Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа
Задачи данной работы, исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства;
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны;
изучить функции и значение государственного предпринимательства;
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.
Введение 3
1. Сущность государственного предпринимательства 5
2. Формы государственного предпринимательства в России 15
3. Пути повышение эффективности государственного
предпринимательства 23
Заключение 33
Список использованной литературы
Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей ранее системы управления может быть: 16
во-первых,
коллегиальность в принятии важнейших
хозяйственных решений
во-вторых, применение конкурсной системы подбора руководящих кадров;
в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок.
Практическая реализация этих положений видится в следующем:
При
отраслевом органе управления образуется
комиссия (комитет, совет) по управлению
казенными предприятиями. Организация
такого органа в системе Госкомимущества
нецелесообразна, поскольку управление
казенным предприятием требует
знания отраслевых особенностей производства.
Вместе с тем в состав этих комиссий
в целях недопущения
Попытка установить оптимальный правовой статус руководителей госпредприятий (как казенных, так и коммерческих) осуществлена Указом Президента РФ №120017. Им установлено, что правительство или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным руководителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве. В Указе перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок и условия его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб, причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.
Гражданско-правовой
характер контракта в принципе дает
возможность федеральным
В государственные коммерческие предприятия входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).
В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования. И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО: АО, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.
В
качестве общей цели создание АО со
100-процентным государственным капиталом
призвано решить задачу совмещения достаточно
плотной зависимости предприятия
от структур государственного управления
и достаточной
Государственное
влияние на промышленную политику предприятия
обеспечивается отходом от традиционной
организационной структуры
Целесообразно
ввести в состав совета директоров
наряду с представителями отраслевого
органа управления представителей администрации
предприятия, трудового коллектива,
местных органов власти. И конечно,
высококвалифицированных
АО
со 100-процентным государственным
капиталом несет
Наделение
хозяйственной
Более перспективны АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такое акционирование при его правильном проведении решит три основные задачи. 18
Во-первых, поскольку оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для реализации ваучеров через чековые аукционы.
Во-вторых,
сохраняется возможность
В частности, являясь крупным инвестором, государство может оказывать решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных долгосрочных программ.
В-третьих,
создаются предпосылки
Контрольный
пакет акций позволяет
Существующие правомочия государственных органов можно было бы признать оптимальными, если бы не порядок формирования совета директоров и правления, а также назначения генерального директора (президента) АО.
Дело в том, что на всех предприятиях, преобразованных в АО открытого типа в соответствии с Указом Президента № 72119, должностные лица не избираются собранием акционеров, а назначаются государственными органами и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующего должностного лица (исключая представителей трудового коллектива). Установленный порядок продолжает традицию, когда судьба хозяйственного руководителя зависит от структур (ранее партийных, теперь - государственных), которые не несут ответственности за провалы и не стимулируются в случае успешной работы вновь созданного АО.
В Указе №120020 порядок назначения главного менеджера в АО с государственным капиталом не выделен особо. В нем речь идет о "представителях государства в органах управления “АО” вообще. Согласно Указу такими представителями могут быть государственные служащие либо иные граждане РФ.
В
последнем случае Госкомимущество
России или Фонд федерального имущества
заключают с ними договор
гражданско-правового
Заключение
Итак, в заключение сделаем выводы по проделанной работе:
Во-первых,
государственное
Во-вторых,
приоритетно государственное
Информация о работе Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики