Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа
Задачи данной работы, исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства;
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны;
изучить функции и значение государственного предпринимательства;
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.
Введение 3
1. Сущность государственного предпринимательства 5
2. Формы государственного предпринимательства в России 15
3. Пути повышение эффективности государственного
предпринимательства 23
Заключение 33
Список использованной литературы
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.
Разграничение
государственной собственности
на федеральную собственность, собственность
субъектов РФ и муниципальную
собственность позволяет
Имущество,
находящееся в государственной
собственности, закрепляется за государственными
предприятиями и учреждениями во
владение, пользование и распоряжение.
Государственное имущество, не закрепленное
за предприятиями и учреждениями
(средства бюджетов и др.), составляет
государственную казну
К
государственному сектору относят
акционерные общества, в которых
контрольные пакеты голосующих акций
находятся в собственности
Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора включаются:11
Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.
Экономическую
структуру государственного сектора
образуют предприятия материального
производства, управляемые государством
непосредственно или через
Основу
государственного сектора России составляют
унитарные предприятия и
По отношению к государственным унитарным предприятиям органы государственной власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении контроля над деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.
В
уставе отражаются предмет деятельности,
порядок распределения доходов,
виды обязательной отчетности, ответственность
руководителя за результаты хозяйственной
деятельности и другие положения. В
контракте с руководителем
Основными общими признаками государственного предприятия в России являются:12
Государственное
предприятие на праве хозяйственного
ведения более самостоятельно в
организации производства, имея ряд
признаков, характерных для хозяйственных
обществ. Действующее законодательство
не предусматривает каких-либо ограничений
по производительному
Все
созданные до введения в декабре
1994 г. ГК РФ государственные предприятия
обладают имуществом на праве хозяйственного
ведения и могут распоряжаться
недвижимостью только с согласия
собственника. Они функционируют
до их приватизации или ликвидации.
Приватизация осуществляется в соответствии
с программой приватизации, утверждаемой
Государственной Думой. При этом
устанавливается перечень предприятий,
приватизация которых запрещена. Основанием
для ликвидации государственного предприятия
могут стать нецелевое
На
базе ограниченного круга
•
действует в рамках, определяемых
законами исключительно для
• преобладающую часть (более 50%) продукции поставляет государству;
• не подлежит приватизации.
Кандидатами
на получение статуса казенного
предприятия прежде всего являются
предприятия военно-
Казенные
предприятия являются коммерческими
организациями (хотя не все нацелены
на извлечение прибыли) и вступают в
экономические отношения с
Статус казенного предприятия не является раз и навсегда данным: если потребность в соответствующем виде продукции отпадает, то госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственного предприятия или приватизируется. Количество казенных предприятий определяется размером тех средств, которые могут быть направлены из федерального бюджета на поддержание их деятельности.
«Особенно
эффективны казенные предприятия в
оборонном комплексе благодаря
возможности использования
3. Путы повышение эффективности государственного предпринимательства
Государство
может способствовать решению макрозадач
путём сосредоточения усилий на избранном
направлении. Поворот к рынку
в нашей стране поставил дилемму
двух выборов: социалистического
Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия.
Они
находятся под прямым государственным
управлением по вопросам производства
(директивное планирование,
задания), политики цен, финансов,
материального стимулирования персонала.
Казенные предприятия не вправе
отказаться от заключения государственного
контракта на поставку товаров для
государственных нужд. Соответственно
они обязаны заключать конкретные
договоры с организациями - потребителями
товаров или услуг. Имущество
казенного предприятия
Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние.
Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.
Из сказанного следуют, по меньшей мере, два вывода:
- численность
казенных предприятий
- применительно к ним
целесообразно разработать
специальную систему
Казалось
бы, решение проблемы управления казенными
предприятиями можно найти на
путях заимствования опыта
Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).
В России в соответствии с Указом Президента РФ № 100315 решение о ликвидации федерального госпредприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики или хозяйства принимает Правительство РФ. Оно определяет, и федеральный орган исполнительной власти, который утверждает устав казенного предприятия и руководит его деятельностью.
Сохранив административную подчиненность предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной системы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль над его действиями.
Информация о работе Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики