Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:36, курсовая работа
Цель исследования анализ теоретических, методологических оснований государственного программирования как метода регулирования экономики, а также внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства РФ о программировании хозяйственной деятельности.
Задачи исследования
• провести краткий анализ форм государственного регулирования экономики;
• раскрыть понятие государственного программирования экономики и виды программ;
• выделить технологические особенности формирования и реализации государственных целевых программ в РФ;
• выработать предложения по совершенствования механизма реализации государственных целевых программ в РФ;
Введение 3
1 Теоретические основы государственного программирования экономики 6
1.1 Государственное регулирование экономики и его формы 6
1.2 Государственное программирование экономики как метод регулирования 15
1.3 Виды государственных программ 17
2 Государственное программирование в экономике Российской Федерации 24
2.1 Обоснование и целесообразность использования государственного программирования экономики в России 24
2.2 Перспективы развития государственного программирования экономики Российской Федерации 28
2.3 Анализ существующих целевых программ Российской Федерации и пути их совершенствования 32
Заключение 36
Список литературы 38
создание условий замещения импорта (программы развития АПК, а также отраслей, производящих товары народного потребления);
повышение устойчивости финансовой системы (программа развития специализированных банков);
переориентацию потоков (ресурсов и финансов) на внутренний рынок;
стимулирование иностранных инвестиций тогда, когда они обеспечивают доступ к новым технологиям;
развитие малого и среднего предпринимательства.
Реализация указанных программ позволит повысить устойчивость отечественной экономики. Отметим, что развитие и применение программно-целевых методов в российских условиях особенно актуально вследствие действия совокупности нижеследующих факторов[8].
В трансформирующейся экономике необходимо формирование устойчивых и долгосрочных ожиданий крупного бизнеса, без которых невозможно воспроизводство ресурсной и производственной базы с длительным инвестиционным циклом.
Кардинальное изменение структуры экономики, в частности, переход от «сырьевой» к «инновационной» модели развития, невозможно без реализации масштабного комплекса соответствующих целевых программ.
Необходимость преодоления долгосрочных негативных тенденций, в частности, снижения численности населения, старение населения, износа основных фондов и других.
Необходимость повышения устойчивости экономики РФ за счет снижения зависимости от внешних условий.
Значительная несбалансированность и асимметрия развития регионов РФ по большинству ключевых параметров (структура экономики, уровень жизни, ВРП, развитие инфраструктуры, климатические условия, ресурсный потенциал, демография, этнический и религиозный состав).
История российских федеральных целевых программ (ФЦП) насчитывает уже почти два десятка лет. Но до сих пор процессы их формирования, исполнения, а также достигнутые в рамках их реализации результаты выглядят весьма спорно.
Путин и Медведев в последние годы в общем объеме бюджетных расходов на ФЦП прослеживалась тенденция сокращения удельного веса финансирования тех программ, которые можно условно отнести к разделу «экономика», хотя именно они обладают наибольшим потенциалом по привлечению внебюджетного финансирования.
При сокращении расходов по ФЦП отсутствует ясность, какие же именно мероприятия являются для страны (а значит, и для нас с вами) ключевыми, а какие второстепенными; насколько «эластичны» те или иные мероприятия по реализации ФЦП к снижению уровня их финансирования.
ФЦП задуманы как инструмент реализации, прежде всего долгосрочной экономической политики государства. В то же время большинство действующих целевых программ рассчитано не более чем на пять лет, а состав их постоянно варьируется.
Есть и проблемные моменты, общие для многих целевых программ:
недостаток полного пакета проектных документов и разрешений на реализацию программы;
неполная реализация программных мероприятий в связи с недостатком финансирования.
Для решения этих проблем необходимо принимать срочные меры.
Во-первых, ужесточить контроль в сфере проведения в жизнь и финансирования ФЦП. Это подтвердил в сентябре 2008 г. на заседании президиума правительства и глава Белого дома Владимир Путин: «Не допускать включения в ФЦП явно бесперспективных и неактуальных так называемых научных исследований. Надо подумать, как тратятся государственные деньги».
Во-вторых, наладить либо модернизировать действующий правовой механизм по устранению недостатков ФЦП, выявленных в результате анализа уже имеющегося опыта их реализации. Необходимо обеспечить жесткий барьер на пути включения в целевые программы той проблематики, которая может и должна решаться министерствами и ведомствами без использования программных инструментов. Необходимо проработать и ввести систему количественных и качественных индикаторов, позволяющих отслеживать изменения и достижения в ходе реализации программ.
В марте 2008 г. на заседании правительства был представлен отчет о выполнении ФЦП за 2007 г. И хотя в целом оценка, данная ходу реализации программ, была положительной, Минэкономразвития признало полностью неэффективными пять федеральных целевых программ. Вот эти «аутсайдеры»:
«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья»,
«Повышение безопасности дорожного движения»,
«Глобальная навигационная система»,
«Промышленная утилизация вооружения и военной техники»,
«Электронная Россия».
Формирование ФЦП и оценка результатов их реализации должны стать более прозрачными и публичными. Это совершенно не тот случай, когда кулуарность и отсутствие учета мнения экспертов могут дать положительный результат.
Но большинство перечисленных выше проблем носят всетаки организационный, а не системный характер.
На заседании президиума правительства премьер-министр Владимир Путин заявил что, к реализации федеральных целевых программ (ФЦП) будут допущены специализированные управляющие компании, в том числе негосударственные. Эксперты считают эту идею заслуживающей внимания, опасаясь, впрочем, непрозрачности при распределении госинвестиций и отсутствия четких критериев для оценки реализованных программ.
Сейчас в России реализуется 47 ФЦП, в том числе «Культура России», «Жилище», «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта», «Энергетика и энергосбережение», «Рациональное природопользование». Объем финансирования ФЦП в 2008 году составит 690,75 млрд руб. Однако в прошлом году не все выделенные государством деньги удалось потратить: заказчики ФЦП израсходовали лишь 85% от годового плана. Судя по первому кварталу нынешнего года, освоение госинвестиций идет еще более вяло: потрачено всего 6,3% планового объема. Другая проблема заключается и в несвоевременном финансировании программ.
Владимир Путин назвал эту ситуацию абсолютно недопустимой и потребовал разобраться с управленческими сбоями. По словам Путина, необходимо «четко отстроить все организационные механизмы, связанные с выполнением целевых программ». Из года в год наблюдается ситуация, когда реальное начало реализации программ затягивается до середины года. Главе Минфина Алексею Кудрину Владимир Путин сообщил, что «это не тот способ борьбы с инфляцией, который может быть взят на вооружение». Для динамичной реализации ФЦП премьер-министр предложил привлечь управляющие компании (УК), в том числе негосударственные. «Закон это позволяет, во всяком случае, не запрещает, и это оправданно», — отметил Владимир Путин.
По мнению экспертов, идея привлечения негосударственных УК заслуживает пристального внимания. «Государство аккумулирует гигантские финансовые ресурсы, управлять которыми становится все сложнее, поскольку госучреждения изначально не были ориентированы на решение таких госзадач, например таких, как разработка документов для инвестпроектов», — пояснила директор Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон» Елена Матросова. Бизнес справится с этим лучше: ведь каждая крупная компания занимается инвестированием.
Впрочем, эффективность участия частных управляющих компаний будет зависеть от многих нюансов. «Изначально нужно очень четко сформулировать цели ФЦП, а затем должен быть адекватный спрос с компаний, реализующих программу и распоряжающихся большими деньгами», — рассуждает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По мнению Елены Матросовой, пока неясно, как будут выбираться управляющие компании. Тем не менее госконсалтинг сейчас одно из самых привлекательных направлений развития бизнеса, и многие компании захотят поучаствовать в реализации ФЦП.
