Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:36, курсовая работа
Цель исследования анализ теоретических, методологических оснований государственного программирования как метода регулирования экономики, а также внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства РФ о программировании хозяйственной деятельности.
Задачи исследования
• провести краткий анализ форм государственного регулирования экономики;
• раскрыть понятие государственного программирования экономики и виды программ;
• выделить технологические особенности формирования и реализации государственных целевых программ в РФ;
• выработать предложения по совершенствования механизма реализации государственных целевых программ в РФ;
Введение 3
1 Теоретические основы государственного программирования экономики 6
1.1 Государственное регулирование экономики и его формы 6
1.2 Государственное программирование экономики как метод регулирования 15
1.3 Виды государственных программ 17
2 Государственное программирование в экономике Российской Федерации 24
2.1 Обоснование и целесообразность использования государственного программирования экономики в России 24
2.2 Перспективы развития государственного программирования экономики Российской Федерации 28
2.3 Анализ существующих целевых программ Российской Федерации и пути их совершенствования 32
Заключение 36
Список литературы 38
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
По экономической теории
«Государственное программирование в рыночной экономике: цели, направления, инструменты»
Выполнил:
Специальность: Маркетинг
Группа:
Форма обучения: заочное (второе высшее)
Год приема: 2009
Дата регистрации работы___________
Регистрационный номер____________
Руководитель: Гагаринов В.И.
Киров 2009 г.
Содержание
Введение
1 Теоретические основы государственного программирования экономики
1.1 Государственное регулирование экономики и его формы
1.2 Государственное программирование экономики как метод регулирования
1.3 Виды государственных программ
2 Государственное программирование в экономике Российской Федерации
2.1 Обоснование и целесообразность использования государственного программирования экономики в России
2.2 Перспективы развития государственного программирования экономики Российской Федерации
2.3 Анализ существующих целевых программ Российской Федерации и пути их совершенствования
Заключение
Список литературы
Наметившиеся тенденции отказа от использования концепции экономического либерализма в экономической политике Российского государства ставят перед экономической наукой задачу разработать и обосновать, а перед государством - законодательно воплотить эффективный механизм государственного регулирования социально-экономического развития страны.
Одним из функциональных элементов государственного воздействия на экономику является государственное планирование хозяйственной деятельности. К сожалению, либеральной «волной» реформ был «смыт» бесценный опыт планирования, наработанный в СССР; теоретические разработки в этой сфере, как юристов, так и экономистов оказались невостребованными и постепенно «заглохли».
Наиболее перспективной формой государственного регулирования являются целевые программы, представляющие собой правовую форму реализации программно-целевого подхода, который позволяет обществу в приоритетном порядке решать долгосрочные и среднесрочные задачи социально-экономического развития.
В последние годы появляется все больше публикаций, связанных с обсуждением возможностей применения программно-целевых методов для прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития страны в целом и отдельных территориальных комплексов. Возрождающийся интерес к программно-целевым методам связан со вниманием экономической общественности к возможности совершенствования методов государственного целеполагания и регулирования экономики для достижения ее сбалансированности в целом.
Применение программно-целевых методов является оправданным и обоснованным при наличии в социально-экономической системе страны или региона неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и других. Необходимость использования данного метода государственного регулирования экономики возрастает при решении комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.
Научные исследования в области государственного программирования в социальной сфере уже долгие годы являются пристального внимания научной мысли. Особый интерес к проблемам государственного программирования в социальной сфере возник в связи с разработкой, главным образом в странах Западной Европы, теории социального государства (А. Абендрот, Х. Байер, Б. Венер, Г. Геллер, К. Ленк, Ф. Нойманн, Г. Риттер, М. Спикер и другие).
В последние годы разработка проблем государственного программирования в социальной сфере осуществляется такими отечественными экономистами и социологами, как А. Воякиной, Л. Герцбергом, Р. Гринбергом, А. Дмитриевым, Е. Жильцовым, И. Зайцевым, В. Любовным, Микульским, О. Пчелинцевым, В. Радаевым, А. Салженицыным, Г. Шимом, Л. Якобсоном и другими. В частности, вопросам специфики, сущности и содержания государственного воздействия на социальную сферу большое место уделяется в трудах Л. Гуслякова, В. Ковалева, В. Кувшинникова, В. Лексина, В. Лукова, Г. Осипова, М. Перфильева, В. Рахманова, В. Роговина, В. Рожина, З. Саралиева, И. Слепенкова, П. Павленка, Е. Холостовой, В. Худовердяна, А. Шевцова, Е. Ярской-Смирновой и других. В указанном контексте различные аспекты социального обеспечения, социальной защиты населения рассматриваются в работах М. Делягина, В. Комаровского, П. Кудюкина, В. Милецкого, Н. Римашевской, Е. Шестакова и других.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений в системе государственного управления, связанная с вопросами научно обоснованного влияния программно-целевого подхода на социальную сферу общества.
Предметом исследования являются принципы, методы, технологии государственного программирования как функции и способа государственного управления в социальной сфере.
Цель исследования анализ теоретических, методологических оснований государственного программирования как метода регулирования экономики, а также внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства РФ о программировании хозяйственной деятельности.
Задачи исследования
провести краткий анализ форм государственного регулирования экономики;
раскрыть понятие государственного программирования экономики и виды программ;
выделить технологические особенности формирования и реализации государственных целевых программ в РФ;
выработать предложения по совершенствования механизма реализации государственных целевых программ в РФ;
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Теоретически понятие государственной экономической шире понятия государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Для уяснения механизма государственного регулирования экономики целесообразно охарактеризовать его объекты, цели, инструменты (средства).
Объекты государственного регулирования
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики - это:
экономический цикл;
секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
условия накопления капитала;
занятость;
денежное обращение;
платежный баланс;
цены
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
условия конкуренции;
социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
подготовка и переподготовка кадров;
окружающая среда;
внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. [1]
Рассмотрим важнейшие из них.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.