Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 4
2. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 11
3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21

Работа состоит из  1 файл

курсач по эт.docx

— 62.31 Кб (Скачать документ)

Но неокейнсианцы по-прежнему исходят из того, что в капиталистической экономике существуют устойчивые причины, вызывающие отклонения от стабильного роста и оптимального использования ресурсов, и для их корректировки необходимо государство. Но, учитывая новые условия и критику своих противников, они вносят новые аспекты по сравнению с Кейнсом.

Таким образом, кризис кейнсианства оживил неоклассическое направление, но и  привел одновременно к дальнейшему  развитию самого кейнсианства. Различие между ними — в разных ответах  на вопрос: кто способен быстрее, эффективнее  и дешевле приспособить экономику  к неравновесным ситуациям —  рынок или государство.

Итак, государственное регулирование  дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, преступает этот

 

8

 предел, то происходит деформация самого  рыночного механизма. 

В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической  теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства  государства. Ответ на этот вопрос будет  различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).

Особое место занимает экономическое программирование, или  индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру  в соответствии с предусмотренным  вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют  многие страны. Возникло оно сразу  после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.

 

 

 

 

 

9

ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

 

Государственное регулирование  экономики ставит своей целью  соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при  этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы  в условиях экономической свободы  общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных  регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных  лиц. Государственное регулирование  направлено  также на защиту интересов  будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения  ее загрязнения, гибели природы.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны  по значению и масштабам воздействия. В дереве целей государственного регулирования экономики можно  выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходя из необходимости увязки общественных и частных интересов. Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной властью.

 

 

 

 

 

 

 

10

 

2. НАПРАВЛЕНИЯ И  МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ.

 

Государственное регулирование осуществляется через:

  1. правовые регуляторы;
  2. административные:
  3. экономические.

Правовое регулирование устанавливает  правила функционирования рынка, экономических  отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и  отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые  складываются в этом пространстве.

Основной причиной осуществления  правового регулирования экономики  в новых условиях является такой  недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных  негативных последствий. Целью правового  регулирования является обеспечение  цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в  действие законодательных и нормативных  актов. Первичные правовые основы для  всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно  на силе государственной власти и  включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их

 

11

 применение  сказывается на поведении хозяйствующих  субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

Административное регулирование  в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым  в тех областях, где полная экономическая  свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или  общества в целом.

К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет  к деформациям социально-экономической  системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным  в сфере развития рынка и в  процессе его формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12


МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Государство использует методы прямого  и косвенного воздействия на экономику.

Прямое воздействие предполагает использование административных методов. Косвенное - только экономических методов.

Особенности административных методов:

  1. они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
  2. базируются на силе и авторитете государственной власти;
  3. включают меры запрета, разрешения и принуждения;
  4. предусматривают организацию управления предприятиями, государственного сектора экономики, государственной собственности.

Экономические методы:

  1. государственное, экономическое прогнозирование. Оно основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике и в его процессе исследуются различные варианты развития социально-экономической

 

13

 

 системы  и формируется экономическая  политика государства.

  1. Государственное экономическое программирование. Экономические программы формируют цели развития, определяют материальные, финансовые средства реализации целей.

Объекты программ — отрасли, регионы, сферы НЭ и т. д.

  1. бюджетно-налоговое регулирование. Оно представляет собой одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.

Налоги являются источником доходной части бюджета, то следует совершенствовать налоговую систему. Необходимо также усиление роли бюджетно-налоговой системы для целей совершенствования бюджетного федерализма.

Совершенствование бюджетного федерализма  связано с разграничением налоговых  полномочий центра и регионов, рациональным использованием выравнивающих трансфертов.

  1. Денежно-кредитная политика. Она осуществляется Центробанком и должна быть направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

В процессе реализации денежно-кредитной  политики используются как методы прямого  воздействия, так и косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия относятся:

    1. Целевое кредитование, которое выражается в существовании системы кредитно- финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам;
    2. Установление «кредитных потолков» — ограничение объемов

 

14

 

 кредитов  тех или иных видов, что позволяет  сдерживать чрезмерную

кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной  деятельности;

    1. прямой контроль за установлением уровня % ставок — это установление Центробанком ставки рефинансирования и нормы обязательных ресурсов.

 

Косвенные методы:

    1. регулирование минимальных резервных требований;
    2. осуществление дисконтной политики;
    3. купля-продажа иностранной валюты;
    4. регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
    5. изменение курса национальной валюты;
    6. эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов;
    7. продажа-покупка государственных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО  ГОСУДАРСТВА.

 

Экономическая политика - это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей  развития в русле определенной идеологической парадигмы.

Для российской экономики сохраняется  угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой  экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в  мировом производстве и торговле. По прогнозам экономистов Россия уже в среднесрочной перспективе  столкнется как с ограничениями  эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями  на сколько-нибудь существенный экономический  рост. Без значительного реформирования российская финансовая система еще  долго будет оставаться потенциальным  источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение демографической  ситуации, кризис в сферах образования  и здравоохранения могут вызвать  ускоренную деградацию человеческого  капитала страны.

Единственным способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких  темпов экономического роста, который  остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию  мировой конъюнктуры последних  лет, за счет чего наша экономика получила значительные экономические преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может  быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента

 

 

16

 России "конкурентоспособным  должно быть все - товары и  услуги, технологии и идеи, бизнес  и само государство, частные  компании и государственные институты,  предприниматели и государственные  служащие, студенты, профессора, наука  и культура".

Поэтому в президентском послании Федеральному собранию в 2003 году поставлена задача удвоения за десятилетие (к 2010 году) внутреннего валового продукта страны.

В программе Правительства Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена  модернизация экономики в несколько  этапов.

Ключевыми задачами первого этапа, рамки которого были ограничены 2000 годом, являлось создание базовых законодательных  основ, обеспечивающих новые условия  хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с  его ресурсами.

На втором этапе (2001-2003 годы) начата реализация экономической политики, основанной на новых принципах. Дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных условий конкуренции провозглашаются основными мотивами экономической политики. В этот период планировалось сосредоточить инвестиционную активность государства на обновлении всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры. Цель финансовой политики государства - обеспечение финансовой стабильности и снижение долговой нагрузки на экономику. Предполагалось, что основным фактором экономического роста на этом этапе будет развитие "нового сектора" на базе высвобождения предпринимательской инициативы.

Информация о работе Государственное регулирование экономики