Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций
Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
Основания прекращения полномочий Президента РФ
по истечении
установленного срока его пребывания
в должности после принесения
присяги вновь избранным
Во всех указанных случаях обязанности Президента временно исполняют Председатель Правительства РФ. Однако исполняющий обязанности не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции
Основные конституционные полномочия Президента РФ.
Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Эти полномочия
затрагивают все стороны
Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст.90).
Издание указов и распоряжений – основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном суде.
Вопрос №5 Федеральное Собрание Российской Федерации в системе государственного управления: правовое положение, структура.
Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ.
Конституция РФ (ст. 94) характеризует Федеральное Собрание РФ как законодательный орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.
Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.
Основными функциями парламента являются:
1) представительство;
2) законотворчество;
3) контроль.
Основными стадиями законодательного процесса являются:
1) внесение законопроекта в Государственную Думу;
2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;
3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;
4) подписание Президентом РФ и обнародование закона.
Субъектами права
1) Президент РФ;
2) Совет Федерации;
3) депутаты Государственной Думы;
4) Правительство РФ;
5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросам их ведения.
В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103).
Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на Государственную Думу.
В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ.
Государственная Дума РФ является нижней палатой Парламента РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
Полномочия Государственной Думы:
1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Данное полномочие Государственной Думы предусматривает ее участие в формировании Правительства Российской Федерации.
2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.Полномочие дает Государственной Думе возможность, хотя и в ограниченной мере препятствовать осуществлению нежелательной для нее политики Правительства РФ. Данная конституционная норма тесно связана с положениями п. «в» ст. 83, п. «б» ст. 84, ч. 1 ст. 109, ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ.
3. Полномочия по назначению Председателя Центрального банка РФ.
Председатель Центрального банка России назначается Государственной думой сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения Президент РФ должен представить не позднее, чем за 3 месяца до истечения полномочий предыдущего председателя.
4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.
5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека РФ, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
6. Объявление амнистии.
Амнистия– это однократное освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенные преступления до установленной в акте об амнистии даты.
7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях:
1) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);
2) в случае повторного (в течение 3 месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);
3) в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).
Вопрос №7 Правовое положение Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ. Порядок формирования, основные направления деятельности.
Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г . «О Конституционном Суде РФ».
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Его полномочия не ограничены сроком.
Полномочия самого КС законом не ограничены и заключаются в следующем:
Это полномочие носит предварительный характер, если речь идёт о заключённых, но не вступивших в силу договорах и последующий характер, когда речь идёт о принятых законах и подзаконных актах.
Судьёй КС может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста не менее 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
КС действует в составе 2 палат, включающих в себя 10 и 9 судей. Персональный состав палат меняется не реже, чем раз в 3 года.
Вопрос №8 Государственный Совет при Президенте РФ: правовой статус, компетенция и порядок избрания
Государственный совет РФ – это совещательный орган, созданный при Президенте РФ в целях реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Деятельность Государственного совета РФ регулируется Положением о Государственном совете РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602).
Государственный совет включает в себя: 1) председателя Государственного совета (им является Президент РФ); 2) членов Государственного совета (ими являются высшие должностные лица либо руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).
Информация о работе Государственное и муниципальное управление