Кстати, оценить эффективность работы самих бизнес-структур, привлеченных к реализации ФЦП, скоро станет проще. Владимир Путин поставил перед Минэкономразвития задачу перейти к проектным методам построения ФЦП, когда каждое программное мероприятие будет иметь четкое экономическое обоснование, сроки исполнения и показатели оценки результата.
За последние годы руководство Российской Федерации предприняло ряд шагов по созданию системы целевых программ[9].
В настоящее время реализуются четыре приоритетных национальных проекта: «Жилье», «Образование», «Здравоохранение», «Развитие АПК». Указом Президента №1226 от 21 октября 2005 года был создан Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.
Кроме приоритетных национальных проектов, реализуется более 50 Федеральных целевых программ, которые подразделяются на 7 основных разделов:
Развитие социальной инфраструктуры.
Развитие транспортной инфраструктуры.
Новое поколение.
Безопасность и экология.
Развитие науки и технологий.
Развитие регионов.
Развитие государственных институтов.
На основании планов ФЦП и других приоритетных проектов (сформированных, в том числе, по заявкам регионов), формируется Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), в рамках которой выделяются и контролируются средства.
Несмотря на преимущества программно-целевых методов планирования и программирования как инструмента решения комплексных социально-экономических задач, их эффективному внедрению в практику государственного регулирования препятствует ряд существенных факторов[10]:
во-первых, это недостаточная теоретическая и методологическая проработка. В частности, основной накопленный опыт в части реализации целевых программ относится либо к планово-директивной экономике, либо к развитой рыночной экономике зарубежных стран. Таким образом, отсутствует достаточный опыт реализации программ в рамках трансформирующейся экономики;
во-вторых, недостатки существующей законодательной и нормативной базы. Федеральное законодательство, определяющее основные нормы о порядке разработки и реализации целевых программ, не содержит подробной информации о регламентации действий органов управления программами, о методологии разработки целевых программ и о методиках оценки эффективности их реализации;
в-третьих, отсутствуют эффективные организационно-правовые и финансовые механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), которые являются необходимыми элементами успешной реализации значительной части целевых программ;
в-четвертых, существует негативный опыт реализации целевых программ, связанный с отсутствием методологических наработок, опыта реализации подобных программ органами власти и зачастую низким качеством проработки существенных технико-экономических моментов. В качестве примера можно привести результаты проверки Счетной Палатой РФ эффективности реализации программы «Юг России». Счетная Палата посчитала, что достаточного и поэтапного контроля за использованием выделенных средств не было, не оценивалась эффективность проводимых на эти средства мероприятий, а сами мероприятия были разрозненными, не объединенными в стройную стратегию и не сосредоточенными на наиболее важных направлениях развития социально-экономической сферы Юга России;
в-пятых, при использовании целевых программ возникают противоречия между повседневными и программными компонентами управления. Конфликт возникает вследствие необходимости перераспределения ресурсов в пользу программной составляющей, что может быть причиной конфликта интересов, а также вызывать временное ухудшение показателей текущей деятельности;
в-шестых, отсутствие организационных форм, приспособленных для разработки и реализации комплексных целевых программ развития. В частности, межотраслевые комиссии обладают невысокой эффективностью, т.к. основные задачи каждого участника процесса продолжают лежать в узкой функциональной области, и отсутствует привязка оценки деятельности участников процесса к результатам деятельности межотраслевых групп и реализации возложенных на них программ;
в-седьмых, зачастую существует рассогласованность федеральных, региональных и муниципальных программ развития, возникающая вследствие разработки различных программ разными командами, в разное время и в различных аспектах рассмотрения ключевых вопросов.
Для преодоления этих ограничений представляется целесообразным доработать существующую законодательную базу, прежде всего, с точки зрения формулировки и утверждения организационных и методологических норм разработки и реализации целевых программ.
Основными шагами по совершенствованию механизма реализации целевых программ могут являться:
создание Координационного органа на высшем уровне, ответственного за разработку и реализацию ФЦП;
в частности, основными вариантами организационной формы Координационного органа могут быть:
o Комитет при Администрации Президента РФ;
o Межведомственный Комитет при Председателе Правительства РФ;