Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:09, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 4
2. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 11
3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"МОСКОВСКИЙ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
филиал г. Бронницы
Кафедра экономических теорий
Дисциплина: Экономическая теория
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: "Государственное регулирование экономики"
экономического
факультета
«Экономика и управление на предприятии (транспорте)»
старший преподаватель
Бронницы 2011г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1.
НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
2. НАПРАВЛЕНИЯ
И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
3. ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21
1
Современная экономика
чрезвычайно сложна, она призвана
формировать условия для самых
разнообразных видов
В обеспечении нормального
Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.
Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики
— процесс воздействия
2
социальная
политика государства,
В качестве основных методов влияния
на экономику для достижения необходимых
обществу результатов государство
использует методы прямого и косвенного
воздействия. Использование этих методов
предполагает применение характерных
для них приемов и средств.
Так, метод прямого воздействия
на экономику реализуется
Далее рассмотрим государственное регулирование экономики более подробно.
3
Государство есть организация оседлого
населения, занимающего определенную
территорию и подчиняющегося одной
и той же власти. В древности
ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали
государство как форму
Неоспоримо одно: государство — продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.
Сегодня государство представляет
собою стержень существующей общественной
системы, оно концентрирует власть,
санкционирует существование
4
формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя
основу
институциональной иерархии. Государство
породило новую форму
Относительно масштабов
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов, которая провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. В связи с этим они призывали государство поощрять экспорт и сдерживать импорт.
В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство тремя функциями.
Первая и важнейшая функция
государства — хранить
Образование — вторая функция. Ф. Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение — единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный.
Предприятия общественного
характера также указаны
5
прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и
каналы очень полезны для
установления связи между
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное — для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содействовало ее быстрому успеху.
Марксистская теория утверждает,
что в ходе капиталистического развития,
чем сильнее тенденция к
Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала
6
стимулирование
совокупного «эффективного» спроса
путем «побуждения» к инвестированию
частного капитала, а также через
государственное финансирование общественных
работ и некоторое
Говоря о кейнсианстве, надо подчеркнуть,
что оно означает не только защиту
госсектора и государственного вмешательства
вообще, но представляет собой особую
концепцию регулирования
Противники же кейнсианской школы — сторонники неоклассической теории — исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен — лучшие механизмы установления экономического равновесия. На рубеже 70 — 80-х годов кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны неоконсервативного направления и, в первую очередь, со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Действительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой западной экономики. Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист, Нобелевский лауреат Милтон Фридмен. Он разделяет концепцию «экономического человека».
7
А. Смита и подвергает
Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста расходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, — это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.