Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа
В настоящее время большинством стран мира рыночная экономика признан лучшим способом хозяйствования. Но рынок имеет ряд существенных недостатков. Считается, что рыночный механизм не способен обеспечить должной эффективности, когда дело касается коллективных товаров и услуг (оборона, услуги пожарных и т.п.), а также внешних эффектов (охрана окружающей среды), поэтому здесь государственное вмешательство необходимо.[1.с.7]
Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в какой-то степени создаёт и морально-этические устои общества.
Не менее важна также и фискальная функция налогов. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части околопроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.
Следует также отметить,
что указанное разграничение
функций налоговой системы
Существуют три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):
Фундаментальная задача государства
в этой сфере заключается в
том, чтобы посредством налогов
обеспечить потребности бюджета
и одновременно не вызвать недовольства
налогоплательщиков. При слишком
высоких налоговых ставках
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Неподвижных» систем налогообложения нет и быть не может.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течении года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и , соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности и экономического развития, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.[3 с.50]
2.2.2 Государственный бюджет
Государственный бюджет – это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет формируется балансом доходов и расходов за отчётный период.
Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому, данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета – это та сумма, на которую в данном году \расходы бюджета превосходят его доходы.
Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:
- неоправданно дорогостоящие социальные программы;
- крупномасштабный оборот «теневого» капитала;
- спад общественного
- рост предельных издержек общественного производства;
- огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.
Бюджетный дефицит относится к негативным экономическим категориям, наряду с инфляцией, кризисами, безработице, которые, однако, являются неизбежными элементами экономической системы.
Существует несколько концепций бюджетной политики. Общепринятая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако при более детальном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей стабилизующую направленность.
В данный момент всё большую
популярность приобретает концепция,
которая основывается на том, что
бюджет должен быть сбалансирован в
ходе каждого экономического цикла,
а не за каждый год. Данная концепция
предполагает, что правительство
осуществляет антициклическое воздействие
и одновременное стремится
Существует также концепция,
связанная с идеей так
Не смотря на все эти
концепции бюджетного дефицита, крупные
дефициты приводят к значительным отрицательным
последствиям для государств, поскольку
нарастание бюджетного дефицита приводит
к появлению и росту
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг очень тесно связаны.
В любом случае рост государственного долга влечёт за собой крайне негативные экономическое последствия, поскольку государство будет вынуждено поднять налоги (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения), а это, в свою очередь, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряжённость [4 с.34]
3 Государственное регулирование экономики в России
Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:
1. Повышение уровня жизни населения.
2. Обеспечение национальной безопасности.
3. Обеспечение достойного
места страны в мировом
Для выполнения 1 стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.
2 стратегическая задача
предполагает сохранение
3 задача, являясь особо
важной в условиях
Обеспечение относительной
самодостаточности российской экономики
предполагает создание самостоятельной
экономической системы
Тесная взаимосвязь
Для реализации долгосрочного
экономического роста России необходимо
основное внимание уделить развитию
факторов производства: человеческому,
природному, финансовому. Важно
стимулировать увеличение спроса на
отечественную продукцию со стороны
внутреннего рынка и расширять
возможность её реализации на внешнем
рынке. Основным способом расширения спроса
на внутреннем рынке является, помимо
повышения
Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологической продукции.
Обеспечить экономический рост можно при условии повышения уровня жизни производства товаров и услуг, роста производительности и труда, внедрение в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наёмных работников.
Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно выработать не только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими направлениями деятельности государства является:
Государственные институты
просто обязаны повысить качественную
составляющую законодательной базы
для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные
методы сотрудничества с предпринимательством,
снизить уровень
Проблема экономического роста, равно как и проблема экономического развития страны, весьма противоречива. Но при этом важно, чтобы рост и положительная динамика развития были устойчивыми. Это предпочтительнее, чем процесс спада и деградация. Также важно, чтобы каждый гражданин России ощутил на себе положительное воздействие экономического роста страны.
Заключение
Государственное регулирование – объективная необходимость развития экономики. Причём, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стане, при любой общественно - политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики , активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.
В рыночных условиях перед государством встаёт трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны – не разрушать эту систему излишним воздействием.
Экономический рост может
получить серьезную поддержку от
государства путём снижения налоговой
нагрузки или увеличения расходов государства
(последнее можно осуществить
в результате достаточно высокого уровня
государственных доходов). Решать проблему
увеличения доходов государства
через понижение налоговых
Налоговая система должна быть гибкой и динамичной. Она должна быть готова в максимально короткий срок подстраиваться к разным новшествам, возникающим на рынке. Главным препятствием в достижении такой подвижности является процесс законодательного обеспечения налогового процесса. [5 c.3]
Для сегодняшней России,
в период перехода к рынку, особенно
важно государственное
Список литературы