Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа
В настоящее время большинством стран мира рыночная экономика признан лучшим способом хозяйствования. Но рынок имеет ряд существенных недостатков. Считается, что рыночный механизм не способен обеспечить должной эффективности, когда дело касается коллективных товаров и услуг (оборона, услуги пожарных и т.п.), а также внешних эффектов (охрана окружающей среды), поэтому здесь государственное вмешательство необходимо.[1.с.7]
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большинством
стран мира рыночная экономика признан
лучшим способом хозяйствования. Но рынок
имеет ряд существенных недостатков.
Считается, что рыночный механизм не
способен обеспечить должной эффективности,
когда дело касается коллективных товаров
и услуг (оборона, услуги пожарных и
т.п.), а также внешних эффектов
(охрана окружающей среды), поэтому
здесь государственное
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономики такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства всё-таки велика. В ряде стран правительство дополняет рыночную экономику, создавая благоприятный режим для развития определённых секторов с помощью субсидий, кредитных льгот.
В настоящее время необходимость государственного регулирования экономики никем не отрицается. Поэтому анализ основных теоретических модели рынка, изучение возможных путей движения к обновлённой, динамично развивающейся экономике для условий России является очень актуальным.
Государственное регулирование
экономики – это система
Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование
экономики направлено на решения
различных задач, например стимулирования
экономического роста, регулирования
занятости, поощрения прогресса
развития в отраслевой и региональной
структурах, поддержки экспорта. Конкретные
направления, формы, масштабы государственного
регулирования экономики
Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Государственное регулирование
экономики – процесс
В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.
В данной работе рассматриваются
основные проблемы и теории в области
государственного регулирования экономики,
экономические цели государства, совокупные
и частные инструменты
Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
1 Сущность государственного регулирования экономики
Государственное управление экономикой стало необходимо для смягчения и предотвращения резкого спада производства. Как известно, в эпоху свободной конкуренции экономическое развитие проходило через определённые, сменяющие друг друга стадии, называемые экономическим циклом (оживление, подъём, спад, депрессия). В период кризиса резко сокращалось производство, росли цены, многие фирмы терпели крах, росла безработица. В этих обстоятельствах вмешательство государства было необходимо.
Участие государства стало абсолютно необходимым после того, как сложилось территориальное разделение мира, образовалась устойчивая мировая структура самостоятельных государств.
Государственное регулирование
можно характеризовать как
В странах с централизованной экономикой роль государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо более значительно и к тому же в прямой непосредственной форме в виде жёстких законов, распоряжения материальными, финансовыми, природными и трудовыми ресурсами, распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет.
В странах со свободной рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов значительно ниже. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, реализации социальных программ.[2. с. 22]
1.1 Цели и задачи
Главная цель государственного
регулирования экономики –
Всё это поддерживается и развивается в рамках интересов конкретного государства, в зависимости от его целей:
Цели, которых собирается достичь государство, зависят на каждом историческом этапе от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, её структуры, меры включения в международное разделение труда.
Главная задача государственного
регулирования экономики –
Основные функции
- разработка, принятие и контроль за выполнением хозяйственного законодательства;
- определение приоритетов макроэкономической политики;
- обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
- решение тех экономических
проблем, которые рыночный
Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач государственного регулирования экономики, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моменте, так и на перспективу.
Под «государственным регулирование экономики» в рыночных условиях хозяйствования понимают систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Сейчас государственное регулирование экономикой является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи:
- совершенствование
- поддержание оптимальных общеэкономических пропорций;
- совершенствование отраслевой
структуры экономики,
- оптимальное сочетание
текущих и перспективных
- создание благоприятных
условий для накопления
- поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе;
- регулирование занятости
и качества воспроизводства
- создание условий для
свободной и добросовестной
- охрана окружающей среды, предотвращение её заражения, недопущения гибели природы;
- обеспечение национальной безопасности и др.
1.2 Субъекты и объекты
государственного
Механизмы государственного регулирования экономикой характеризуют субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носителями хозяйственных интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наёмные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие и т.д.
Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, студентов, юристов и т.д. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Они используют различные каналы влияния на органы государственного экономического регулирования: рекомендации, советы, консультации, меморандумы.
Выразителями социально-
К государственному аппарату,
регулирующему экономическое
Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.