Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании состояния и перспектив развития государственной собственности в России.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
изучить структуру, формы и функции государственной собственности;
рассмотреть характеристики государственной собственности в России;
выявить позитивные и негативные моменты увеличения доли государственной собственности в экономике государства;
К 2010 году планируется создать в оборонке не более 50-60 интегрированных структур по производству основных видов вооружения и военной техники.30
Исходя из характеристики этих двух важнейших объектов федеральной собственности, можно прийти к выводу о том, что при правильном руководстве эффективность этих объектов значительно возрастает.
2.2. Позитивные и негативные моменты увеличения доли государственной собственности в экономике государства.
Наблюдающаяся в настоящее время очень непростая ситуация с госсектором в России сложилась отнюдь не стихийно. В основе такого положения дел лежала концепция о принципиальной экономической несостоятельности госсектора. Однако эта концепция до сих пор остается необоснованной. Нельзя утверждать, что госсектор везде и всегда не может сравниться по экономической эффективности с частными предприятиями. Возможности государственного сектора еще предстоит анализировать.
Как масштабы госсектора влияют на сбалансированность государственного бюджета? Важность данного вопроса определяется действием закона А.Вагнера, в соответствии с которым доля государственных расходов в ВВП увеличивается по мере осуществления роста национального производства. Считается, что увеличение масштабов госсектора ускоряет рост доли государственных расходов в ВВП. Если это так, то слишком большой госсектор должен восприниматься в качестве угрозы финансовой системе государства, так как рост государственных расходов так или иначе провоцирует рост налогового бремени и государственного долга. Однако возникает закономерный вопрос: насколько же обоснованы подобные опасения? Как ни странно, но окончательный ответ, подкрепленный эмпирическими исследованиями, на данный вопрос пока не получен. Однако можно констатировать следующее. Безусловно, госсектор таит в себе определенную финансовую «опасность», так как его увеличение повышает нагрузку на государственный бюджет. Но расчеты показывают, что в глобальном плане эта опасность не столь уж велика и не может в обозримой перспективе привести к фатальным для национальных экономик последствиям. Более чем вековая история существования госсектора в развитых странах мира позволила достичь определенной сбалансированности между госсектором и государственными расходами. Там, где госсектор является высоко затратным сегментом экономики (например, в Японии), его негативное влияние компенсируется его незначительными размерами. Там, где он, наоборот, достиг впечатляющих размеров (например, в Норвегии), там он не так уж много потребляет государственных средств. Значительно большее значение имеет тот факт, что страна должна обеспечить некоторый минимальный уровень государственных расходов, чтобы «получить право» на наличие нормального госсектора.31
Определить объем
Диапазон составляющих государственного (публичного) сектора очень велик: от чисто государственных предприятий до смешанных, от финансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, производственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фирмы, от сугубо национальных до международных организаций и финансов. Отсюда ясно, что масштабы государственной (публичной) экономики огромны, хотя и трудно определимы с высокой точностью.32
Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.
Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.
Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки этих сфер, при развитии государственной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы.
Что касается развития государственной
собственности, то здесь, безусловно, широкие
возможности оставляют традицио
В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.
Так, принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.
В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.
Хочется отметить, что главной темой Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе, который считается одной из главных международных площадок для встречи представителей власти и бизнеса (в 2009 году форум проходил с 28 января по 1 февраля), названо «Формирование послекризисного мира». По всей видимости, Давос-2009 стал идеальным местом для поиска мировых антикризисных рецептов. Канцлер Германии Ангела Меркель привела пример послевоенного устройства Германии, в котором наблюдалось относительное увеличение доли государства в экономике. Страной тогда руководил К. Аденауэр (15 сентября 1949 – 15 октября 1963), он вывел Германию в лидеры.
Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.
В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить в перспективе весомую роль. При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.
2.3. Проблемы эффективного использования государственной собственности. Основные направления повышения эффективности использования государственной собственности.
В общем виде экономическая эффективность определяется соотношением результатов и затрат, а принцип ее состоит в максимизации производства материальных благ для удовлетворения потребностей людей и общества при сокращении затрачиваемых ресурсов.
На практике удовлетворение
частнопредпринимательских
Следует также отметить прямые преимущества государственной собственности перед другими формами собственности:
Так как государственная
собственность играет очень большую
роль в экономике, то необходимо пользоваться
ее объектами как можно
Следует отметить, что чрезмерная экономия государственных средств оборачивается менее удовлетворительной работой госсектора, а индикатором неэффективного использования государственной собственности является размытое и противоречивое законодательство.36
Не следует забывать, что многолетняя кампания приватизации была организована таким образом, что превратила госсектор в своего рода хозяйственный отстойник, куда сбрасывались все экономические проблемы страны. Действительно, в его рядах оставались (или даже включались) самые проблемные предприятия. Можно сказать, что все проблемы отечественной промышленности локализованы в госсекторе.37
Важное значение имеет
соотношение государственной
Ряд объектов государственной
собственности оказывается
Исследования зарубежных
экономистов по анализу сравнительной
экономической эффективности