Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа
Задачи данной работы, исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства;
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны;
изучить функции и значение государственного предпринимательства;
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.
Введение 3
1. Сущность государственного предпринимательства 5
2. Формы государственного предпринимательства в России 15
3. Пути повышение эффективности государственного
предпринимательства 23
Заключение 33
Список использованной литературы
Государственное
предприятие, пусть даже наделенное
самыми широкими правами и ответственностью,
всегда отстает от частного в степени
хозяйственной
Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если
исходить из мирового опыта, то все
задачи, которые могут и должны
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства, основные из них могут быть обозначены.7
а)
определить оптимальные рамки
б)
провести реорганизацию управления
государственной собственностью на
основе разделения полномочий между
Мингосимуществом России (который должен
на деле стать главным органом
по управлению госимуществом за исключением
государственных унитарных
в) установить общественный контроль над эффективным расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;
г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.
д) разработать единый реестр государственной собственности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;
е) ввести обязательный аудит государственной собственности;
и)
упорядочить механизм управления государственным
имуществом, переданным в хозяйственное
ведение или оперативное
к)
четко разделить все
л)
шире практиковать передачу акций акционерного
общества с контрольным пакетом
акций у государства в
м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);
н)
введение на макро-уровне системы индикативного
(договорного) планирования с установлением
ряда обязательных показателей для государственных
предприятий;
Государственное
предпринимательство является важной
составляющей картины предпринимательского
бизнеса во всех странах с рыночно
ориентированной экономикой. Его
особенности в современной
Во-первых,
в Российской Федерации современное
государственное
Во-вторых,
в России, как и в других странах,
где развиваются рыночные отношения,
существует объективная необходимость
государственного предпринимательства
и существования
В-третьих,
в России сильны традиции вмешательства
в экономику органов
В-четвертых,
в России традиционно силен государственнический
менталитет. Широкие массы населения
зачастую испытывают к государственному
предпринимательству больше доверия,
чем к любой организационно-
В
России в первой половине 1990-х годов
ускоренными темпами стала
Почти 50% от общего числа хозяйствующих субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7%, строительстве - 70,2%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70% валового национального продукта».
Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций.
Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:10
Природопользование, общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Информация о работе Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики