Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании состояния и перспектив развития государственной собственности в России.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
изучить структуру, формы и функции государственной собственности;
рассмотреть характеристики государственной собственности в России;
выявить позитивные и негативные моменты увеличения доли государственной собственности в экономике государства;
Для формирования правления на предприятиях, т.е. высших органов, определяющих цели, задачи и перспективы производства, необходимо довольно серьезное нормативно-правовое обеспечение. Следует выявить критерии для вхождения лиц в состав правления. Как правило, это высокая компетентность, предполагающая знание текущей деятельности предприятия, особенностей данного вида бизнеса и отрасли, финансовых вопросов и т.д. Число представителей правительства должно быть больше, чем бизнеса. При этом целесообразно, чтобы это были сотрудники разных министерств и ведомств, курирующих соответствующую отрасль экономики. Необходимо предусмотреть регламентирующую процедуру по выбору и утверждению председателя правления.
Что касается системы номинаций членов правления, то важно определить, во-первых, какие структуры участвуют в выдвижении своих представителей и какие – в утверждении окончательного списка, и, во-вторых, механизм взаимодействия данных структур. Это должно быть подкреплено разработкой форм и образцов документов, требуемых для номинации лиц в члены правления.
Одним из резервов управления государственным сектором является оптимизация механизма взаимодействия между правлением предприятия и назначаемым им исполнительным директором. Здесь также необходимо дополнять существующую правовую систему новыми нормативными документами. Основная идея данного нововведения – разделение стратегических и оперативных полномочий по управлению.
Целесообразно возложить на правление предприятия функции по ведению переговоров, найму и увольнению исполнительного директора. При этом необходимо регламентировать два вопроса: его квалификацию и оплату труда.
Следует определить профессионально-
Нужно в полной мере минимизировать диапазон направлений деятельности государственных предприятий. Известно, что многие из них расширяют свою деятельность, несмотря на оговоренные базовые сферы. Это может негативно сказаться на достижении основной цели. Сказанное особенно актуально для предприятий с общественными интересами. Одним из основных принципов управления такими производствами должна стать минимизация их диверсификации. Концентрация усилий на основных направлениях деятельности предприятий позволит значительно упорядочить управление ими, предотвратить распыление государственных ресурсов.
Еще одним рычагом оптимизации функционирования государственного сектора является аренда и передача предприятий в доверительное управление. Условия такой передачи могут гарантировать государству сохранение основного вида деятельности предприятия и определенной части персонала с последующим ежегодным доходом в зависимости от успехов нового руководства.48
В заключение отмечу, что в России назрела необходимость принятия ряда нормативно-правовых актов для формирования целостной системы регулирования госсектора.
В первую очередь нужны поправки к Закону о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации в части основных понятий, касающихся государственного, муниципального и частного секторов.
Одновременно представляется необходимым начать разработку проекта закона о государственном секторе экономики, регламентирующего максимально широкий круг, связанных с ним вопросов. Его подготовка требует определения места и роли госсектора в системе макроэкономического регулирования, что может быть сделано в Концепции развития государственного сектора российской экономики, которую целесообразно разработать и принять в ближайшее время. В ней найдут также отражение концептуальные представления о направлениях и темпах трансформации госсектора в средней и долгосрочной перспективе.
Представляется, что принятие этих и ряда других документов при корректном учете всех экономико-правовых аспектов позволит уже через несколько лет сформировать работоспособную систему управления отечественным госсектором.49
Заключение.
В настоящее время государство продолжает заниматься хозяйственной деятельностью, для которой необходима собственность.
Государственная собственность выступает в трех формах: федеральная собственность, региональная собственность и муниципальная собственность. Базой распространения государственной собственности являются те сферы экономики, которые в силу недостаточной прибыльности оказываются вне зоны интересов частного капитала, а общее макроэкономическое развитие требует их нормального функционирования. Сюда относятся те отрасли, которые, как правило, могут существовать только как общие (как единое целое). Это социальная и производственная инфраструктура, охрана общественного порядка и экологическая защита, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое, как освоение космоса и т.д. Возникновение государственной собственности связано с решением проблем обороноспособности страны и важных стратегических задач.50
Государственная собственность
обладает значительными преимуществами
перед другими формами
Следует отметить, что ряд объектов государственной собственности не подлежит приватизации, а российская модель приватизации совершенно не учитывала экономическую и социальную эффективность деятельности приватизируемых предприятий, в результате чего сейчас мы имеем недостаточно эффективный госсектор.
На основе характеристики госкорпорации "Росатом" и ВПК России можно прийти к выводу о том, что, являясь государственной собственностью, деятельность этих объектов достаточно эффективна, и государство проводит правильную политику в отношении этих объектов.
Считается, что увеличение масштабов госсектора ускоряет рост доли государственных расходов в ВВП. Доля правды в этом есть, но расчеты показывают, что в глобальном плане эта опасность не столь уж велика. Необходимо устранение государственной монополии. Для развития государственной формы собственности все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.
Однако существуют и проблемы эффективного использования государственной собственности, это – несовершенные механизмы управления, несовершенство законодательной базы, отсутствие хороших управляющих собственностью, коррупция.
Для повышения эффективности использования государственной собственности прежде всего необходимо ввести систему мониторинга эффективности использования имущества федеральными предприятиями и акционерными обществами, имеющими государственную долю капитала. Повысить эффективность использования государственной собственности реально, необходимо только время и желание.
Список использованной литературы.
1 Бирюков В., Кузнецова Е. Государственная собственность и государственный сектор в рыночной экономике. // МЭиМО.№ 12.2001., с. 57
2 Львов Д., Гребенников В., Устюжанина Е. Концепция национального имущества // Вопросы экономики. № 7. 2001., с. 139
3 Управление государственной собственностью. Под ред. д.э.н. проф. Кошкина В.И. Издание расшир. и доп., М., ЭКМОС 2002., с. 26
4 Губанов С. Эволюция отношений собственности: форма, содержание. // Экономист. № 2.1997., с. 26
5 Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. М., ИНФРА-М 2001. Гл. 5., с. 99
6 Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. М., ИНФРА-М 2001. Гл. 5., с. 100
7 Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. М., ИНФРА-М 2001. Гл. 5., с. 101
8 Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. М., ИНФРА-М 2001. Гл. 5., с. 103-105
9 Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А., «АСА» 2005. Гл. 4., с. 70-73
10 Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. М., ИНФРА-М 2001. Гл. 5., с. 107-108
11 Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. М., ИНФРА-М 2001. Гл. 5., с. 109
12 Курс экономической теории. Под ред. Сидоровича А.В. М., Издательство «ДИС» 1997. Гл. 41., с. 157
13 Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. М., ИНФРА-М 2001. Гл. 5., с. 109-110
14 Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. М., ИНФРА-М 2001. Гл. 5., с. 111
15 Курс экономической теории. Под ред. Сидоровича А.В. М., Издательство «ДИС» 1997. Гл. 41., с. 158
16 Курс экономики. Под ред. Райзберга Б.А. М., ИНФРА-М 2001. Гл. 5., с. 111
17 Абдуллаев Н. Государственная собственность и ее структура. // Журнал для акционеров. №6.2001., с. 31
18 Beaulac A. L`ingenierie financiere et fiscal de rachat d`une entreprise par ses salaries. Paris.,1989., с.72
19 Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. М., 1995., с.148
20 Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. М., 1995., с.135
21 Экономика (экономическая теория): словарь терминов. Авт. сост. Николаева Е.Е. Иваново: Иван. гос. ун-т 2008., с. 143
22 Кузнецова Т.М. Концептуальные основы разгосударствления и приватизации. // Общество и экономика. .№10. 2001., с. 48
23 Курс лекций по экономической теории. Под ред. Мягковой Т.Л. М., Издательство «Аллель» 2005., с. 82
24 Заикина С.А. Цели, этапы и способы приватизации в России. // Общество и экономика. №3.2004., с. 47
25 Абдуллаев Н. Государственная собственность и ее структура. // Журнал для акционеров. №6. 2001., с. 33
26 Крюков В. Совершенствование государственного управления собственностью. // Экономист. №3.1999., с. 21
27 Агентство РИА Новости, 04:33 30/12/2008
28 РБК daily; Екатерина Годлевская, Даниил Шабашов; 04/03/2009
29 Агентство РИА Новости, 13:48 10/03/2009
30 «Российская газета»; 26/02/2009, четверг, №33(4857); с. 7
31 Балацкий Е., Конышев В. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции.// Общество и экономика. №8.2003., с. 5-6; c. 13
32 Бирюков В., Кузнецова Е. Государственная собственность и государственный сектор в рыночной экономике.// МЭиМО. №12.2001., с. 59
33 Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический анализ).//Экономист. №1.2003., с. 50
34 Экономическая теория: курс лекций. Под ред. Маленькова Б. И. Иваново, Издательство «Иван. гос. ун-т » 2008., с. 55
35 Балацкий Е., Конышев В. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции. // Общество и экономика. № 7.2003., с. 25
36 Балацкий Е., Конышев В. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции. // Общество и экономика. № 7. 2003., с. 23
37 Балацкий Е., Конышев В. Роль государственного сектора в построении «новой экономики». // Общество и экономика. №9.2003., с. 95
38 De Alessi L. The economics of property rights: a review of evidence.// Research in Law and Economics. 1980. V. 2., с. 34
39 Niskanen W.A. Bureaucrasy and representative Goverment. - Chicago, 1971
40
Примаков Е.М. О борьбе с коррупцией в России.
// http: //www.hse.ru/science/reports/
41 Экономическое развитие России. Под ред. Рязанова В.Т. СПб., Наука 1998., с. 67
42 Новрузов Р. Об эффективности управления государственной собственностью. // Российский экономический журнал.№3.2000
43 Балацкий Е., Конышев В. Роль государственного сектора в построении «новой экономики». // Общество и экономика. №9.2003., с. 96
44 Балацкий Е. Место госсектора в экономической политике. // Общество и экономика.№9.2004
45 Балацкий Е., Конышев В. Роль государственного сектора в построении «новой экономики». // Общество и экономика. №9. 2003., с. 98
46 Балацкий Е. Место госсектора в экономической политике. // Общество и экономика.№9.2004
47 Балацкий Е., Конышев В. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции. // Общество и экономика. № 7.2003., с. 24
48 Балацкий Е. Особенности государственного сектора промышленности.// Экономист. №6. 2002., с. 7-8
49 Балацкий Е. Место госсектора в экономической политике. // Общество и экономика.№9.2004
50 Экономическая теория: курс лекций. Под ред. Маленькова Б. И. Иваново, Издательство «Иван. гос. ун-т » 2008., с. 54-55