Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций
Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
В) общественные объединения,
негосударственные фонды и иные
негосударственные
Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения её деятельности.
В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента и Правительства РФ, Федеральная служба контрразведки, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, налоговые и иные органы, а также органы ведомственного контроля должны оказывать содействие деятельности Счётной Палаты.
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счётной Палаты связана с федеральным бюджетом, внебюджетными фондами, и федеральной собственностью.
Вопрос №11 Правовой статус представительных органов местного самоуправления. Структура и порядок деятельности представительных органов местного самоуправления.
Представительные органы– это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган состоит из депутатов, численность которых определяется уставом территориальной единицы. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» количество депутатов ставит в зависимость от численности населения муниципального образования. Данная пропорция выглядит следующим образом:
1) 7 депутатов – при численности населения менее 1 тыс. человек;
2) 10 депутатов – при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;
3) 15 депутатов – при численности населения от 10 до 30 тыс. человек;
4) 20 депутатов – при численности населения от 30 до 100 тыс. человек;
5) 25 депутатов – при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;
6) 35 депутатов – при численности населения свыше 500 тыс. человек.
Особо оговаривается численность депутатов муниципального района. Вне зависимости от его параметров она должна составлять не менее 15 человек.
Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
В отдельную группу выделяются представительные органы муниципальных районов. Они формируются двумя способами: в результате избрания на муниципальных выборах; в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. В первом варианте число депутатов, избранных из одного поселения, входящего в муниципальный район, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа. Во втором варианте представительный орган избирается из депутатов представительных органов поселений в составе района по норме представительства, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Помимо депутатов, в состав представительного органа района по должности включаются главы поселений, расположенных в границах муниципального района.
В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не образуется. В этом случае его функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом муниципального образования независимо от количества проживающих. Понятно, что такие муниципальные образования должны быть небольшими и преимущественно сельскими. В любом случае недопустима ситуация, когда местное самоуправление остается без представительного органа или схода граждан.
Структура местного представительного органа включает в себя: руководящие органы, функционально—отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), территориальные органы, аппарат.
К руководящим органам следует отнести председателя, его заместителей. Как правило, они избираются из состава депутатов представительного органа местного самоуправления. Возможен вариант, предусмотренный Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», когда организацию деятельности представительной власти осуществляет глава муниципального образования, избранный населением. Выбор того или иного варианта находится за уставом муниципального образования.
В зависимости от того, кто возглавляет думу (совет), устанавливаются содержание и объем полномочий руководителя представительного органа. Если это председатель, избранный из числа депутатов, его полномочия будут иметь две основные направленности: представительские и по руководству думой.
Находясь во главе представительного органа, председатель представляет его в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований. Но более всего деятельность председателя связана с организацией работы представительного органа. Он осуществляет руководство подготовкой заседаний думы, созывает их, координирует деятельность постоянных комиссий и депутатов, дает им поручения. Председатель назначает и освобождает от должности сотрудников аппарата думы, обладает правом их приема и увольнения. В его ведении – распоряжение денежными средствами представительного органа в пределах утвержденной в бюджете муниципального образования сметы расходов думы.
Если же работой думы руководит председатель, являющийся одновременно главой муниципального образования, его полномочия завершаются досрочно в связи с отзывом избирателями с должности руководителя муниципального образования.
С уверенностью можно прогнозировать увеличение объема полномочий главы муниципального образования – председателя думы в сравнении с обычным руководителем представительного органа. Они не могут быть ограничены только представительскими полномочиями и обязанностями по руководству думой. Как высшее должностное лицо муниципального образования его глава, являющийся при этом председателем думы, осуществляет контроль за органами и должностными лицами местного самоуправления. В этом качестве он ответствен за определение приоритетов развития территории, реализацию региональных, межрегиональных и международных связей муниципального образования.
Вопрос №12 Правовой статус, компетенция главы местного самоуправления. Порядок избрания.
В соответствии с законом о местном самоуправлении 2003г. в любом муниципальном образовании уставом должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Закон о местном самоуправлении 1995г. устанавливал только, что уставом муниципального образования может быть предусмотрены должность главы муниципального образования.
Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления, наделенное собственной компетенцией, имеющее право входить в состав представительного органа, председательствовать на его заседаниях.
Настоящий закон не только запрещает совмещение руководства представительным и исполнительным органом местного самоуправления, но и закрепляет некоторые полномочия главы муниципального образования, устанавливает основания досрочного прекращения его полномочий.
Особенности правового статуса главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования рассматривались в теории муниципального права. Так, в частности, И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов отмечают, что он символизирует собой местную власть, и выделяют два положения, характеризующие этот его статус: нормативное закрепление полномочий главы муниципального образования и возможность совмещения им должностей руководителя представительного и исполнительного органа местного самоуправления.
Однако, комментируемый
закон о местном самоуправлении
исключает возможность
Представляется, что, говоря о главе муниципального образования как высшем должностном лице, следует обратить внимание на следующие особенности его статуса:
даже если глава муниципального
образования возглавляет
он представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями;
глава муниципального образования, несет персональную ответственность перед населением муниципального образования.
Полномочия главы
Глава муниципального образования может возглавлять либо представительный орган муниципального образования, либо местную администрацию.
Устав муниципального образования должен определять структуру и порядок формирования органов местного самоуправления. Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования в конкретном поселении или ином муниципальном образовании - представительный или местную администрацию.
2. Порядок избрания
главы муниципального
Если в соответствии с уставом муниципального образования его глава является председателем представительного органа, могут быть предусмотрены две процедуры его избрания - населением непосредственно на муниципальных выборах или депутатами представительного органа муниципального образования из своего состава.
Глава муниципального образования, являющийся в соответствии с уставом этого образования также главой администрации, может избираться только населением непосредственно на муниципальных выборах. Зачастую выборы главы муниципального образования проводятся одновременно с выборами представительного органа муниципального образования.
Представляется, что в
этих случаях целесообразно
В поселениях с численностью менее 1000 человек допускается совмещение полномочий главы представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации, если это предусмотрено уставом данного муниципального образования. Очевидно, что в небольшом поселении нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления хотя бы из экономии средств местного бюджета.
Однако в таких поселениях гораздо проще реализовать процедуру отзыва главы муниципального образования, так как население, как правило, хорошо проинформировано о том, как решаются вопросы местного значения. Глава муниципального образования в таких поселениях отвечает за все вопросы, решаемые на местном уровне, поэтому отсутствует также необходимость наделять правами юридического лица представительные органы.
3. Полномочия главы муниципального образования
Предусмотренные настоящей частью комментируемой статьи полномочия принадлежат главам муниципальных образований независимо от способа их избрания и от того, какой орган они возглавляют - представительный или местную администрацию.
Представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях. Право созывать внеочередные заседания представительного органа муниципального образования на практике часто используется главами муниципальных образований для решения неотложных вопросов.
Норма о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования содержится и в действующем законе о местном самоуправлении. Отчетность можно расценивать в качестве одного из способов контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования. В то же время исследователями уже отмечалось, что в разных муниципальных образованиях по-разному определяется порядок такой отчетности, ее сроки, зачастую такая обязанность просто констатируется.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление