России;
  • выявить позитивные и негативные моменты увеличения доли государственной собственности в экономике государства;
  • исследовать проблемы эффективного использования и основные направления повышения эффективности использования государственной собственности;

Объектом исследования является государственный сектор экономики.

Предметом исследования выступает управление государственной  собственностью и ее эффективного использования.

Содержательная часть  курсовой работы включает в себя две  главы. Первая содержит теоретическое  и методологическое обоснование  собственности и государственного сектора экономики, а вторая глава  посвящена непосредственно состоянию и перспективам развития государственной собственности в России.

В процессе исследования в качестве литературы использовались журналы: “Общество и экономика”, “Экономист”, “Журнал экономической  теории”, “Вопросы экономики” и др., а также периодические издания “Российской газеты” и различные учебные пособия и курсы лекций по экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое и методологическое обоснование собственности и государственного сектора экономики.

1.1. Сущность  собственности.

Общепризнанно, что вопрос собственности – это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как и кем он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества (как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества).4

Среди многообразных  желаний и устремлений человека, представляющих отражение его экономической  природы, достойное место занимает интерес к обладанию богатством, имуществом. Собственность порождает уверенность в непосредственной причастности человека к вещам и тем самым привязывает его к ним прочными нитями, побуждает постоянно действовать ради сохранения и рационального использования предметов и объектов окружающего мира. И наоборот, отчуждение людей от вещей, лишение их возможности чувствовать себя хозяином порождает безучастие, индифферентность, а порою и неприязнь к тому, что воспринимается как не свое, чужое.5

Понятие, представление  о собственности формировалось в науке и в жизни в течение многих сотен, даже тысяч лет, но все еще является объектом анализа, исследований, дискуссий.6

Собственность – отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Так что собственность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту.

Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Субъекты собственности в конечном счете – заведомо одушевленные лица. Попытки заменить их некоторыми категориями типа «государство» без указания, какие органы и лица представляют «государство», приводят, по сути, к «бессубъектной» собственности, являющейся абстракцией. Олицетворять, реализовать практически право собственности могут только люди в лице человека, семьи, коллектива, организации, органов управления.

  Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту. Объекты собственности зачастую называют просто собственностью, вкладывая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности.

Присвоение – это процесс закрепления благ за определенным лицом, означающее, что никто другой не может их использовать, не вступая с данным лицом в производственные отношения.

Производственные (экономические) отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.

Отчуждение – это лишение определенного лица возможности использовать объект без вступления в производственные отношения с другим лицом.

Существует юридическая трактовка собственности, которая содержит в себе выявление правомочий собственника, т.е. правовых норм, закрепляющих сложившиеся в практике отношения собственности.

В понятие «отношения собственности» включаются, с одной стороны, отношения собственника «к своей вещи», т.е. имущественные, субъектно-объектные отношения между субъектом и объектом. Эти первичные, закрепленные правом отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности по поводу принадлежности и использования объектов, т.е. субъектно-субъектных отношений. Последние представляют экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, отражают имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. Данная группа отношений носит социально-экономический характер и обусловливает прежде всего формы распределения имущества, продукции, товаров, доходов, других ценностей между собственниками.7

Информация о работе Государственная собственность в России