Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание

В настоящее время большинством стран мира рыночная экономика признан лучшим способом хозяйствования. Но рынок имеет ряд существенных недостатков. Считается, что рыночный механизм не способен обеспечить должной эффективности, когда дело касается коллективных товаров и услуг (оборона, услуги пожарных и т.п.), а также внешних эффектов (охрана окружающей среды), поэтому здесь государственное вмешательство необходимо.[1.с.7]

Работа состоит из  1 файл

Гос.регулирование экономики к.р.docx

— 47.83 Кб (Скачать документ)

Основными объектами государственного регулирования являются: экономический  цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платёжный баланс; цены; НИОКР; условия  конкуренции; социальные отношения (включая  между работодателями и работающими  по найму, а также социальное обеспечение); подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические  связи.

Соотношение между спросом  и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики  в квалифицированных и дисциплинированных работниках, плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведёт к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное  регулирование экономики уделяет  обращению денег. Основное направление  регулирования денежного обращения  – это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для  экономики.

Пожалуй, одним из важнейших  объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В  то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия  капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования  экономики различают в зависимости  от уровня решаемых мим задач и  методов решений. Это следующие  иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленности, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология). При  этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующем, а  какой – вторичным, поскольку  они все действуют в рамках одной системы.

 

1.3 Границы вмешательства  государства в экономику

 

Не менее важным является предоставление государством различных  общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  практически все потребности, которые  выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие  потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идёт об услугах коллективного  пользования: оборона государства, государственное управление, система  энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т.д. Здесь не обойтись без вмешательства государства  в экономику.

Последствия внешних эффектов также могут быть устранены только посредством государства. В процессах  производства и потребления могут  возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения  и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Перечисленные выше функции, которые выполняет государство  по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров  и устранению последствий внешних  эффектов, образуют максимальные границы  его вмешательства в экономику  свободного рынка. Вместе с тем эти  функции составляют минимально необходимые  границы регулирования реального  рынка. Следовательно, нерегулируемого  рынка вообще не может быть, поскольку  в определённом воздействии со стороны  государства нуждается даже самый  совершенный свободный рынок.

Если рассмотреть реальный конкурентный рынок более подробно, обнаружатся новые области экономической  жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым  более широкое участие государства  в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально  допустимые границы вмешательства  в экономику.

Коротко рассмотрим эти сферы:

  • Перераспределение доходов. Рынок принимает во внимание все доходы, полученные в результате деятельности свободной конкуренции на рынках факторов производства, причём размеры этих доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные лица, это лица, которые не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов также неприменимо к тем, кто занят в производстве общественных товаров, содержание таких работников становится задачей государства.

Государство берёт на себя обеспечение правовой базы и некоторых  важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения всех установленных законом правовых норм. Правительство устанавливает также законные шаблоны поведения, регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

  • Конкуренция. Конкуренция является основным регулирующим механизмом в экономике. В условиях действующей конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система фиксирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, внимательных к воле рыночной системы, ожидают прибыль и упрочнение позиций; те, кто нарушает законы рынка, обречены на убытки и в конечном счёте финансовый крах и банкротство. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Однако, в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством ряд сложных проблем. Обязанностью государства автоматически становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определённого уровня занятости, а также материального обеспечения людей, утративших рабочие места.
  • Инфляция и цикличность. Инфляция является сложнейшей проблемой рыночной экономики, которая решается путём проведения антиинфляционной политики.

Суть государственной  антициклической политики, состоит  в том, чтобы во время кризисов депрессий стимулировать спрос  на товары и услуги, капиталовложения и занятость. При длительном и  бурном подъёме в 

Экономике страны могут возникнуть опасные явления – исчезновение товарных запасов, рост импорта и  ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением, а следовательно, несправедливый рост заработной платы и цен. В такой  ситуации задача государственного регулирования  экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

  • Развитие фундаментальных научных исследований. Безусловно, заниматься научными исследованиями с длительными сроками окупаемости, большой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли не под силу рыночному механизму. Поэтому государство вынуждено стимулировать научно-технический прогресс. Такие исследования жизненно необходимы для поддержания отраслей, переживающих технологический кризис.
  • Реализация национальных интересов. Регулирование внешнеэкономических связей предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платёжными балансами и т.д.

 

1.4 Инструментарий государственного  регулирования

 

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий  набор инструментов. Основные инструменты  государственного регулирования:

  • фискальная политика – важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику;
  • денежная политика – денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объём денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учётную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции;
  • политика регулирования доходов – как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты);
  • социальная политика – социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищённых или слабо защищённых слоёв населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня жизни, достойных человека;
  • государственное регулирование ценообразования – государственное мероприятие по регулированию цен бывают трёх типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.
  • Внешнеэкономическое регулирование – экономические средства государсвтенного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Отдельным самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. [7, c.321]

Основные экономические  средства – это:

- регуляция учётной ставки (дисконтная политики, осуществляемая  Центробанком);

- установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые финансовые институты  страны обязаны хранить в центральном  банке;

- операция государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг, такие, как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение  спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Политика государственного  регулирования экономики

2.1 Социальная политики  государства

 

 

Государственная социальная политика является ещё одной важнейшей  сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие  цели:

- защита граждан от  экономического вреда и деградации  в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и  т.д.;

- обеспечение необходимых  условий развития каждой отдельной  личности и общества в целом;

- контроль морально-этических  основ общества.

Это предполагает перераспределение  дохода в пользу менее обеспеченных слоёв населения через систему  государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень  социальных гарантий, так и понятие  социальной справедливости обусловлены  степенью развития производственных сил  того и иного общества, его культурными  и политическими традициями.

 

2.2 Финансовая политика  государства

 

Совокупность мероприятий  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны называется финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят  от экономического состояния страны. Кризисное состояние экономики  предполагает финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение  спада производства и на стимулирование производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой – на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются также направления финансовой политики.

Уместность выбранной  финансовой политики, несомненно, зависит  от критической оценки, складывающейся в стране экономической ситуации. Необходимо также соблюдать «золотое правило» экономической теории, а  именно, при разработке прогнозов  и рекомендаций оценивать экономическую  ситуацию в стране такой, какая она  есть, а не такой, какой её хотелось бы видеть.

Между возникновением конкретной опасности, принятием решения, проведением  соответствующих действий и их эффектом неизбежно происходят временные  лаги (промежутки времени, разделяющие  вышеназванные процессы). Опасность  заключается в том, что отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным  задуманным, ещё более расшатывая, а, не стабилизируя ситуацию.

Финансовая политика любого государства складывается из двух взаимосвязанных  направлений деятельности государства: в области налогообложения и  регулирования структуры государственных  расходов (фискальная политика) и в  области регулирования бюджета ( бюджетная политика).

 

2.2.1 Налоги

 

Налоги занимают центральное  место в комплексе экономических  методов.

Оперируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения адекватно ситуации, государство создаёт условия  для ускоренного развития определённых отраслей и видов производства, способствует решению актуальных для общества проблем.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, а также  всячески поддерживать его. Главное  средство оказания помощи малому бизнесу  – особые льготные условия налогообложения.

Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов  проявляется, прежде всего, в том, что  сумма прибыли, направленная на техническое  развитие освобождается от налогообложения.

С помощью налогов государство  добивается также перераспределения  ресурсов. Благодаря налогам в  государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  проблем народного хозяйства, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ –  научно-технических, экономических  и др.

Посредством налогов, государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и затратоёмкие с длительными сроками окупаемости  затрат (железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и  др.)

Информация о работе Государственное регулирование экономики